Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(283)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА В ПЕРИОД БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ (1830-1833 ГГ.)
THE LYRICS OF ALEXANDR PUSHKIN DURING THE BOLDIN AUTUMN (1830-1833)
Dana Plieva
student, Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University,
Russia, Republic of Ingushetia, Magas
Rosa Uzhakhova
scientific supervisor, Candidate of Philology, Professor, Ingush State University,
Russia, Republic of Ingushetia, Magas
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируются лирические произведения А.С. Пушкина, созданные в период Болдинской осени 1830-х годов («Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Безумных лет угасшее веселье», «Мне вас не жаль, года весны моей», «Бесы», «Моя родословная», «Герой», «Осень» и др.). Автор исследует тематическую и жанровую многоплановость лирику Болдинской осени, а также рассматривает развитие ключевых мотивов и образов, характерных для этого периода.
ABSTRACT
This article analyzes the lyrical works of Alexander Pushkin that were created during his Boldin autumn in the 1830s, including "Do I wander alone", "Crazy Years", "You are not far from me", "Demons", "My Pedigree", "The Hero", and "Autumn". The author explores the variety of themes and genres in these poems, as well as the development of certain motifs and symbols that were characteristic of this time period. The article also discusses the influence of Pushkin's personal life on his poetry during this period, and how it influenced his writing.
Ключевые слова: Болдинская осень, лирика, любовная лирика, элегия, символизм, Александр Пушкин, мотивы.
Keywords: Boldin autumn, lyrics, love lyrics, elegy, symbolism, Alexander Pushkin, motifs.
Известно, что путь русской литературы всегда был сложен и противоречив. Но она глубоко проникла в жизнь русского общества, на протяжении многих веков была связана глубокими корнями с традициями, бытом, верой, с культурным наследием и историей прошлого.
Среди русских писателей, чье творчество принадлежит по праву многим народам мира – России, Запада, Востока, США, Востоку, Азии, Австралии является русский классик – Александр Сергеевич Пушкин.
С раннего детства произведения писателя входят в сознание, воспринимаются в живом и тесном контакте, пленяя красотой, изящностью языка, возвышенностью, философией, своим реализмом.
Благодаря такому восприятию, поэзия, проза, драматургия, публицистика мастера словесности обрели новые оттенки и смыслы. Пушкин обличал отрицательные характеры, боролся против крепостничества.
Периодом, когда окончательно сформировались взгляды, мысли, философия жизни, стал период болдинской осени 1830 г.
В 1829 году А.С. Пушкин совершил самовольную поездку на Кавказ в места боевых действий русско-турецких войск 1828-1829 гг. Гонимый чувствами бесприютности и стремящийся быть свободным от царской слежки, которая продолжалась в течение всего времени его пребывания на Кавказе. На протяжении всей поездки Пушкин ведет путевые заметки. Как считает Ю.Н. Тынянов, замысел «Путешествие в Арзрум…» возник после выхода в свет книги французского дипломатического агента Фонтанье «Путешествия на Восток, предпринятые по поручению французского правительства, 1830-1833 гг. Второе путешествие в Анатолию». В этой книге, резко направленной против восточной политики Николая I с точки зрения французских колониальных интересов, - пишет Тынянов, - содержится упоминание о Пушкине с иронией по адресу “бардов”, находящихся в свете”. Итак, одна из задач “Путешествия в Арзрум” – ответ Фонтанье [1, с.192-208].
Текст “Путешествия…” состоит из предисловия, пяти глав, приложения, включающего заметку о секте езидов “ на французском языке и “маршрут от Тифлиса до Арзрума” с подробным перечислением названий селений, деревень, казачьих постов, встретившихся по пути автора: (Москва, Калуга, Орел, Курск, Харьков, Ставрополь, Георгиевск, Владикавказ, Ларс, селение Казбек, пост Коби, Грузия, Д…до Арзрума и т.д. По Военной – Грузинской дороге А.С. Пушкина сопровождал чеченец Бей-Булат Маймиев (Таймазов). В пятой главе “Путешествия в Арзрум…” поэт с восторгом и любовью напишет следующие строчки: “Славный Бей-Булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бей-Булат, мужчина лет 35-ти, малорослый и широкоплечий.
