Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Моисеева И.И. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 40(294). URL: https://sibac.info/journal/student/294/352215 (дата обращения: 14.01.2025).

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ

Моисеева Ирина Ивановна

студент 4 курса, группа ЗБ-НДО-21, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

РФ, г. Якутск

Сакердонова Анна Семеновна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры начального образования, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам формирования основ дизайнерского мышления младших школьников. Рассматривается актуальность использования 3D-технологий в образовательном процессе. Экспериментально проверены и обоснованы результаты педагогического исследования по изучаемой проблеме.

 

Ключевые слова: основы дизайнерского мышления, формирование основ дизайнерского мышления, младшие школьники, 3D-технологии.

 

Актуальность исследования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО), очевидно, что обществу в настоящее время необходима личность, которая способна самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать и анализировать пути их реализации. Такая личность должна самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, быть готова непрерывно получать новые знания и навыки [6, с. 13].

Современных российских младших школьников необходимо обучить такому уровню владения 3D технологиями, который соответствует мировым стандартам, а также социально-экономическим потребностям общества, в образовании, воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей поколения [4, с. 4].

Таким образом, исходя из вышесказанного, и в соответствии с концепцией развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации с содержанием учебных предметов появляется актуальное в настоящее время направление - 3D технологии.

Поэтому данное направление должно развиваться, но сделать это на уроках технологии не представляется возможным.

Внеурочная деятельность - неотъемлемый компонент образовательного процесса, который способен расширять необходимые возможности образовательной деятельности для формирования у школьников необходимых компетенций. Поэтому формирование у школьников компетенций в области 3D технологии возможно в рамках внеурочной деятельности. Однако встаёт проблема недостаточно разработанной методики обучения школьников основе 3D технологии. Все вышесказанное и определило актуальность данной работы.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой. По ее мнению, «оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом» [5, с. 53].

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников [3, с. 38].

Педагогические условия формирования дизайнерского мышления включают: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды [3, с. 39].

Таким образом, соблюдение данных условий будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования у младших школьников – гармоничному развитию личности учащегося, его приобщению к культурно-историческим достижениям общества, а также, созданию условий для самореализации.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Малыкайская СОШ им. М.В. Мегежекского» с. Малыкай Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 учащихся 4 «А» класса - 10 человек (экспериментальная группа) и 4 «Б» класса - 10 человек (контрольная группа).

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для проведения диагностики, с целью выявления исходного уровня сформированности основ дизайнерского мышления у учащихся 4 класса, нами были использованы следующие методики:

- «Пройди через лабиринт» (автор А.Л. Венгер) [1];

- «Домик» (автор Н.И. Гуткина) [3];

- «Графический диктант» (автор Д.Б. Эльконин) [7].

Результаты проведения констатирующего этапа по трем приведенным методикам показали, что 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы имели низкий уровень сформированности основ дизайнерского мышления. Эти учащиеся испытывали затруднение при выполнении заданий. Они задания воспринимали пассивно, а мыслили инертно. Таким образом, у учащихся 4 класса преобладал недостаточно высокий уровень исходного сформирования, но у детей контрольной группы уровень развитости креативного мышления был намного выше, чем у учащихся экспериментальной группы. Поэтому нам необходимо было проводить специально организованную педагогическую работу в этом направлении.

На формирующем этапе исследования мы разработали программу внеурочной деятельности с применением 3D технологий по формированию основ дизайнерского мышления у младших школьников с помощью 3D ручки.

Гипотезой нашего ܁исследования стало предположение, о том, что применение 3D технологий будет способствовать формированию основ дизайнерского мышления младших школьников, если:

- развивать способности детей высказывать широкое многообразие идей;

- дать возможность самовыражению младшим школьникам, отличающуюся от известных, общепринятых идей;

- создавать условия для созидания детьми продуктов с высокой степенью новизны.

Цели и задачи программы: формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоить элементы основных навыков по трёхмерному моделированию.

В ходе экспериментального исследования нами были апробированы занятия с применением 3 D ручки. В таблице 1 представлены темы проведённых занятий внеурочной деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1

Темы занятий внеурочной деятельности с применением 3D технологий по формированию основ дизайнерского мышления у младших школьников

Наименование раздела. Тема занятия

1

История создания 3Д технологии, Техника безопасности при работе с 3D ручкой

2

Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой

3

Техника рисования на плоскости.

