Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(283)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Буков А.В. «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛИХОРАДКА» В АНГЛИИ ЭДВАРДИАНСКОЙ ЭПОХИ (1905-1914) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 29(283). URL: https://sibac.info/journal/student/283/342336 (дата обращения: 12.10.2024).

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛИХОРАДКА» В АНГЛИИ ЭДВАРДИАНСКОЙ ЭПОХИ (1905-1914)

Буков Антон Владимирович

магистрант 2 курса, Санкт-Петербургский государственный институт культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

Кибардин Артем Александрович

научный руководитель,

канд. искусствоведения, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

«PAGEANT FEVER» IN EDWARDIAN ENGLAND (1905-1914)

 

Anton Bukov

master's student of second course, St. Petersburg State Institute of Culture,

Russia, St. Petersburg

Artеm Kibardin

scientific supervisor, PhD (in Art History), senior lecturer, St. Petersburg State Institute of Culture,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В научной статье рассматривается история возникновения исторических зрелищ Англии в начале ХХ века, а также проводится анализ основных театрализованных представлений эдвардианской эпохи. В работе описывается процесс развития художественных приёмов, выразительных средств и режиссёрско-постановочных принципов, формирующих особый метод профессии педжент мастер.

ABSTRACT

The scientific article explores the history of the development of historical pageants in England at the beginning of the 20th century. It focuses on the main pageants of Edwardian England and analyzes the process of evolution of artistic techniques, expressive means, directing and staging principles, that form a special method of the profession pageant master.

 

Ключевые слова: исторические зрелища, педжент, театрализованная лихорадка, Луис Наполеон Паркер, Фрэнк Ласселлз, режиссура, театрализованное представление, педжент мастер.

Keywords: historical pageant, pageant, pageant fever, Louis Napoleon Parker, Frank Lascelles, directing of theatrical performances and festivals, theatrical performance, pageant master.

 

Профессионализация режиссуры театрализованных представлений как ветви театрального искусства в нашей стране происходит на протяжении всего XX века. Этот процесс начали виднейшие мастера массовых зрелищ конца XIX века М.В. Лентовский в Москве и А.Я. Алексеев-Яковлев в Петербурге. Он продолжился в серии петроградских революционных представлений 1919-1920 годов, над которыми работали Н.Г. Виноградов-Мамонт, М.Я. Аплетин, А.И. Пиотровский, С.Э. Радлов и многие другие.

Подобный интерес к массовым зрелищам в начале XX века наблюдался и за рубежом. В Англии 1905-1914 годов ученые называют этот период «театрализованной лихорадкой» (pageant fever) [1, с. 21]. В это время было устроено около сотни представлений по всей стране, а число исполнителей в некоторых случаях могло доходить до нескольких тысяч.

Первые упоминания термина педжент (pageant) можно найти ещё в XVI веке, при описании средневековых церковных шествий [5, с. 137]. Оно означало платформу-сцену в виде повозки, которая передвигалась по всему городу, от одной точки к другой. На ней разыгрывались сцены средневековых мистерий. В 1585 году Джордж Пил публикует план театрализованной процессии в честь нового мэра Лондона, где называет главную «повозку» - «pageant» [3, с. 11], заимствуя этот термин у церкви, тем самым закрепляя его значение за подобными зрелищными формами. На протяжении четырёх веков жанр театрализованных шествий терял свою актуальность, а, следовательно, понятие педжент было практически забыто большей частью жителей Англии.

Значительно переосмыслит понятие «pageant» английский драматург, композитор и режиссёр Луис Наполеон Паркер (1852-1944). По воспоминаниям его друга, американского историка театра Роберта Уинтингтона, Паркер долгое время мечтал создать подобие немецкого Erinnerungsspiele – воссоздание прошлого города с помощью драматической постановки, в которой принимают участие местные жители. Именно эту форму он и решил использовать при создании своего первого театрализованного представления в Шерборне (1905), назвав постановку «народной пьесой», что «вызвало мало энтузиазма у людей», именно поэтому было принято решение найти новое название – pageant, в то время означавшее красочное зрелище, великолепное шоу, без особой актерской игры, с участием большого количества людей. Это название заинтересовало массы в разы сильнее, и «сразу же захватило воображение публики» [5, с. 359].