Он по-русски не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы и Кабарду.” [2, с. 696]
В “Путешествии в Арзрум…” А.С. Пушкин начинает традицию в изображении войны, продолженную М.Ю. Лермонтовым “Валерик”, Л.Н. Толстым, “Севастопольские рассказы”.
Раздумья о времени, об изменениях “во времени” или о “естественном ходе вещей” и о “противоречивых случаях” судьбы – один из лейтмотивов не только в “Путешествии в Арзрум”, но и во всем творчестве Пушкина на рубеже 20-30-х годов. “Чувство времени”, начиная с юношеских лет и на протяжении всей жизни, было свойственно Пушкину (“Телега жизни”, “Была пора…”, “Пора, мой друг, пора…” и другие произведения).
Стихотворение “Брожу ли я…” вошло в литературу как образец оптимизма Пушкина:
“Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам” [3, с. 296-297].
Мотивы «былого и дум» в поэзии Пушкина этого времени становятся одним из главных в его творчестве («Воспоминание», «Цветок», «Не пой, красавица, при мне», «Над лесистыми брегами…», «Филимонову», «Тазит» и др.).
В 1830 году поэт просит правительство позволения уехать в Китай. Зимой 1828-1829 гг. Пушкин познакомился с московской красавицей Н.Н. Гончаровой. Положительный ответ получил лишь в апреле 1830 года. Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, а свадьба лишь 18 апреля 1831 года в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, дом 36, а после этого были разрешены возникшие имущественные вопросы.
Проникнуть в «тайну века», «тайну своего времени» - вот какая задача вставала перед Пушкиным. Художественно это произведение было воплощено в произведениях, написанных осенью 1830 г., когда Пушкин провел три месяца в деревне Болдино. Болдинская осень 1830 года знаменовала новый этап в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Болдино (Большое Болдино) – село Лукояновского уезда Нижегородской губернии, вотчина Пушкиных, куда поэт приезжал в осенние месяцы 1830, 1833, 1834 гг., где поэт пережил пору наивысшего поэтического подъема.
Селение было основано не позднее XVI века мордовскими бортниками (сборщиками меда диких пчел и первоначально носило название Елболдино). Отец поэта в Болдино не жил, а лишь пользовался доходами с имения. В 1830 г. Перед женитьбой на Н.Н. Гончаровой отец выделил Пушкину в пожизненное владение часть сельца Кистинева (около 200 мужских душ). Это послужило причиной первого приезда Пушкина в Болдино. Обстоятельства, связанные с холерной эпидемией, задержали Пушкина на три месяца – с сентября по ноябрь.
Этот период оказался необыкновенно плодотворным для писателя и вошел в историю русской литературы под названием “Болдинской осени”. Осенью 1830 г. А.С. Пушкин написал около тридцати стихотворений и любовные элегии “В последний раз…”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, произведения философского и политического характера (“Безумных лет угасшее веселье…”, “В начале жизни помню я …”, “Моя родословная”, “Герой”), и стихи о поэзии и поэтическом труде (“Ответ анониму”, “Дельвигу”, “Рифма”), и разнообразные подражания (“Стамбул гяуры нынче славят…”, “Царскосельская статуя”, “На перевод Илиады”) и жанровые картины, и описания природы (“Бесы”, “Румяный критик мой…”, “Осень”) и эпиграммы (“Не то беда …”) и переводы.
Пушкин – как лирик создал целый цикл шедевров. Так элегия “Безумных лет угасшее веселье…”, написанное 8 сентября, т.е., после приезда в Болдино, является прелюдией к циклу “болдинских воспоминаний”. Поэт обращается к прошлому о “печали минувших дней”, связано о настоящем и будущем:
«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья…» [4, с. 308-309]
Жить, мыслить, страдать, но и мечтать – этот мотив звучит и в любовных элегиях: “Прощание”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, и др.
