Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ СТЕПНОГО ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ «ЖАР-ПТИЦА»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль эпитетов как одного из ключевых выразительных средств языка в создании образов степного пейзажа. Эпитеты, обладая большой эмоционально-выразительной силой, способствуют раскрытию уникальности степи, её величия, красоты и символического значения. Работа подчеркивает значимость эпитетов в литературе как средства, позволяющего автору выразить своё отношение к описываемой природе и создать у читателя целостное восприятие степного пространства.
Ключевые слова: Оразбек Сарсенбаев, выразительные средства, эпитеты, литературное наследие, степной пейзаж, художественный образ, художественную выразительность.
Выразительные средства языка занимают особое место в литературе, являясь основным инструментом для создания художественного образа, передачи эмоций и формирования эстетического воздействия на читателя. Эпитет — это выразительное средство языка, которое представляет собой образное определение, придающее слову яркость, эмоциональную окраску и художественную выразительность. В литературе эпитеты играют важную роль в создании живых и запоминающихся образов, особенно при описании природы. Казахская степь, как один из ключевых символов национальной культуры, часто описывается через эпитеты, которые передают её необъятность, красоту и философскую значимость. Эпитеты помогают передать характерные черты степи: её широту, свободу, бесконечность и гармонию с небом. Особое значение эпитеты приобретают в описании эмоционального состояния человека на фоне природы. Они подчёркивают связь героя с родной землёй и выражают его внутренние переживания. Кроме того, эпитеты в казахской литературе часто несут символическую нагрузку. Степь олицетворяет не только природную среду, но и философские идеи свободы, мечты, духовного поиска, а также отражает национальную идентичность. Именно благодаря этому произведения талантливых писателей и поэтов находят отклик в сердцах читателей и становятся отличным материалом для изучения в школе. Одним из таких авторов является Оразбек Сарсенбаев.
Оразбек Сарсенбаев (1925–1997) — казахский писатель, поэт и драматург, внесший значительный вклад в развитие казахской литературы. Его повесть «Жар-птица» является одним из наиболее известных произведений, в котором автор соединяет глубокую философию и яркие образы природы. В центре повести — символический образ Жар-птицы, олицетворяющий мечту и стремление человека к идеалу. Через описания степного пейзажа Сарсенбаев раскрывает темы свободы, духовного поиска и гармонии с природой.
Отрывок из произведения О.Сарсенбаева «Жар-птица».
Снег валил второй день и плотно укрыл необозримую степь. Он был мягок, пушист, в нем играл, и переливаясь, многоцветные искорки. Колючий тростник и кряжистые кусты вырядились в мохнатые белые шапки. Горизонта не видно. Будто слились небо и земля. Вокруг простиралось безмолвие, окутанное белым покрывалом. К обеду начала рассеиваться тускло-серая хмарь, и на небе высветилось пятнышко. Там, наверное, и было солнце. Степь словно заворожена тишиной, дремлет под уютным покровом. Хлопотуньи-сороки суетятся, мечутся от куста к кусту, сухо шелестя крыльями. Ошалело вспархивают из-под ног жаворонки. Легкий сухой морозец приятно пощипывает щеки. На чуть-чуть темнеющей сквозь снег тропинке дымится свежий помет.
А посмотришь вокруг — вроде бы и любоваться нечем. Камни, что ли? Пески? Степь? Реки, озера? Экая невидаль! Где этого нет?! Но есть что-то таинственное, трудно постижимое в любви и привязанности присырдарьинских казахов к родной земле. С раннего детства, едва постигнув смысл отдельных слов, Бекбаул и его ровесники слышали от древних стариков и старух удивительные предания, сказания и легенды о своих предках, о прошлом родного края. С юных лет глубоко запали в их души причудливые рассказы об исчезнувших таинственных городах Отрар, Сыганак, Жолек, Окши-Ата, Жунис-Ата, Сайрам, Балапан-тюбе, Жундикум, Кызыл-там, Камыскала, Яна-курган, Чулак-курган, о бесстрашных батырах, свято оберегавших честь родной земли. [1, гл. 1]
Применение эпитетов, таких как “мягкий, пушистый снег”, “мохнатые белые шапки” и “тускло-серая хмарь”, создаёт живописную картину, где природа представлена как спокойная, умиротворённая, почти сказочная. Эти эпитеты не только описывают внешний вид природы, но и подчеркивают её мягкость и тишину, создавая атмосферу покоя и гармонии. Эпитеты, такие как “безмолвие, окутанное белым покрывалом”, акцентируют внимание на тишине и безмолвии степи, усиленно описывая её абсолютную изоляцию от внешнего мира. Они показывают степь как пространство, в котором человек может найти внутренний мир и сосредоточиться на своих чувствах и размышлениях.
