Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА СИБИРИ В НАТЮРМОРТАХ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ
АННОТАЦИЯ
В данной статье исследуется уникальная визуализация Сибирской живописи через призму натюрморта, созданного сибирскими художниками. Авторы анализируют, как природные и культурные особенности региона отражаются в выбранных композициях, цветовой палитре и предметах. Рассматривается работы разных сибирских художников, которые использовали традиционные сибирские материалы и мотивы. В статье также основное внимание уделяется взаимодействию природы и человеческого существования, подчеркивая важность натюрморта как жанра, передающего глубокие эмоции и философские размышления о жизни в Сибири.
Ключевые слова: визуализация, натюрморт, Сибирь, композиция, образ.
В современных условиях наблюдается интерес к натюрморту из-за ряда обстоятельств, наиболее важным из которых является период изменения идеологических установок, начавшийся в 1980-90-е годы. Натюрморт возник как способ выражения, свободного от ограничений, налагаемых от властных структур и общественным надзором. Именно поэтому крайне важно углубиться в эволюцию визуального представления в этом жанре живописи.
Натюрморт вышел за рамки своего прежнего статуса как вспомогательного жанра, больше не отнесенного к теням великих повествований, которые можно найти в исторической живописи или портретной живописи. В изобразительном искусстве натюрморт становится плодородной почвой для экспериментов, на котором тщательно исследуются новые видения бытия. Рассмотрим, например, преобразующие натюрморты, созданные такими людьми, как П. Сезанн и П. Пикассо, каждый из которых переопределили границы восприятия и представления.
«Расцвет натюрморта, массовый интерес к нему со стороны художников, а главное способность этого жанра обобщить в себе все требующееся искусству в данный момент, сделав остальное как бы ненужным, происходили только тогда, когда за игрой в «обманку» обнаруживалась тайна иного рода, хранителями которой оказывались вещи. Вопреки буквальному переводу своего названия, натюрморт оказался в этом случае самым жизнеспособным из жанров» [1, с. 2].
«Специфика натюрмортного жанра заключается в интересе художника к миру человеческих или очеловеченных предметов, то есть предметов, сделанных руками человека (утварь, оружие) или природных существ и созданий, которые стали предметами под рукой человека (битая дичь, цветы)» [3, с. 56].
Создание натюрмортов на основе ассоциативности с заявленной темой выступает характерной чертой произведений натюрмортного жанра 1960-х годов ХХ века. Таким представителем является Геннадий Горенский, который стал первым красноярским художником, в творчестве которого стали играть огромную роль цвет и тональные гармонии. Горенский с любовью, радостью передает всё красочное богатство сибирской природы. Его натюрморты «Жарки» (1972. Холст, масло), «Кислица», «Дары тайги» подкупают сочностью, словно дышащей поверхностью полотен, энергией, оптимизмом и жизнерадостностью.
При обсуждении визуализации образа Сибири невозможно обойти вниманием творчество иркутских художников. Художники все чаще обращаются к натюрморту через пейзажное восприятие мира. Объекты достойны воспроизведения не только за свою собственную красоту и значительность, но и за причастность к единому природному миру. Многие произведения не имеют четкого повествования или сюжета, в них живописцы более всего стремятся выразить свое любовное и внимательное отношение к форме, фактуре, характеру предмета во всей его живой конкретности, решая при этом увлекательные и сложные живописные задачи. В этой связи характерны натюрморты А. Г. Костовского «Зимнее окно», Н. С. Сысоевой «Сирень», «Белый букет». Так, в картинах А. И. Аносова «Приангарские дали», «Окно старого дома» передана вся красочность и богатство сибирских трав, а так же полевых цветов.
В 70-я годах натюрморты алтайского художника М. Я. Будкеева перешли через пейзажное восприятие мира. Натюрморты Будкеев пишет что называется «в упор», когда каждый изображенный предмет являет свойственные форму, фактуру, материальность, цветность. «Произведения художника, выполненные в этом «неглавном жанре, по содержанию соответствуют современным тенденциям развития изобразительного искусства, так как в них отсутствуют границы жанров – натюрморт «вставлен» или в интерьер, или экстерьер» [3, c. 34]. Таковы работы «Осенний натюрморт», «Натюрморт с кактусом», «Уголок в мансарде».
Сюжеты натюрмортов алтайской темы многочисленны и разнообразны. М. Я. Будкеев писал на Алтае цветы, камни, грибы, пойманных рыб. В обстановке мастерской написал несколько натюрмортов с привезенными из путешествия по Алтаю рогами оленей, горных козлов, косуль. В натюрморте как «Ночью на стоянке» изображены на крюках, вбитых в бревенчатую стену, висит на временном покое шуба, седла, лежит на чурбаке охотничий нож.
