Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(29)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Головач А.А. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 9(29). URL: https://sibac.info/journal/student/29/105712 (дата обращения: 26.11.2024).

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Головач Андрей Александрович

студент кафедры административного и финансового права Институт экономики и права, Петрозаводский государственный университет,

РФ, г. Петрозаводск

Выбранная тема, с каждым годом становится все более популярнее в самых различных кругах: от телепередач и новостей до дискуссий между учеными самых разных областей. С каждым годом к заданному вопросу обращается все больше ученых в своих монографиях. Почему же народы севера, а именно их язык, как средство их общения настолько популярны в современном мире?

Коренные народы Севера – уникальные субъекты права. Так как их положение весьма неоднозначно. Так кто-то может сказать, что это уникальные люди, которые обладают уникальными особенностями, относящимися к их статусу, но другие скажут верную мысль – они прежде всего граждане Российской Федерации (и будут тоже правы). Безусловно, что численность такой категории населения в России очень мала. Кто-то еще дальше идет и отмечает тенденцию, что с каждым годом коренных народов становится все меньше и меньше. Обнаруженная статистика, весьма противоречива, некоторые народы, такие как Вепсы, Карелы действительно значительно сократились, но, например, Ненцев стало больше.

Некоторые граждане Российской Федерации считают, что раз малочисленных народов очень мало, то и заострять внимание на них не следует. Высказанная позиция не является точной, она не имеет ничего общего с политикой Российской Федерации. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что коренных малочисленных народов Севера весьма мало, что следует думать о большинстве населения Российской Федерации, а не о каких-то нескольких процентов от общего населения страны. Это не так! Прежде всего эти субъекты права являются гражданами Российской Федерации, то есть имеют правовую связь с государством и имеют перечень прав и обязанностей, как и любой гражданин России. Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет следующую формулу: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. Из этой формулы следует закономерный вывод – государство обязано заботиться и защищать права и законные интересы каждого гражданина. Кроме этого правила существует и еще одна норма (обозначенная в ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации) которая обозначает статус любого гражданина (включая и малочисленные народы Севера): «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» [1]. Особое внимание стоит обратить на «равные обязанности», то есть государство не делает различия между русскими и предположим вепсами или карелами. Государство выполняя свою социальную функцию ставит всех граждан в равные условия, устанавливает для всех утвержденные налоги и сборы, обеспечивает равные условия для защиты прав и свобод и многое другое. В заключении определения равенства стоит сказать, что ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации отмечает следующее: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [1]. Из всего вышесказанного следует закономерный вывод: Россия, как социальное государство (что также отмечено в Основном Законе) обязано заботиться в равной мере обо всех гражданах, которые проживают на территории нашей страны. Поэтому тезис о том, что вопросы, относящиеся к коренным народам Севера, затрагивают малое количество людей не являются важными для Российской Федерации ввиду малой доли коренных народов Севера в составе всего населения страны, является неточным и необоснованным.

Важно помнить, что это все-таки специфический субъект права. У данной категорий лиц имеются и свои уникальные особенности. Стоит обратить особое внимание на язык коренных народов Севера и некоторые особенности его правового положения.

Само понятие язык, как таковое не находит своего отражения ни в отечественном законодательстве, ни в международном праве. Данный термин остается не сформулированным в законодательстве, тем самым позволяет обозначать себя как уникальный способ общения между людьми, т.е. язык – это своего рода способ передачи информации от различных субъектов права друг другу. П.М. Воронецкий в своей работе «К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений» отмечает важную особенность языка: «Язык – весьма специфическое социальное явление, постоянно изменяющееся, развивающееся» [5]. Но стоит помнить, что язык бывает разным по своей природе, это может быть государственный язык Российской Федерации или же национальный язык того или иного народа, входящего в состав Российской Федерации.

Статус национальных языков в Российской Федерации закреплен в ФЗ «О языках народов Российской Федерации», где в вводной части отмечено следующее: «Языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства. Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия» [3]. Опять же присутствует важный момент того, что четкого понятия национального языка нет, а автор работы в свою очередь определяет национальный язык, как средство общения небольшой группы людей, объединенных какими-то уникальными признаками между собой.

