Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(284)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Милованова Д.А. СЕМАНТИКА АФФИКСАЛЬНЫХ МОРФЕМ В ПОЭЗИИ Е.А. ЕВТУШЕНКО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 30(284). URL: https://sibac.info/journal/student/284/343268 (дата обращения: 27.09.2024).

СЕМАНТИКА АФФИКСАЛЬНЫХ МОРФЕМ В ПОЭЗИИ Е.А. ЕВТУШЕНКО

Милованова Дарья Анатольевна

студент, кафедра русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

Казачук Ирина Георгиевна

научный руководитель,

д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

SEMANTICS OF AFFIXAL MORPHEMES IN POETRY BY E.A. YEVTUSHENKO

 

Daria Milovanova

Student, Department of the Russian Language and Methods of teaching the Russian language, South Ural State University of Humanities and Education,

Russia, Chelyabinsk

Irina Kazachuk

Scientific supervisor, Professor of the Department of the Russian language and Methods of teaching the Russian language, South Ural State University of Humanities and Education,

Russia, Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь идет об особенностях семантики аффиксальных морфем в поэзии Е.А. Евтушенко. На примере авторских новообразований – существительных, встречающихся в стихотворениях Е.А. Евтушенко, автор статьи анализирует отдельные аспекты семантики аффиксальных морфем, делая вывод о том, что она очень широка и разнообразна и определяет стиль поэзии.

ABSTRACT

This article deals with the peculiarities of the semantics of affixal morphemes in the poetry of E.A. Yevtushenko. Using the example of the author's new formations – nouns found in the poems of E.A. Yevtushenko, the author of the article analyzes certain aspects of the semantics of affixal morphemes, concluding that it is very wide and diverse and defines the style of poetry.

 

Ключевые слова: русский язык, морфема, семантика, аффикс, поэзия, стихотворение.

Keywords: morpheme, poetry, semantics, affix, Russian language, poem.

 

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что лирика Е.А. Евтушенко, будучи весьма объемным пластом современной поэзии, характеризуется множеством авторских окказионализмов, большая часть из которых образована с помощью аффиксов. В силу того что аффиксальные морфемы русского языка обладают поистине широкой семантикой, позволяя придать поэтическим строкам ряд явных и скрытых смыслов, представляется целесообразным проанализировать особенности семантики отдельных аффиксальных морфем в поэзии Е.А. Евтушенко.

Сначала представляется целесообразным дать определение аффиксальной морфеме. Хорошо известен тот факт, что русский язык, будучи языком флективно-синтетического типа, демонстрирует наличие очень широкой палитры словообразовательных средств, т.е., можно говорить о том, что словообразованию отводится одно из ключевых мест в системе современного русского языка [2, с. 5].

 Аффикс − служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение  корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня [3, с. 33].

Аффиксальными морфемами являются суффиксы, приставки (префиксы), окончания (флексии), интерфиксы (под ними необходимо понимать соединительные гласные «о» и «е»), а также постфиксы «-сь» и «-ся».

Исследователи отмечают, что в поэзии Е.А. Евтушенко встречается большое количество авторских неологизмов – существительных, которые создаются в соответствии с узуальными способами, доминирующими среди которых является суффиксация [4, с. 7]. При этом отмечается, что большая часть таких новообразований представляет собой так называемые «потенциальные» слова, т.е., такие лексемы, которых не существует в языке, но которые могут быть созданы в соответствии с продуктивными моделями [5, с. 172].

Весьма частотными в поэзии Е.А. Евтушенко являются аффиксальные морфемы, служащие для образования имен существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное или, наоборот, увеличительное значение. В качестве примера можно привести следующий: «И я, словно сивуч, хватаясь хоть за маленькую надеждинку выжить...» («А на Командорах»)[1, с. 55]. В данном случае лексема «надеждинка» представляет собой авторское новообразование – существительное, имеющее четко уменьшительно-ласкательное значение, семантика которого такова: очень незначительная надежда, практически не существующая, но все же живущая в душе лирического героя.

Достаточно частотны в поэзии Е.А. Евтушенко аффиксальные морфемы с суффиксом «-ни(е)», служащие для образования потенциальных слов. Посредством этих морфем всегда имеет место обозначение действия как процесса, мотивированного глаголами, например: «Я вспоминаю вечерение/ еще сегодняшнего дня, / и медленное воцарение / Дыханья около меня» («В вагоне шаркают и шамкают»)[1, с. 80]. В данном случае четко прослеживание образование лексемы «вечерение» от глагола «вечереть». Семантика лексемы «вечерение» может быть передана следующим образом: медленное наступление вечера, протекающее в режиме реального времени и полностью осознаваемое лирическим героем стихотворения.

К высокопродуктивному способу образования авторских неологизмов – существительных можно также отнести префиксацию, причем очень частотным является использование префикса «не», применяемого для придания лексеме, его содержащей, значение отсутствия или противоположности тому, что репрезентируются мотивирующим словом, например: «Ни в воскресенье, ни в субботу /Покою дать мне не хотят. / За собственную несвободу / Моею несвободой летят («Стихи по заказу»)[1, с. 74].

Можно также отметить тяготение Е.А. Евтушенко к образованию сложных существительных, содержащих префиксоид «само-» в качестве первого компонента. В современном русском языке за этой морфемой закрепилась семантика того действия, которое репрезентируется опорной основой существительного, либо обозначает действие, направленное на того, кто его производит и / или испытывает, например: «Быть поэтом не самораскрытие, / а самовскрытие, / и поэт - / это самохирург» («Нет событий важнее людей»)[1, с. 15].

Подводя общий итог тому, что было изложено выше, можно сделать ряд выводов относительно особенностей семантики аффиксальных морфем в поэзии Е.А. Евтушенко, а именно:

1. Поэзия Е.А. Евтушенко содержит значительное количество аффиксальных морфем, активно используемых автором для образования лексем – «потенциальных слов».

2. Семантика аффиксальных морфем в поэзии Е.А. Евтушенко очень широка и содержит все имеющиеся в современном русском языке оттенки смысла, которые определяют стиль поэзии, передают авторскую позицию.

 

Список литературы:

  1. Евтушенко Е.А. Между городом Да и городом Нет: стихотворения и поэмы. – М.: Изд.-во «Э», 2017. – 384 с.
  2. Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. –М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016 – 812 с.
  3. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. − Изд. 2-е, испр. и доп. − М.: "Просвещение", 1976. − С.33.
  4. Санникова Н.Ю. Словотворчество Евгения Евтушенко (на материале имен существительных): автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. - Москва, 2005. - 21 с.
  5. Стрельчук В.Г. Окказиональное словообразование в поэзии Е.А. Евтушенко// Вестник Московского государственного университета печати. – 2016. –Том 1. – Часть 2. – С. 172-175.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.