Впервые подобное историческое зрелище было поставлено с 12 по 16 июня 1905 году в небольшом городе Шерборн. Всего это представление посетило более 30.000 зрителей. Оно состояло из 12 эпизодов, рассказывающих историю города с момента его основания до окончания Елизаветинской эпохи. Важной особенностью постановки является принцип равенства, который Паркер описывал так: «среди исполнителей должны быть «представители всех слоев общества, как мужского, так и женского пола, ведь никто не слишком хорош, чтобы участвовать в “pageant”, и почти все достаточно хороши» [4, с. 54]. Для достижения этой задачи весь реквизит и костюмы должны быть изготовлены местными ремесленниками, ведь именно так возможно задействовать наибольшее количество участников и позволить каждому быть сопричастным к празднеству. Повышенное внимание уделялось фольклору как элементу, с помощью которого прославлялись и самовыражались жители конкретного города. Арена для зрелища должна быть историческим местом, а само представление – рассказывать о нём и о тех великих события, которые здесь происходили. Сюжет представления должен быть историческим и правдивым, однако строиться по принципам драматургии, иметь конфликт и образные решения.

Педжент в Шерборне имел огромный успех, а благодаря широкому освещению в национальной прессе о нём знала вся страна. После июня 1905 года «театрализованная лихорадка» охватила всю Англию. Повсеместно начинают происходить десятки представлений, рассказывающих историю города, региона, церкви или страны. Одна постановка была пышней другой, тысячи зрителей съезжались с самых отдалённых уголков страны, чтобы увидеть театрализованное представление в небольшой деревушке.

Чем больше становилось постановок, тем разнообразнее становились режиссёрско-постановочные принципы организаторов. Например, музыка, которая играла важнейшую роль в представлении, начала исполняться в больших масштабах. На некоторых представлениях оркестр мог состоят из тысячи музыкантов, а количество исполнителей хоровых частей часто преодолевало это значение.

Появление исторических зрелищ совпадает с ростом общественного интереса к традиционному английскому фольклору, именно поэтому в большинстве представлений исполнялись народные песни и танцы, а в репликах персонажей можно заметить использование анекдотов, диалектов и местных вариаций разговорного английского. Всё это позволяло сделать некоторые сцены более юмористическими и подчеркнуть самобытность региона, в котором проходила постановка.

В других представлениях часто встречаются персонажи местных и национальных легенд, такие как Король Артур, волшебник Мерлин и Робин Гуд – все они помогали выстроить образную систему исторических зрелищ. Артур, например, часто ассоциировался с идеями британского мужества перед лицом невзгод — являясь очень актуальной темой в течение столетия, когда Британия дважды участвовала в мировых войнах. Робин Гуд фигурировал в сюжетных линиях театрализованных представлений наряду с реальными историческими личностями как символ британских идеалов социальной справедливости. Появление таких узнаваемых персонажей из истории и легенд помогало пробудить чувства патриотизма и местной гордости.

Несмотря на большое количество фольклорных элементов, к истории всегда относились с особым трепетом. Главным отличием исторической инсценировки от исторического театрализованного представления является художественное отношение автора и участников к происходящему. Именно поэтому в различных регионах исторические факты были показаны с разным отношением. Например, на севере Англии король Эдуард I изображался как почитаемая национальная фигура, а на юге к нему было весьма негативное отношение, что несомненно сказалось на его образе в представлении.