В рассматриваемом вопросе присутствует и проблема соотношения национальных языков с государственным языком Российской Федерации. Из ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» известно, что на всей территории России государственным языком признается русский язык. Государственный язык – это язык на котором происходит общение в органах государственной власти, СМИ, на русском языке ведется судопроизводство, русский язык используется на различных конференциях и семинарах различных уровней.  Нормативная база, которая закрепляет это правило содержится в ч. 1 ст. 1 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», где и закреплена данная норма: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» [2]. Так можно с уверенностью заявить, что русский язык наиболее часто используемый язык в Российской Федерации, о чем и утверждается в ч. 4 и ч. 5 ст. 1 этого же нормативно правового акта: «Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации» [2]. Тем самым государство обеспечивает поддержку и защиту государственному языку, как средству взаимодействия всех народов нашей многонациональной страны. Это же и рождает некоторые проблемы для национальных языков (язык коренных народов Севера – не исключение).

Национальный язык коренных народов Севера – это язык общения небольшой группы людей, которые используют его в повседневной жизни. Вся государственная политика ведется на русском языке, тем самым национальные языки имеют свойство забываться и носителей таких языков становится меньше. В подтверждение слов можно вспомнить статистику девятилетней давности: ЮНЕСКО объявило о том, что в России исчезло по меньшей мере 20 национальных языков (среди них: йнский, югский, убыхский). К тому же много языков стоит на грани исчезновения и сейчас. Например, по некоторым данным, карельским языком пользуется 25,6 тыс. человек в России, в Республике Карелия – 15 тыс. человек, вепсским языком и того меньше. Получается, что от всего населения Карелии карельским языком владеют и пользуются не более 2,5 %. В этом и стоит проблема, что коренные языки действительно исчезают, их становится гораздо меньше. Государство должно взяться за этот вопрос более ответственно (возможно стоит ввести национальные языки в школах, как обязательный предмет в тех регионах, где они имеются, возможно, стоит выпустить больше книг, учебников для изучения некоторых национальных языков, готовить больше кадров, которые смогут обеспечить изучение и развитие языков), что именно делать, решать государству, но та ситуация, которая имеется сейчас ведет, к сожалению, в тупик.

Также стоит помнить, что государство закрепляет право введения в республиках второго государственного языка наравне с русским. Это своего рода гарантия того, что национальный язык может быть защищен. Но, к сожалению, карельским языком владеет малое количество населения в РК, что естественно сказывается на актуальности введения карельского языка в РК, как второго государственного, так П.М. Воронецкий в своей работе «К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений» отмечает важную особенность: «При объявлении языка государственным следует учитывать степень его развития, уровень владения им населения, проживающего в республике, его востребованность и т.д. И если какой-то из указанных показателей не отвечает предъявленным требованиям, то есть ли смысл в объявлении такого языка государственным» [5]. Карелы хотят введения карельского языка вторым государственным, что безусловно скажется на его развитии и распространении. Данный вопрос до сих пор является актуальным. Согласно законодательству, карельский язык в Карелии может быть признан государственным, но нужно ли это делать, вот в чем вопрос.

Подводя итоги проделанной работы следует обозначить следующие выводы:

- Несмотря на то, что национальными языками коренных народов Севера (и не только) владеет малая часть всего населения Российской Федерации, изучать и сохранять их следует в обязательном порядке, так как это затрагивает интересы этих народов, которые в свою очередь являются гражданами России и имеют на это полное право.

- Национальные языки коренных народов Севера имеют тенденцию исчезновения. Государство должно предпринять необходимые меры к тому, чтобы обеспечить сохранение и распространение языков народов Севера. Например, карельский язык уже изучается в школах, и вообще есть положительная тенденция, так как появляются кадры, которые могут его преподнести.

- Карельский язык (как один из национальных языков народов Севера) может быть объявлен в РК вторым государственным, это бы могло предотвратить его исчезновение и добавило бы ему значимости. Дискуссии по данному поводу идут и по сегодняшний день.         

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П. Титов. – Москва: Проспект, 2005. – С. 431 – 460.
  2. О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ // Собр. закон. – 6 июня. – С. 2199.
  3. О языках народов Российской Федерации: закон РФ от 25 октября 1991г. № 1807-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 12 декабря. – С. 1740.  
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации: пост. От 16 ноября 2004г. №16-П // Собр. Закон. – от 22 ноября. – С. 4691.
  5. Воронецкий, П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений: Журнал Российского права / П.М. Воронецкий. – М.: Норма, 2007. – С. 40 – 48.  

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.