Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
РОЛЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ч. АЙТМАТОВА.
Мифологизм в литературе XX века, особенно в произведениях Чингиза Айтматова, имеет важное значение для создания особой художественной реальности, где современность взаимодействует с традиционными мифами, народными легендами и мировой духовностью. Это явление обогащает текст, позволяя глубже понять персонажей и культурные контексты, в которых они живут.
Миф в XX веке становится не только источником вдохновения для писателей, но и инструментом для анализа человеческой природы, социальной реальности и философских поисков. Мифологические мотивы служат для передачи идей о вечных проблемах: поиске смысла жизни, борьбе с одиночеством и страхом перед смертью, стремлении к гармонии с миром и природой. Мифология становится способом познания мира, соединяя прошлое с настоящим.
Творчество Айтматова является частью литературного направления 1960-х годов, которое условно называется «мифологическим». Авторов этого направления объединяло стремление с помощью мифа, предания и легенды исследовать первопричины бед общества и вступать в диалог с рационализмом и прагматизмом современности. Некоторые критики считают, что использование мифологии нарушает принципы реализма, другие же, напротив, утверждают, что мифология как философская метафора лишь углубляет реализм, делая его более многослойным и необычным. Разные исследователи называют этот стиль «синтетическим», «магическим» или «мифологическим реализмом».
Чингиз Айтматов активно использует мифологические мотивы, сочетая их с фольклором киргизского народа и более глубокими философскими концепциями. Для него мифы — это не просто старинные рассказы, а символы, помогающие осмыслить универсальные вопросы человеческого существования.
В произведениях Айтматова мифологизм проявляется через архетипы традиционного мировоззрения, часто обращаясь к образам природы, животных и мистических явлений. Животные в его рассказах несут не только физическое, но и символическое значение, особенно в контексте отношений человека и природы.
Важными представляются и образы времени и пространства, которые воспринимаются как текучие и многослойные. В мифологии время часто циклично, и этот принцип отражается в структурах романов Айтматова, где судьбы героев повторяют и продолжают судьбы их предков.
Мифологизм в произведениях Айтматова — это не просто украшение, а важный инструмент для обсуждения философских и экзистенциальных проблем. Мифы, символы и архетипы помогают писателю затронуть универсальные темы, такие как борьба с судьбой, поиск смысла жизни, мораль и справедливость, а также отношения человека к природе и обществу. Через мифологические образы Айтматов создает пространство, где современность переплетается с древними традициями, что помогает глубже понять, как прошлое и настоящее влияют на человеческую сущность.
Проза Айтматова предоставляет огромный материал для исследования мифологизма, и анализ фольклорно-мифологических символов в его произведениях позволяет лучше понять его художественный мир и точку зрения. Особенно интересен анализ зрелого творчества писателя, таких произведений, как «Прощай, Гульсары!» (1965), «Белый пароход» (1970), «Пегий пес» (1976) и романов «Буранный полустанок» (1980), «Плаха» (1986), «Тавро Кассандры» (1994). В этих произведениях центральной темой является конфликт «культурного» и «природного» в человеке, а также противостояние понятий «природа» и «цивилизация». Для Айтматова миф служит как сгусток древней мудрости, проверенной временем, и становится инструментом для осмысления актуальных проблем общества, а также помогает глубже понять социальные отношения.
Айтматов активно использует элементы киргизского фольклора, такие как легенды, сказки и притчи, для создания своей художественной реальности. Он не просто пересказывает народные предания, а «перечитывает» их, раскрывая философские глубины. Миф в его произведениях служит метафорой для обсуждения глубоких моральных и философских вопросов, не превращая при этом текст в скучную дидактику.
Конь в его творчестве символизирует важные аспекты жизни и культурных традиций, помогая осмыслить фундаментальные вопросы бытия. Мифологическая сюжетная линия сохраняет свою эстетическую силу, несмотря на изменения в исторической ситуации.
Айтматов не просто заимствует миф, а активно использует мифологическое сознание для передачи глубинных аспектов человеческого существования, что позволяет ему обращаться к моральным, нравственным и социальным вопросам. Миф служит связующим звеном между прошлым и настоящим, духовным и материальным мирами.
В своем творчестве Айтматов сочетает восточную (традиционную) и западную (рационалистическую) формы мысли, что придает его прозе глубину и многозначность. Важную роль в его произведениях играет взаимодействие этих культурных слоев.
Мифологическое сознание у Айтматова — это не примитивное восприятие мира, а осознание глубоких, базовых слоев человеческого общения и существования, где заключены важнейшие моральные и экзистенциальные истины. Такое восприятие мира служит основой для понимания как природы, так и социальных и нравственных законов.
В произведениях Айтматова ключевую роль играют образы младенца и старца. Младенец символизирует связь человека с природой, а старец — переход к границе между природным миром и социальной реальностью. Эти образы отражают два состояния жизни человека: до и после осознания социальных законов, до и после достижения мудрости, которая приходит с возрастом. Они помогают понять философские и моральные аспекты существования.
Айтматов активно использует элементы мифологии и фольклора, чтобы затронуть глубокие философские и моральные вопросы. Его мифологизм выходит за рамки простого пересказа народных сказаний и служит важным средством для осмысления экзистенциальных и социальных проблем. В своей литературной практике он соединяет восточную и западную традиции, создавая пространство для глубоких размышлений о человеке и его месте в мире.
Список литературы:
- Акматалиев, А. Значение творческой активности Ч. Айтматова в процессе взаимообогащения национальных литератур. Бишкек,1994.- 320 с.
- . Базаров, Г. Прикосновение к личности: штрихи к портрету Ч. Айтматова / Г. Базаров. Фрунзе, 1983. - 96 с.
- Г. Гачев // Айтматов, Ч. Пегий пес, бегущий краем моря: повести / Ч. Айтматов. СПб., 2005. – 328 с.
- Юлдашева, В. Эффект духовно-эстетического родства в современной прозе. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2000. - 56 с.
Оставить комментарий