Кроме содержательных элементов, в ходе «театрализованной лихорадки» меняются и визуальные формы повествования. Наиболее ярким примером служит представление в Оксфорде 1907 года, режиссёром которого являлся Фрэнк Ласселлз. Сценической площадкой этого педжента являлось побережье реки Черуэлл, что позволяло использовать как земное, так и водное пространство для построения действия. Персонажи-основатели города появляются из водного пространства (на лодках). В ходе всего представления река, как площадка для появления персонажей, будет использована ещё раз лишь в финале – при появлении Короля Георга III, что очевидно является прославлением великого правителя, поднимая его значимость до основателей города. Таким образом, использование водной стихии в ткани повествования демонстрирует возвышенность действующих героев.

Также особый интерес представляет другая сцена под названием «Маскарад средневекового образования». В ней студент отправляется на поиски хорошей учебы и знакомится с десятью масками, каждая из которых олицетворяла конкретное направление науки (например, право, теология, философия и другие). В этой сцене мы можем заметить появление нового приёма – аллегорических масок, которые позволяли выстраивать смыслы и образы без использования диалогов, посредствам иносказательных выразительных средств, как это было в средневековом театре.

На протяжении всего представления Ласселлз акцентирует внимание на зрелищных и действенных элементах, что является отходом от традиций, заложенных Паркером. По утверждению доктора исторических наук Деборы Сагг Райан, Ласселлз обладал особой «визуальной чувствительностью» и под влиянием своей страсти к живописи считал, «что в представлениях должны использоваться драматические движения больших толп в процессиях и танцах, с использованием ярких элементов, а не пространных диалогов» [6, с. 41].

Наиболее удачным примером развития режиссёрско-постановочных принципов можно считать театрализованное представление в Йорке (1909), которое стало последним педжентом под руководством Луиса Наполеона Паркера. Именно в этой постановке он соединяет все наиболее удачные режиссёрско-постановочные принципы представлений, привнесенных за четыре года «театрализованной лихорадки».

Педжент в Йорке во многом повторяет представление в Шерборне (1905), но масштаб постановки был увеличен в разы. Сценической площадкой являются музейные сады в центре Йорка. Действие начинается с появления хора, он разделен на два аллегорических полухория: «Память» и «Надежда», которые ведут между собой диалог (это очевидно отсылает нас к античному театру). Каждому эпизоду предшествует «повествовательный припев», рассказывающий о событиях, произошедших между эпизодами, и вводит зрителя в контекст следующего временного промежутка, подобно хору в античном театре. По ходу действия появится ещё один хор – драматический, он будет исполнять музыкальные композиции внутри действия, выступая в образах местных жителей и менестрелей.

В сюжете представлено более 150 исторических личностей, а конфликт построен на противопоставлении позитивного и негативного влияния тех или иных исторических персоналий на положение страны. Паркер также использует большое количество фольклорных элементов. Например, танец «Моррис», который был известен во всей Англии или же танец с мечом, наиболее популярный в Йоркшире. Также в постановке можно увидеть театрализацию местных легенд, мифов и народных обрядов.

Военно-показательные элементы, такие как марши, «военные игры», батальные сцены и триумфы были вплетены в действие с помощью художественных приёмов. В одном из эпизодов военная процессия победителей выходит на сцену во время того, как менестрель читает стихи о их подвигах. Этот приём позволил создать зрелищный элемент и продемонстрировать величие английской армии.

Педжент заканчивается повествовательным припевом, ради которого объединяется повествовательный и драматические хоры. Они поют триумфальную песню Йорка, после чего все участники выходят на сцену, чтобы вместе со зрителями исполнить Национальный гимн.

Театрализованное представление в Йорке является одним из самых масштабных и успешных педжентов за весь эдвардианский период. Несмотря на небольшой дождь, на протяжении всей недели зрительские трибуны были полные, и в каждый день были приглашены почетные гости, такие как члены королевской семьи, парламента и северного командования [1, с. 149]. Это позволило придать педженту особый масштаб и сделать его наиболее престижным.