Основной темой болдинской любовной трилогии является тема расставания и разлуки. А в ранних элегиях поэта “Напрасно, милый друг…”, “Мне вас не жаль…”, “Мой друг, милый друг…”, “Все кончено…” и других, лирический герой предстает опустошенным, разочарованным страдальцем:
“Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной,
Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль, изменницы младые, —
Задумчивый, забав чуждаюсь я.” [5, с. 159]
Следы минувших дней им не забыты: ему чужды жалобы на мир, на судьбу, он – страстный и дерзкий мечтатель:
“В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать” [6, с. 311].
Стихотворение “Осень” при жизни Пушкина не было опубликовано. В изображении осени противостояние человека и природы не сводится к утверждению создания удвоенного облика. Осень вызывает прилив в людях:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса» [7, с. 343-344]
Цветение жизни на пороге смерти, признаки радости в почти погибшем рождают в поэте вдохновение, которое творит новый мир вопреки увяданию природы.
Стихотворение “Бесы” были написаны поэтом 7 сентября. Зимний “метельный” колорит пейзажей и образов стихотворения, созданного Золотой осенью, в преддверии “бабьего лета” свидетельствует о поэтической фиксации болдинских впечатлений. В произведении запечатлены горькие, напряженные, мучительные размышления декабристского восстания.
Можно также отметить о тематической близости “Бесов” со стихотворениями “Зимний вечер” (1825), “Зимняя дорога” (1826), “Зимнее утро” (1829), написанное ранее. Общим мотивом послужили: “Зимняя буря”, “Вьюга”, а и существование ряда текстуальных перекличек: в “Зимнем вечере” – “Вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя”. В “Бесах” – “Вихри снега и метели”, “Пляску вихрей снеговых”, “Вьюга злится, вьюга плачет” и т.д.
Б.П. Городецкий в своей книге “Лирика Пушкина”, обратил внимание на многоплановость “Бесов”. “Это и реалистическая картина метели…это - и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном итоге – стихотворение о самом себе, о своем отношении к окружающей действительности” [8, с. 379].
Как всякое лирическое стихотворение “Бесы” – произведение многоплановое. На первом плане – реально – бытовая картина: путник, застигнутый метелью в “чистом поле”, его грустно – тревожные думы и чувства.
Перед читателями возникает образ русской зимы с ее грозной метелью и тревогами, путешествуя по летучим снегам. Русская зима воспринимается читателями оттого, что она дается через народно – поэтическое повествование, а подчеркнутые русские черты жизни и быта – здесь и ямщик со своей речью, со своими оценками событий, и звенящий колокольчик и дорожные столбы…
Сюжет достиг кульминации – “Кони стали!”. Человек оказывается бессильным перед миром стихии, ему не совладать с ее смелой и жестокой силой. Главную роль играют кони.
Третья часть “Бесов” начинается с кризисной ситуации – “Кони снова понеслися!”. Символика здесь удваивала смысл – мы видим и бытовое, и философское, и социальное решение конфликта: “путник и метель”. Такая символика образа – “конь и всадник”, “конь и человек” была распространена в литературе того времени, прочно закреплялась басенной традицией.
Разгром декабристов, и, главное, наступивший кризис декабристкой идеологии в условиях обострившихся социальных противоречий крепостной России и усиливавшегося деспотизма самодержавия поставили перед обществом трудные, драматические вопросы о будущем. Вопросы были и у Пушкина. В “Бесах” поставил задавал вопрос “Что делать нам?”.
Стихотворение “Моя родословная” было написано поэтом 3 декабря 1830 г., но при жизни Пушкина оно не публиковалось. Оно было вызвано оскорбительной статьей Фаддея Булгарина в “Северной пчеле” о предках А.С. Пушкина. О происхождении статьи Николай Греч написал: “Однажды, кажется у А.Н. Оленина, Сергей Уваров, не любивший Пушкина, гордого и не низкопоклонного, сказал о нем, что он хвалится своим происхождением от негра Аннибала, которого продали в Кронштадте (Петру Великому) за бутылку рома” [9, с. 456-457].
Стихотворение «Моя родословная» написано в манере сатирических куплетов французского поэта – песенника Беранже. В нем Пушкин иронически принимает на себя булгаринское называние его мещанином во дворянстве, которое вместе с тем отвергается всем содержанием стихотворения, утверждающего общественное, народное значение творчества Пушкина. «Моя родословная» начинается со следующих строк:
«Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!...»