Кроме того, эпитеты создают у читателя ощущение безграничности степи, её величия и вечности. Например, “необозримая степь” символизирует бескрайность и открытость, а “степь, заворожённая тишиной” подчёркивает её спокойствие и неизменность. Эти эпитеты погружают читателя в атмосферу простора, где границы между землёй и небом стираются, а сам пейзаж становится почти мистическим и неосязаемым.
С помощью эпитетов Сарсенбаев также передаёт философскую составляющую произведения. “Степь, дремлющая под уютным покровом” не просто описывает внешний вид природы, но и даёт нам понять её связь с внутренним миром героев. Это выражение метафорично отображает покой и умиротворение, что можно воспринимать как символ духовного поиска и внутренней гармонии. Эпитеты показывают степь не только как часть природы, но и как философский образ, глубоко связанный с духовной жизнью человека, его историей и идентичностью.
Использование эпитетов в описаниях природы в «Жар-птице» позволяет Сарсенбаеву усилить символику степи, сделав её не просто фоном, а важным элементом, через который раскрывается личность героя и философия произведения. Эпитеты не только делают описание природы более ярким и образным, но и создают многослойную картину, в которой каждый элемент имеет своё глубокое значение.
В произведении Оразбека Сарсенбаева «Жар-птица» эпитеты выполняют несколько ключевых функций, усиливая выразительность и глубину текста. Во-первых, они помогают создать яркие визуальные образы, которые погружают читателя в атмосферу степного пейзажа. Во-вторых, эпитеты передают эмоциональное состояние героев, выражая их внутренние переживания, стремления и конфликты.
В заключение можно отметить, что эпитеты в произведении Оразбека Сарсенбаева «Жар-птица» выполняют важную роль в создании ярких образов степного пейзажа и глубоком раскрытии внутреннего мира героев. Они не только описывают природу, но и придают ей символическое значение, что помогает автору передать философские размышления о жизни, свободе и поиске смысла. Использование эпитетов позволяет усилить эмоциональную насыщенность текста, делая его более выразительным и многослойным. Через эти художественные средства автор мастерски соединяет красоту степи с духовным поиском персонажей, что придаёт произведению особую глубину и значимость.
Список литературы:
- Сарсенбаев О. «Южный горизонт. Повести и рассказы». (гл. 1) https://knigi-online.org/other/126831-yuzhnyi-gorizont-povesti-i-rasskazy-orazbek-sarsenbaev.html
- Булахова Н.П. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЭПИТЕТ (ПРЕДУГОТОВЛЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ), 2022
- Есимов Г. Поэтика казахской литературы. Алматы, 2005.
- Смагулова А. Художественный мир степи в казахской прозе. Алматы, 2013.
- Алдашева, А. Казахская литература XX века: Исследования и аналитические статьи. — Алматы: Дәуір, 2012.
- Жиренчин, Т. Художественная образность в казахской литературе. — Алматы: Қазақ университеті, 2006.
- Тажибаев, Т. Тематические и стилистические особенности казахской прозы XX века. — Алматы: Қазақ университеті, 2008.
- Мукашева, Ш. Поэтика казахской прозы Оразбека Сарсенбаева. — Алматы: Қазақ әдебиеті, 2010.
- Кенжеахмет, З. Литературное творчество Оразбека Сарсенбаева. — Алматы: Жазушы, 2002.
Оставить комментарий