Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО АНАТОЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЗАПЛАВНОГО
THE LIFE AND WORK OF ANATOLY ALEXEEVICH ZAPLAVNY
Daria Baramzina
student, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные моменты в жизни и творчестве новосибирского художника-графика Анатолия Алексеевича Заплавного. Анализируются ключевые этапы его карьеры, начиная с ранних работ и заканчивая последними творческими проектами. Рассматриваются темы, с которыми художник работает в своих графических произведениях, и создается целостное представление о его вкладе в новосибирскую иллюстративную графику.
ABSTRACT
The article examines the main moments in the life and work of Novosibirsk graphic artist Anatoly Alekseevich Zaplavny. The key stages of his career are analyzed, starting with his early works and ending with his latest creative projects. The themes that the artist works with in his graphic works are considered, and a holistic idea of his contribution to Novosibirsk illustrative graphics is created.
Ключевые слова: книжная иллюстрация, графика, творчество, рисование.
Keywords: book illustration, graphics, art, drawing.
Анатолий Алексеевич Заплавный — новосибирский художник-график, который зарекомендовал себя как мастера книжной иллюстрации. Его работы отличаются разнообразием выразительных средств и выбранного графического языка, что позволяет точно отражать авторские особенности каждого литературного произведения. А. А. Заплавный является заметной фигурой в сибирском искусстве. Исследование его творчества дает возможность глубже понять уникальный стиль художника, его подходы к иллюстрации и влияние на развитие книжной иллюстрации в Новосибирске.
Жизнь художника началась в Москве в украинской студенческой семье 19 июля 1939 года, а детство и юность Анатолия Заплавного прошли в Южном Казахстане. Вскоре семья переехала в большой город, а в средних классах будущий художник поступил в МСХШ [1, с. 15], где для Анатолия Заплавного открылась дорога в мир художественного искусства. После многих экспериментов с разными материалами для рисования, он выбрал три: карандаш, перо и тушь, черная акварель. Эти удобные и “подвижные” материалы для рисования и положили начало становления его как художника-графика, в будущем Анатолий Заплавный будет отдавать предпочтение именно черно-белому рисунку, а не живописи [1, с. 23].
Молодой художник не смог выбрать институт для поступления, после окончания обучения в МСХШ, поэтому в 1959 году он пошел в армию, где начал рисовать армейскую жизнь. На втором году службы у него появилась потребность рисовать и сочинять картинки на литературные темы. Так и пришла идея в будущем работать художником в книжном издательстве и Анатолий Заплавный решил поступать в Московский полиграфический институт [1, с. 40].
Его первая книга получилась очень интересной и экспрессивной, несмотря на сухую тему и научный текст. Книга называлась “Овощи к вашему столу”. Благодаря различным художественным средствам книга обрела неожиданно живой и привлекательный вид. Исполненная как подарочный вариант, она стала дипломной работой выпускника Московского полиграфического института [2, с. 1].
После выпуска, художник вернулся домой в Усть-Каменогорск, где начал работу в газете “Рудный Алтай” в должности собственного корреспондента, а в Западно-Сибирское издательство Анатолий Заплавный был принят в 1972 году. С издательством сотрудничали Владимир Авдеев, который создавал иллюстрации к русским сказкам, Эдуард Гороховский, выполнивший в 1967 году иллюстрации к сказкам народов Сибири, а также Спартак Калачев, оформлявший книги для детей. Это были первые художники, которых он узнал в книжном издательстве.
Повести Владимира Колыхалова были первой книгой, которую художник оформил в издательстве. В ней он реализовал своё понимание декоративного рисования, использовал некую грубость штриха, что подчеркивало мажорность всего повествования. Так, в повести “Зимний гость” мы видим страх, в повести “Крапивное семя” - людское осуждение плохого человека. В рассказах “Дневник путешественника” - любовь к красоте просторов Сибири, а в книгах “Деревянный маузер” и “Музыкальная зажигалка”, А. Заплавный использовал рисование пером и тушью в виде набросков. [1, c. 80].
