Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(297)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Соловьева Е.Ю. ОБРАЗ ДРУГА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 1(297). URL: https://sibac.info/journal/student/297/357456 (дата обращения: 19.01.2025).

ОБРАЗ ДРУГА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Соловьева Елизавета Юрьевна

студент, Калужский государственный университет,

РФ, г. Калуга

Еремин Александр Николаевич

научный руководитель,

д-р филол. наук, Калужский государственный университет,

РФ, г. Калуга

THE IMAGE OF A FRIEND IN THE LINGUISTIC WORLDVIEW OF A MODERN PERSON

 

Elizabeth Soloveva

student, Kaluga State University,

Kaluga, Russia

Alexander Eremin

scientific supervisor, Doctor of Philology, Kaluga State University,

Kaluga, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье мы обсудим, как запечатлён образ друга в современных произведениях и произведениях, выпущенных до 2000, сравним отличается ли дружба и отношение к ней.

ABSTRACT

In this article, we will discuss how the image of a friend is captured in modern works and works released before 2000, and compare whether friendship and attitude towards it differ.

 

Ключевые слова: культура, литература, дружба.

Keywords: culture, literature, friendship.

 

В современном мире дружба часто строится и осуществляется через цифровые платформы, такие социальные сети, как мессенджеры и видеозвонки. Современные технологии позволяют мгновенно передавать сообщения и информацию, что может ускорить процесс формирования дружбы. Это позволяет людям общаться на расстоянии, но может также привести к поверхностным отношениям и менее глубоким взаимодействиям.

Отличия в языковой картине мира российских произведений о дружбе до 2000-х годов и современных можно рассмотреть через несколько аспектов: тематика, стиль, представление дружбы, социальный контекст, средства массовой информации и технологии, лексика.

1) Тематика:

- До 2000-х годов: в произведениях этого периода дружба часто изображается как идеал, связанный с высоким нравственным обязательством. Дружба могла быть представлена как жертвенность, преданность и поддержка в трудные времена. Примеры таких произведений включают классические романы и повести, например, «Война и мир» Льва Толстого, где дружба на фоне исторических бурь раскрывает лучшие человеческие качества. Один из ярких примеров — дружба между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Их взаимопонимание и поддержка важны для обоих. Например, Пьер находит в Андрее душевный покой: "Он чувствовал, что из всех людей только Андрей понимает его". В ходе войны и хаоса дружба становится ещё более ценным ресурсом. Пьер говорит: "Я чувствую, что дружба — это то, что дарует силу в тяжёлые времена". Эта мысль подчеркивает, что настоящая дружба помогает преодолевать трудности [3].

- Современные произведения: в современных текстах концепция дружбы становится более разнообразной и многогранной. В них часто исследуются сложные и противоречивые аспекты дружбы, такие как предательство, зависть или изменение отношений под влиянием внешних обстоятельств. К примеру, в современных романах дружба может описываться как неразрывная связь, которая порой оказывается под угрозой в условиях стресса или жизненных изменений. Так, например, В трилогии "Голодные игры" Сюзанны Коллинз, особенно в последней книге "Сойка-пересмешница", тема дружбы играет важную роль в становлении и развитии персонажей. В контексте разрушительного мира, в котором живут герои, дружба служит не только эмоциональным якорем, но и критическим элементом в борьбе против подавляющей власти. Друзья нередко испытывают недопонимание и конфликт, но этот опыт укрепляет их связь [2].

2) Стиль:

- До 2000-х годов: стиль произведений этого периода чаще всего более формален и литературен, с большим акцентом на философские размышления о дружбе. Язык описаний дружеских отношений бывает изысканным и насыщенным метафорами, часто включает в себя многоэтажные диалоги, которые раскрывают внутренний мир персонажей.  Так, например, в произведении Льва Толстого «Детство» тема дружбы становится центральной в изображении взаимоотношений между детьми и их внутреннего мира. Дружба здесь представляется как искреннее и полное доверие, которое помогает героям справляться с эмоциональными переживаниями. В дружбе детей прослеживается искренность и открытость. Например, отношения Николеньки с друзьями наполнены наивностью, но в то же время удивительной глубиной. «Я чувствовал, что его дружба была мне дорога не как простой юношеский каприз, но как необходимость моего существования» [4].

- Современные произведения: современные авторы нередко используют более простой и разговорный язык. Язык становится более доступным, что позволяет легче передать эмоциональные переживания героев. Это делает описания дружбы более реалистичными и приближенными к жизни, в том числе через использование сленга или неформальных выражений. Так, в произведении «Черновик» Сергея Лукьяненко можно встретить множество примеров неформального общения между друзьями, что подчеркивает их близость и доверие. Персонажи часто используют сокращения и разговорные фразы. «Ты что, прикалываешься?» «Давай замутим старую тему?». «Ты опять вляпался в историю?» Данные примеры показывают, как общение героев с использованием сленга создает неформальную атмосферу, подчеркивая их дружеские отношения.