В первой строфе слова «Я просто русские мещанин» следуют за перечнем новых социальных групп (военные, чиновники, ученые – «дворяне по кресту»), пополняющих дворянское сословие, и звучат констатацией факта: «я к ним не принадлежу, я что-то иное», «я просто русский мещанин».
Во второй строфе слова: «Я, братцы, мелкий мещанин», затем следуя за строфой заявляет: «Бояр старинных я потомок», подчеркивая противоречие между происхождением и положением: «…Не торговал мой дед блинами, не ваксил царских сапогов…».
Последняя восьмая строфа – является главной вершиной стихотворения. Это вывод и апология мещанина – труженика, утверждение его прав:
«Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот сохранил…
Я сам большой: я мещанин» [10, с. 321-322]
И.А. Вяземский свидетельствовал о том, что Пушкин придавал слову “мещанин” особый смысл. Таким образом, лирический герой “моей родословной” – это новый человек, гражданин, он с уважением относится к прошлому, к истории, к наследству, направляет свои удары против тех, кто отрицает прошлое, он весь обращен в будущее России и ее народа.
Другое стихотворение Пушкина “Герой” было создано в 1830 году, опубликовано в 1831 году. Поводом написания стихотворения без подписи послужило пребывание Николая I в холерной Москве. В начале ноября 1830 г. А.С. Пушкин пишет: «…Напечатайте, где хотите, хоть в Ведомостях – но прошу вас и требую именем нашей дружбы – не объявлять никому моего имени».
Сочинение «Герой», также известное как «Апокалипсическая песнь», было напечатано в журнале «Телескоп» в выпуске № 1 за 1831 год. В этом стихотворении присутствует связь с событием, известным как приезд Николая I в Москву во время холеры, а также с легендой о посещении Наполеоном чумного госпиталя.
Царь Николай I был представлен как герой в глазах российского общества: его действия и меры в борьбе с эпидемией получили широкое обсуждение. В «Московских ведомостях» и других газетах его называли «нежный, чадолюбивый отец», «человеколюбивый государь», «помазанник Божий».
Даже либеральные газеты признавали его подвиги, описывая его как «бесстрашного царя», «наследника дел Петра Великого» и как того, кто вызывал умиление у верного народа.
Пушкин, находясь в то время в Болдино, не мог знать о многих событиях, происходивших в Москве. Однако стихотворение «Герой» было написано под впечатлением от новостей о Николае I, но повествует о Наполеоне Бонапарте. Возникает вопрос, что побудило А. С. Пушкина связать эти два имени в своём произведении? Возможным общим звеном между ними могла быть холерная эпидемия, которая накрыла Москву.
Эпиграфом к обсуждаемому тексту является фраза: «Что есть истина?», что, вероятно, связано с образом «легендарного героя» Наполеона. Главный акцент ставится на размышления собеседников, а также на вопрос, заданный Христу на суде.
В последующих строках упоминается Итальянская кампания 1796-1797 годов, в ходе которой Наполеон Бонапарт впервые проявил себя как выдающийся военачальник.
В 1810 году Наполеон женился на дочери австрийского императора Франца II, Марии-Луизе, что ознаменовало новый этап в его политической и личной жизни. В тексте также упоминается Священный союз и скалы Святой Елены, где Наполеон был сослан после своего поражения.
Автор стремится разоблачить образ Наполеона, рассматривая причины своих мыслей и приводя доказательства для опровержения мифа о том, что Наполеон якобы посещал «госпиталь заражённых чумой». На самом деле, как утверждают некоторые исследователи, мемуары Бурьена были фикцией.
Многие учёные и исследователи считают, что стихотворение «Герой» было написано во имя возвышающей «мечты поэта» и идеализированного образа. Произведение представлено в диалогизированной форме:
«Да, слава в прихотях вольна.
Капризным языком она:
По избранным главам летаем,
И на другой не снисходим.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уже чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.» [11, с. 315-317]
Рассуждения поэта приобретают характер внутреннего диалога с самим собой, где осмысливаются исторические и философские вопросы.