4

«Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые» «Бабочка»

5

Практическая работа «Цветок»

6

Практическая работа «Узоры»

7

Дома на нашей улице

8

Строим башню

 

Итак, для развития гибкости и продуктивности были использованы такие упражнения, как: эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой, рисования на плоскости, рисования в пространстве, создание объёмной фигуры, «Насекомые», «Цветок», «Узоры» «Дома на нашей улице», «Строим башню», «Бабочка».

Например, на первом занятии мы с детьми знакомились с 3D ручкой, узнали, какие бывают виды ручек, смотрели видеоматериалы, много общались. Ребята просили научить, им было интересно. Также мы выполнили пару упражнений для развития гибкости и продуктивности креативного мышления.

Первое упражнение «Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой» - изучали эскизы, графики. Детям было очень интересно, хотели сразу приступить к работе. Некоторые дети уже были знакомы. Второе упражнение «Рисование на плоскости» - здесь даны различные красочные шаблоны, но на них есть ошибки, например, у дома нет трубы, у цветов нет листья. Ребята должны указать ошибки, изображённые на картинке. Это упражнение оказалось лёгким для них, ещё они соревновались между собой, кто быстрее найдёт ошибку.

На втором занятии мы отправились в «Путешествие в страну русских народных сказок», здесь ребята читали сказки, обсуждали героев, угадывали загадки, был мозговой штурм: блиц-опрос на тему герои сказок, «Собери картинку» (дети собирали из кусочков картинку здания). И также дети находили различные пути решения творческих задач.

Для развития оригинальности использовались упражнения такие, как: «Закончи рисунок», «Несуществующая рыба», «Представь себя…». На другом занятии дети выполняли упражнения для развития дизайнерского мышления и так далее. Выполняли упражнения «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей», здесь даётся шаблон по этим шаблонам дети должны создать обьемную фигуру по выбору. Детям понравилось это упражнение. Ещё выполнили практические занятия, как: «Цветок», «Узор» (детям необходимо придумать для себя шаблон). Рассматриваются самые необычные шаблоны, например: Дети сначала не знали что делать, спустя пару минут, они начали выдвигать свои идеи, идеи были очень креативные.

В ходе занятия дети показывали свои творческие и креативные способности, анализировали друг друга. Дети предлагали свои варианты шаблона, выделялись наиболее удачные, коллективно обсуждался полученный результат.

На занятиях дети погружались в творчески активную деятельность, которая требовала креативного подхода.

Для того, чтобы оценить эффективность разработанной и апробированной нами программы, был проведен контрольный этап. Сопоставление результатов констатирующего обследования школьников с данными контрольного этапа показало, что у учащихся экспериментальной группы в процессе формирующей работы произошла динамика уровня сформированности основ дизайнерского мышления.

Результаты свидетельствуют о формировании основ дизайнерского мышления у детей экспериментальной группы: количество детей с высоким уровнем выросло с 10% до 50%, с низкого уровня перешли на средний уровень 4(40%) детей. Соответственно низкий уровень на контрольном этапе полностью отсутствовал. В контрольной группе у детей динамика роста уровня сформированности дизайнерского мышления тоже отмечалась, но не так высоко, как в предыдущей группе: количественный показатель изменился только на 20% - с нижнего уровня перешли на средний уровень.

Таким образом, мы убедились на практике в том, что разработанные нами занятия с применением 3D технологий, позволили активно сформировать дизайнерское мышление у детей экспериментальной группы. Повысилась активность работы учеников на занятиях. Учащиеся стали активнее и с большим интересом заниматься. Дети экспериментальной группы стали уверенно проявлять свои конструкторские умения и навыки, умение анализировать планируемый предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между его назначением и строением.

Использование 3D технологий на занятиях помогло также расширить кругозор учащихся, побудить их самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, запоминающимся, интересным.

Итак, по итогам педагогического исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи успешно решены и выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Считаем, что необходимо активно внедрять в практику 3D технологии для формирования основ дизайнерского мышления у младших школьников.

 

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - Москва : Союз, 2003. - 225 с.
  2.  Возможности 3D-технологий в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.04.2024).
  3. Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей: дошкольный и младший школьный возраст: учеб.-метод. пособие  / Е.С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 208 с.
  4. Землянов, Г.С. 3D-моделирование [Электронный ресурс] / Г.С. Землянов, В.В. Ермолаева // Молодой ученый. - 2015. - № 11. – 4 c. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/18642/ (дата обращения: 11.04.2024).
  5. Конышева, Н.М. Художественный труд (программа дизайнообразования) / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2013. - № 8. – 53 с.
  6. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» [Сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. – Северодвинск, 2016. – 13 с.
  7. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - Москва: Сфера, 2012. - 416 с.

Оставить комментарий