3) Представление дружбы:

- До 2000-х годов: дружба рассматривается как священная ценность, обладающая высокими моральными стандартами. Часто в таких произведениях дружба выступает как важно социальное явление, которое объединяет людей и служит основой для построения общества. В 80-х и 90-х годах дружба также часто формировалась в рамках школьных и университетских сообществ, а также посредством общих увлечений, таких как спорт, музыка и хобби. Друзья делились не только радостью, но и трудностями, поддерживая друг друга в трудные времена.  Так, например, в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» дружба Базарова и Аркадия играет ключевую роль. В их отношениях можно увидеть контраст между идеалами нигилизма и романтизма. Например, Аркадий восхищается Базаровым, в то время как Базаров не скрывает своего пренебрежения к сентиментальности: «Ты не понимаешь, Аркадий; ты хочешь идеализма, а я реальности». Тем не менее, эта дружба наполнена теплотой и глубиной, даже несмотря на разницу в их взглядах. Примером этого может служить ситуация, когда Аркадий сильно переживает по поводу Базарова и его состояния, что демонстрирует его привязанность и уважение к другу [5].

- Современные произведения: дружба может быть представлена в гораздо более приземленном и прагматичном свете. Авторы исследуют, чем дружба может быть полезна в современных условиях (например, поддержка в карьере, социальные связи и т. д.). Иногда дружба признается временной или условной, что отражает особенности быстрого темпа жизни и изменяющихся социальных норм. Так, в произведении Стивена Чбоски "Хорошо быть тихоней" является отношения главной героини Эллисы с одноклассником Райаном. В начале романа они начинают общаться, так как им нужно создать проект в школе.

4) Средства массовой информации и технологии:

- До 2000-х годов: технологии, такие как телефоны и факсы, начали развиваться, но они не заменяли личное общение. Общение в основном происходит через письма или телефонные звонки, но чаще друзья предпочитали видеться лично. Так, например, в романе Вениамина Каверина "Два капитана" переписка между главными героями – Сашей Григорьевым и Володей Шматовым – играет важную роль в развитии их отношений и отражает их внутренние переживания, надежды и мечты.

- В современных произведениях: дружба может также соединяться через призму мировых технологий и социальных сетей, чего не было в более ранних текстах. Это порождает новые формы взаимодействия и понимания дружбы, которые отражают реалии современного общества. Например, в произведении «Мутный» Лии Стеффи дружба и взаимодействия персонажей часто проявляются через их онлайн-коммуникацию, что подчеркивает современное состояние отношений в цифровую эпоху.

5) Лексика:

-До 2000-х годов: дружба часто описывалась в терминах верности, долга и обязанности, отражая более традиционный и формальный подход к отношениям. Разговорные выражения и сленг не были так распространены в письменных работах, дружба часто описывалась в более формальном и вежливом языке. Часто использовались слова, такие как "товарищ", "знакомый", "сослуживец", "однокашник". Например, в произведении Михаила Шолохова «Тихий Дон» дружба между персонажами является важным аспектом, представленным через различные лексические средства. В тексте часто используются слова, такие как "товарищ", "брат", "дружок", "приятель". Эти слова подчеркивают близость отношений и взаимопонимание [6].

- Современные произведения: в современных произведениях дружба часто описывается в терминах эмоциональной связи, доверия и уязвимости, отражая более современный подход к отношениям. Разговорные выражения и сленг часто используются в письменных работах, и дружба часто описывается в более неформальном и разговорном языке. Такие слова как "друган", "приятель", "лпшка" и "бро", часто используются для описания дружбы, отражая более неформальный и интимный подход к отношениям. Так, например, в трилогии «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дашнера лексикаподчеркивает важность таких эмоций, как солидарность, доверие, поддержка, готовность к жертве и принятие. Эти аспекты создают прочную основу для отношений между персонажами в условиях испытаний, с которыми они сталкиваются. В тексте герои часто обращаются к друг другу сокращенно «Том (Томас)», «Мин (Минхо)», а также используют выражения «бро», «брат», «партнер», «команда» [1].

 

Список литературы:

  1. Джеймс Дэшнер Бегущий в лабиринте. Издательство АСТ. 2019г.
  2. Коллинз С. «Голодные игры». Перевод с английского А. Шипулина. Москва: Издательство АСТ, 2022.
  3. Толстой Л.Н. Война и мир. - М., 1981.
  4. Толстой Л. Н. Детство. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Тургенев И. С. Отцы и дети. - М.: Детская литература. - 2002.
  6. Шолохов М.А. Тихий Дон / М.А. Шолохов. - М.: Изд-во «Э», 2015.

Оставить комментарий