Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(289)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АННОТАЦИЯ
Народное искусство играет важную роль в воспитании у детей чувства культурной принадлежности и уважения к традициям. Подчеркнем, что знакомство детей дошкольного возраста с элементами народного творчества помогает им формировать культурное самосознание и развивать творческое восприятие. В статье мы обоснуем теоретические аспекты формирования представлений о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Ключевые слова: народное искусство, проектная деятельность.
Народное искусство — значимая часть культурного наследия, важность которой сложно переоценить в процессе воспитания подрастающего поколения. В условиях глобализации и возрастающего интереса к национальной идентичности знакомство детей с народным творчеством становится одним из ключевых аспектов формирования их культурного самосознания. Народное искусство охватывает множество аспектов — декоративно-прикладное творчество, музыку, сказки, фольклор, которые в адаптированной форме помогают детям лучше понять и ощутить ценность культурных традиций. На этапе старшего дошкольного возраста дети особенно восприимчивы к обучению через творчество и игру. Проектная деятельность, нацеленная на знакомство с народным искусством, дает возможность дошкольникам не только расширить кругозор, но и развивать познавательную активность, творческое мышление и способность самостоятельно решать задачи. Таким образом, проектный подход в обучении становится действенным методом формирования у детей устойчивых представлений о народном искусстве. Цель данной статьи — исследовать теоретические основы формирования представлений о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Народное искусство представляет собой уникальный культурный феномен, отражающий традиции, обычаи и ценности народа. Включая в себя такие формы, как декоративно-прикладное творчество, народная музыка, фольклорные сказки и обряды, оно становится богатым источником знаний и эстетических переживаний для детей дошкольного возраста. Особенность народного искусства в его доступности и образности делает его подходящим для восприятия детьми, а содержание — близким и понятным для них, поскольку оно отражает повседневные и важные аспекты жизни.
Декоративно-прикладное искусство, например, включает создание народных узоров, вышивок, игрушек, традиционной одежды и предметов быта. Эти элементы развивают у детей интерес к форме и цвету, учат основам симметрии и ритма, что важно для их эстетического воспитания. Фольклорные сказки и народные образы передают детям важные жизненные уроки, способствуют развитию эмпатии и нравственного восприятия мира.
Важно отметить, что ознакомление с народным искусством способствует формированию у детей не только представлений о культурных традициях, но и пониманию ценности коллективного труда, что способствует их социальному развитию и укреплению чувства принадлежности к своей культуре [3].
Старший дошкольный возраст — это период интенсивного познавательного развития, когда у детей начинает формироваться способность к абстрактному мышлению и появляется интерес к культурным и социальным аспектам окружающего мира. Дети этого возраста обладают развитой эмоциональной чувствительностью, что делает их открытыми к новым впечатлениям и готовыми воспринимать культурные ценности через образы и символы. Именно в этом возрасте народное искусство, благодаря своей образности и доступности, становится понятным и интересным для детей [10].
Психологи, такие как Л.С. Выготский, Е. О. Смирнова, Н.Н. Поддъяков подчеркивали важность культуры и социальных взаимодействий в процессе когнитивного развития ребенка [1, 4, 8]. Для старших дошкольников, которые наиболее эффективно усваивают информацию через игру и творчество, знакомство с элементами народного искусства может происходить через практическую деятельность, где они могут создавать что-то своими руками и активно взаимодействовать с материалом. Это повышает их интерес и стимулирует активное участие в процессе, что значительно усиливает обучающий эффект.
Народное искусство дает возможность детям не просто получать знания, но и эмоционально переживать культурные образы, что способствует развитию их эмпатии, нравственного восприятия и эстетического вкуса [9]. Таким образом, знакомство с народным искусством становится не только образовательным, но и воспитательным процессом, формируя у детей уважение к культурным традициям.
Проектная деятельность в дошкольном образовании — это активный метод, направленный на вовлечение детей в процесс познания через практическую деятельность. Подход, который предполагает самостоятельную деятельность детей, особенно эффективен для формирования представлений о народном искусстве, поскольку он сочетает теоретические знания с творческой практикой. В рамках проектного подхода дети не только знакомятся с предметом изучения, но и приобретают ценные навыки — исследовательскую активность, самостоятельность и ответственность.
Проектный метод предполагает работу над небольшими коллективными проектами, где каждый ребенок вносит свой вклад, что развивает чувство принадлежности и социальной ответственности. В процессе работы над проектом дети могут погружаться в различные аспекты народного творчества: создавать декоративные элементы, изучать народные сказки и участвовать в инсценировках. Такой подход позволяет детям не просто пассивно усваивать знания, а становиться активными участниками процесса познания.
Согласно теоретикам проектного подхода в образовании, таким как Е.С. Полат и Г.К. Селевко, проекты способствуют развитию критического мышления и творческих способностей у детей, так как дети учатся планировать и реализовывать свои идеи [5, 7]. Например, дети могут создавать коллективные работы — поделки, рисунки, фольклорные сценки — которые отражают элементы народного искусства и культуры. Эти проекты не только углубляют знания детей, но и позволяют им применить свои умения и знания на практике, закрепляя их в памяти.