В работе над обложками для всех книг он считал необходимым скомпоновать в единое целое рисунок и начертания шрифтов, то есть названий книг. Большое влияние на выполнение шрифтовых работ оказало мастерство Владимира Кириллова, которого А. Заплавный считал лучшим шрифтовиком в издательстве. Первой книгой с цветными иллюстрациями, выполненной в 1976 году, была книга “Жизнь Нины Камышиной”. В акварельных рисунках к этой повести большое внимание он уделил выразительности эмоциональных отношений героев. [1, c. 81]
А. Заплавный мастерски создает разнообразные композиции с яркими, запоминающимися образами. В его работах нет ничего, что бросалось бы в глаза, но они отличаются ясностью мысли, глубиной понимания темы, тонким лиризмом, пластичностью и множеством технических приемов. Его любимые материалы — бумага и тушь. Несмотря на ограниченность этих материалов, он виртуозно использует графику, постоянно открывая новые горизонты черно-белого рисунка.
На протяжении многих лет А. Заплавный с неизменным интересом исследовал исторические события Сибири и ее природу. Произведения художественной литературы — будь то роман, сборник рассказов, повести, сказки или поэзия — становятся настоящим искусством лишь тогда, когда интонация писателя соединяется с внимательным взглядом художника-иллюстратора, который выступает якобы соавтором писателя.
После работы в издательстве в 1992 году А. Заплавный перешел в Новосибирский педагогический университет, где в течение 15 лет, занимая должность старшего преподавателя на художественно-графическом факультете, преподавал дисциплины «Рисунок» и «Композиция» [3, c. 2].
Работа педагога забирала у Анатолия Заплавного много времени, оставляя мало пространства для его творческой деятельности. Хотя за годы, проведенные в институте, он оформил и проиллюстрировал несколько художественных книг, внутреннее стремление к самовыражению в искусстве стало решающим фактором, который заставил его покинуть университет и перейти в редакционно-издательский отдел Новосибирской консерватории.
В новом месте работы перед художником открылись широкие возможности. Он смог реализовать свой потенциал как график, технический редактор и художественный редактор. Его первое значительное задание в консерватории заключалось в оформлении рекламы для Международного конкурса юных скрипачей. Для этого проекта А. Заплавный разработал эмблему, буклеты и плакаты, которые привлекли внимание и сделали конкурс более заметным.
Кроме того, его труд над книгой «Музыкальная культура Сибири» был отмечен Золотой медалью на Сибирской ярмарке. Это издание не только стало выдающимся примером художественного оформления, но и служит учебно-методическим пособием для студентов музыкальных учебных заведений, подтверждая высокое качество работы Заплавного и его значимость в области книжной графики [3, c. 3].
Работа над иллюстрациями к книгам у художника начиналась с того, что на весь стол расстилался большой лист бумаги, готовились карандаши, перо, кисти и тушь, выкладывалась рукопись. Во время чтения рукописи, на листе делались рисунки того, что подсказывала фантазия. Там оказывались наброски сцен, портреты героев, пейзажи, интерьеры. Из этих схематических зарисовок можно было выбрать и темы рисунков книги, и манеру рисования иллюстраций, которые высказывались еще и авторским настроением. При этом А. Заплавный стремился подчинить детали иллюстрации главной мысли автора. Художник стремится помочь автору произведения установить эмоциональный контакт с читателем, донести мысли и чувства автора до читателя [1, c. 502].
Графика и книга - явления родственные и полностью их разделить невозможно. Графическое, начертательное начало господствует в книге, материализует для нас почти все ее духовное наполнение в изображениях и символах, в орнаментах и, наконец, - в самих знаках книжного шрифта. Искусство иллюстрации, как и искусство шрифта, - отрасли графики, а их история теснейшим образом связана с историей самой книги [4, c. 3].
“Художник А. Заплавный” - такое словосочетание встречается во многих книгах, выпущенных в Сибири. Не всегда мастер мог посвящать себя творчеству, но всегда он оставался верен своим художническим принципам в стремлении найти новые изобразительные средства и возможности, чтобы точнее передать идею автора.
Список литературы:
- Заплавный А. А. Художник и книга / Анатолий Заплавный. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2019 – 671 с.
- Макарина Т. И. Художник и книга // Художник и книга. - 2019. - С. 8-10.
- Головнёва Н. И. Новосибирский художник Анатолий Алексеевич Заплавный // Художник и книга. - 2019 - С. 5-7.
- Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.
Оставить комментарий