Затем диалог переключается на общий план и ставит перед собой новый вопрос о подлинном героизме и истинной славе. Пушкин в своих строках подчёркивает:
«Тень низких истин мне дороже...
Что будет без него? Тиран...
Друг:
Утешься...»
Здесь поэт утверждает, что Наполеон не был истинным героем, не был человеком с великодушным сердцем, он был тираном. Эти строки отражают глубокие философские размышления Пушкина о природе героизма и моральных ценностях, противопоставляя истинную доблесть и великодушие пустой жажде власти и тиранству.
Из анализа литературного контекста становится ясно, что А. С. Пушкин решает вопрос о подлинном герое, и его позиция выражена предельно ясно. Это стремление к осмыслению истинных ценностей, поиску подлинного героя и попытка понять природу славы становятся центральной темой в творчестве Пушкина того периода.
Находясь в Болдино, Пушкин достигает небывалых художественных и идейных высот. В этот период он завершает такие значительные произведения, как роман «Евгений Онегин», повесть «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», сказки и другие произведения. В этих произведениях народность, историзм, реализм, философские раздумья о жизни раскрываются во всей полноте его творческих возможностей.
Пушкин утверждает ценность человеческой личности, защищая её права и достоинства, показывая в своих героях великое и драгоценное чувство, возвышающее человека над обыденностью. Его работы служат выражением стремления к правде, свободе и подлинной человечности, что делает его произведения актуальными и сегодня.
Пушкин задумывается о России, её будущем и судьбе русского народа, стремится к личной независимости. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в классической русской литературе, являясь произведением мирового уровня.
Этот роман демонстрирует литературный гений Пушкина, который смог изобразить многообразные картины русской жизни на фоне светского общества, а также создать характерные для той эпохи типажи представителей различных социальных слоёв.
Пушкин с мастерством отображает все многообразие явлений жизни, представляя красочный и живой мир глазами «нежного ума» поэта.
Его способность глубоко чувствовать и понимать человеческую природу и общественные процессы делает роман «Евгений Онегин» не только зеркалом эпохи, но и отражением вечных вопросов бытия, актуальных и в наши дни.
Анализ лирических, прозаических и драматических произведений, созданных Пушкиным осенью 1830 года, позволяет заключить, что Болдинская осень стала важнейшим этапом в его творческой биографии. Это время характеризуется необычайной продуктивностью и глубиной осмысления им как личных, так и общественных вопросов. Пушкинская Болдинская осень закономерно связана с предыдущими периодами его творчества и подготовила почву для произведений, написанных в последние годы его жизни.
Таким образом, Болдинская осень не просто период исключительного творческого подъёма, но и время, когда Пушкин смог достигнуть вершины своего художественного мастерства, соединяя личные переживания с универсальными темами и философскими размышлениями о судьбе человека и общества. Это делает его произведения непреходящими и актуальными, глубоко проникающими в суть человеческой природы и социальных отношений.
Список литературы:
- Понянов, О. А. О «Путешествии в Арзрум...» / О. А. Понянов // Тинянов, Ю. Н. Пушкин и его современники. — М., 1869. — С. 192–208.
- Пушкин, А. С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений в 10-ти томах: художественные произведения: проза. — Т. 5. — М.: Наука, 1964. — С. 438–480.
- Пушкин, А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных... / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 296–297.
- Паритин, А. С. Брожу ли я вдоль безмолвных аллей... / А. С. Паритин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 308–309.
- Пушкин, А. С. Мне вас не жаль, года весны моей... / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 159.
- Пушкин, А. С. В последний раз твой образ милый... / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 311.
- Пушкин, А. С. Осень / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 343–344.
- Городецкий, Б.П. Лирика Пушкина – Л., М. : Изд-во АН СССР, 1962. – 469 с.
- Пушкин, А. С. Моя родословная / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. — Л.: Наука, 1978. — Т. 3. — С. 314.
- Пушкин, А. С. Герой / А. С. Пушкин // Избранные сочинения: в 2-х томах. — Т. 1. — М.: Художественная литература, 1965. — С. 310–315.
Оставить комментарий