Проектная деятельность также способствует формированию устойчивых представлений о культуре и народных традициях, так как знания, полученные таким образом, остаются с детьми дольше и воспринимаются глубже, чем при традиционном обучении. Это превращает знакомство с народным искусством в яркое и запоминающееся событие, оставляющее след в их культурном и личностном развитии. Проектная деятельность в дошкольном образовании основывается на идеях конструктивизма и деятельностного подхода, где ребёнок является активным участником процесса обучения.
Проектная деятельность позволяет детям в увлекательной форме познакомиться с традициями народного искусства. Одним из таких упражнений может быть создание коллективных поделок, вдохновленных народным творчеством, например, традиционных игрушек, украшений или предметов быта. Этот процесс включает несколько этапов, таких как обсуждение дизайна, сбор материалов и непосредственно создание изделия. Использование природных и доступных материалов (глина, ткань, древесина) помогает детям чувствовать связь с природой и окружающей средой, что усиливает ценность созданного предмета.
В ходе выполнения таких проектов дети учатся работать сообща, распределяя роли и помогая друг другу на каждом этапе. Это упражнение способствует развитию у дошкольников коллективного сознания и взаимной поддержки, а также стимулирует их самостоятельность и ответственность за свой вклад в общий проект. Как отмечал Г.К. Селевко, такой подход интеграции образовательного и творческого процессов помогает детям глубже усваивать информацию, поскольку они не только изучают новые понятия, но и применяют их на практике.
Инсценировка народных сказок — это еще одно упражнение, направленное на погружение детей в мир культурных традиций. Дети могут разыгрывать различные фольклорные сюжеты, где каждый ребенок играет роль, которую выбрал или которая ему интересна. Этот подход не только вовлекает детей в творческий процесс, но и развивает их эмоциональную сферу, поскольку требует от них понимания и переживания характера персонажа. Дети учатся интерпретировать и передавать чувства, заложенные в сказке, что способствует развитию эмпатии и способности понимать других.
Исследование народных узоров и их создание — это увлекательное упражнение, в рамках которого дети изучают традиционные элементы декоративного искусства, такие как орнаменты и узоры. Дошкольники могут рассматривать различные примеры народных узоров на посуде, тканях, одежде и других предметах быта, а затем попробовать создать собственные орнаменты. Этот процесс развивает у детей чувство симметрии, ритма и композиции, что важно для их эстетического восприятия и художественного вкуса.
Как отмечает Е.С. Полат, проектные задания способствуют формированию у детей критического и творческого мышления [5]. Создание собственного орнамента позволяет детям проявить индивидуальность и применить полученные знания в оригинальной форме, что делает процесс познания более увлекательным и значимым.
Для глубокого погружения детей в народное искусство можно использовать музыкально-танцевальные занятия, которые познакомят их с традиционными мелодиями и ритмами. Подобные занятия включают простые танцевальные движения и песни, характерные для народного творчества. Дети могут не только слушать и исполнять музыкальные композиции, но и попробовать создать ритмы с использованием простых инструментов, например, деревянных ложек, погремушек или бубенцов [2].
Как подчеркивал В.П. Суздалев, этнопедагогика открывает возможности для воспитания в детях чувства единства и культурной идентичности. Включение элементов народной музыки и танца помогает детям почувствовать себя частью коллективного действия, а также развивает координацию движений, музыкальный слух и ритмическое чувство [9].
Таким образом, проектная деятельность, направленная на знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным искусством, выступает эффективным методом формирования культурного самосознания, эстетического вкуса и познавательной активности. В ходе проектной работы дети не только получают новые знания о культурных традициях, но и развивают исследовательскую активность, учатся работать в коллективе и ценить вклад каждого участника в общий процесс.
Проектный метод позволяет детям становиться не пассивными слушателями, а активными создателями культурного продукта, погружаясь в народное творчество через практические и творческие задания. Благодаря этому, дети приобретают устойчивые представления о значимости культурных традиций, что способствует их личностному и социальному развитию.
Практическое значение данного подхода заключается в том, что его можно интегрировать в программы дошкольного образования для систематического воспитания у детей уважения к культурному наследию. Это особенно актуально в условиях современной образовательной среды, где возрастает роль проектных технологий как средства развития творческих и познавательных способностей детей.
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
- Куликовская, Н. В. Музыкально-танцевальная деятельность как средство развития дошкольников / Н. В. Куликовская // Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 48-52.
- Лихачев, Д. С. Народное искусство как основа воспитания / Д. С. Лихачев // Вопросы эстетического воспитания. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1987. – С. 56-75.
- Поддьяков, Н. Н. Развитие познавательной активности у дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
- Полат, Е. С. Метод проектов в образовании: Теория и практика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
- Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Методика воспитательной работы / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Владос, 2006. – 192 с.
- Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Смирнова, Е. О. Развитие творческих способностей у дошкольников / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.
- Суздалев, В. П. Этнопедагогика: методология и практика / В. П. Суздалев. – М.: Владос, 2005. – 352 с.
- Флоренская, Т. Ф. Искусство для детей: эстетическое воспитание в дошкольном возрасте / Т. Ф. Флоренская. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2007. – 128 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1978. – 304 с.
Оставить комментарий