Работы «Натюрморт с чагой» (1970, холст, масло), «К чаю» (1971, холст, масло), «Сельский натюрморт» (1973, холст, масло), «Грибы» (1973, холст, масло) и «Уголок в мансарде» (1975, холст, масло) также представляют собой сопоставление изображений, иллюстрирующих определенные темы – сельскую, «чайную» или «грибную». Эти работы можно рассматривать как визуализацию представлений зрителя о дарах леса, предметах быта сибиряков, монголов или приверженцев первобытных религий. Самого художника больше привлекает внешний вид и красота изображаемых предметов, что характерно для многих натюрмортов импрессионистического характера. Сравнивая пейзажные работы с натюрмортами, можно заметить, что пейзаж более сакрален, а именно художественен и имеет скрытый смысл, невидимый, но ощутимый план. Этот реализм на грани авангарда стал итогом напряженных творческих поисков художника своего особого художественного метода, собственного творческого почерка.
Продолжение традиции алтайского натюрморта было получено в работах Евгения Алексеевича Югаткина, сына алтайского мастера акварели Алексея Югаткина. Работа «Курайский натюрморт» (2003. Холст, масло) выполнена по принципу тематического натюрморта, когда похожие предметы представлены по своему назначению, например, принадлежащие врачу или охотнику. Эти предметы расположены как бы в случайном порядке, но все же здесь действует определенная иерархия. У Евгения Югаткина в «Курайском натюрморте» главная роль отведена небольшому этюднику с написанным видом горной реки на фоне Курайского хребета. Здесь происходит смешение жанров: пейзаж и натюрморт. Смесь, соединение искусства и природы не только в письменном этюде, но и в «реальной жизни»: кедровые шишки, трубки для рисования, камни, отбеленные корни или ветви деревьев находятся в неразрывном единстве. Образ алтайской горной реки Курай визуализируется через изображение ее «образования»: гор (камней) и лесов (сухих веток и зрелых шишек). Сама река также присутствует в натюрморте как природное явление.
В сибирском художественном сообществе особенно актуален вопрос о роли региона в общероссийском контексте. Г. П. Кичигин – один из немногих художников, который смело поднимает в своих работах темы, связанные с поиском сибирской специфики, не ограничиваясь лишь изображением Сибири как природного пространства. В его творчестве стоит отметить акцент на исследовании сибирской идентичности и ментальности через призму общероссийских исторических процессов, происходивших в Сибири. Омский мастер анализирует такие значительные социальные изменения, как революция и Гражданская война, на примерах отдельных судеб. В своих натюрмортах он решает эту тему, включая в предметный мир фотографические изображения, такие как «Незаконченная картина», «Память старого альбома» и «Фотоальбом деда. Запах мертвых роз». Такой подход к исследованию темы Сибири является одной из характерных черт современности, которая отмечается переоценкой ценностей.
«Как итог исследования трансформации образной структуры живописных произведений, выполненных в жанре натюрморта, констатируется, что проблема соотношения визуального и художественного в этих произведениях существует. Выявлено, что пути визуализации предметного мира в натюрмортах могут быть различными. Визуализация предполагает использование изображений как аллегорических, так и почти абстрактных, доведенных до знака» [1, c. 17].
В заключение следует отметить, что к середине ХХ века сибирский натюрморт выходит на качественно новый этап развития: от работ, выполненных в духе натурных этюдов и учебных постановок, художники переходят к натюрмортам, которые мыслятся как крупные содержательные полотна, среди художников распространяется программный тип натюрморта «дары Сибири». С помощью натюрморта сибирские художники Г. Г. Горенский, В. С. Рогаля, В. А. Кузьмина, М. Я. Будкеев, Е. А. Югаткин, Г. П. Кичигин познавали суть того, что есть предмет и окружающее его пространство.
Список литературы:
- Серикова Т. Ю. Визуальные образы в произведениях абстрактной и фигуративной живописи на примере творчества сибирских мастеров [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2010. №30.
- Мастера авангарда : альбом / авт.-сост. Е. А. Останина. – М. : Вече, 2003
- Москалюк, М. В. Живопись Сибири второй половины XX - начала XXI века в контексте визуализации культуры : монография / Т. Ю. Серикова; М. В. Москалюк .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012 .— 173 с.
- Историческая энциклопедия Сибири. В 3-х томах / Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т истории, Изд. дом "Историческое наследие Сибири"; Гл. ред.: В.А. Ламин; редколлегия: С.С. Букин и др. — Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2009-2010.
Оставить комментарий