Однако, такой сильный инструмент взаимодействия с массами как педжент не мог долго оставаться без внимания государства. Паркер видел театрализованные представления аполитичными и внеконфессиональными, лишенными какой-либо коммерческой выгоды. Но уже в 1909 году проходит «Театрализованное представление Английской церкви», которое использовало педжент для религиозного просвещения и пропаганды.

Как правило, главной фигурой театрализованного представления всегда являлся режиссёр, который руководил исполнительным комитетом и принимал все художественные решения. Однако в педженте английской церкви сложилась противоположная ситуация – исполнительный комитет состоял из представителей английской церкви, а его председателем являлся епископ Лондона Артур Виннингтон-Ингрэм.

Задача написания сценария была разделена между членами исполнительного комитета, а на главные роли были назначены важные церковные деятели [1, с. 72]. Вполне очевидно, что представление получилось слишком прямолинейным, неубедительным, и имело огромное количество организационных проблем. Например, одна из сцен вовсе была поставлена на валийском языке, который являлся символом признанной в Уэльсе римско-католической церкви [1, с. 89], из-за чего на театрализованное представление было направлено большое количество критики со стороны наиболее влиятельной на тот момент англиканской (протестантской) церкви. Её представители назвали педжент «пропагандой облачений» и выступили против участия епископа Лондона, назвав его «предателем протестантов». Возникли беспорядки, которые потребовали вмешательства полиции [7, с. 5]. Такое количество проблем связано прежде всего с не совсем удачно подобранным исполнительным комитетом, который не имел специального образования в сфере искусства.

Подобные проблемы также можно отметить в «Театрализованном представлении армии» (1910). Большая часть исполнительного комитета состояла из военных и других деятелей, связанных с вооруженными силами. Особо интересной фигурой являлся капитан Артур Оуэн Воан, который называл себя бардом Оуэном Роскмил, имел особенно империалистические взгляды и увлекался историей. Воан был ответственен за написание большей части эпизодов [2, с. 6], что очевидно придало представлению определенную идейно-политическую повестку.

Сюжет представления рассказывал историю английской армии, начиная со строителей дольменов примерно в 1700 году до нашей эры и заканчивая наполеоновскими войнами начала девятнадцатого века. Все эпизоды прославляли вооруженные силы страны, и представляли собой батальные сцены. К участию было привлечено 4000 человек (2000 офицеров и 2000 гражданских исполнителей). Несмотря на масштабность и фееричность, представление не стало популярным среди зрителей и финансово провалилось.

Председатель исполнительного комитета Лорд Чейлсмор назвал постановку «наглядным уроком» в работе вооруженных сил и выразил надежду, что она «будет способствовать набору в армию». А один из участников исполнительного комитета Лорд Робертс заявил, что это представление нацелено «привить чувство патриотизма», и продемонстрировать идею о том, что «каждый член великой Империи» должен ставить «интересы страны превыше всего остального [8, с. 3].

Очевидно, что идея патриотизма, заложенная в театрализованное представление армии, существенно отличается от того чувства патриотизма, о котором говорил Паркер. Здесь же мы можем заметить попытку манипуляции этим понятием в достижении весьма утилитарной цели – призыв к службе в армии. Таким образом, театрализованные представления церкви и армии являются примерами использования жанра педжента в целях политической и религиозной пропаганды, хотя изначально эта выразительная форма задумывалась как светская и народная.

В период с 1911 по 1914 года популярность и масштаб педжентов угасает. По мнению Уинтингтона, эта зрелищная форма попросту наскучила населению. Он пишет, что «Англия ухватилась за историческое представление, как ребенок за новую игрушку, но затем, когда новизна прошла, она отбросила ее в сторону» [5, с. 451]. Сам Паркер считает, что это связано прежде всего с коммерциализацией представлений. По его мнению, педженты «никогда не следует создавать для объекта вне себя», то есть историческое зрелище должно являться самоцелью. Этот принцип и делает педженты народными и внеконфессиональными, доступными для всех. По замыслу Паркера, театрализованные представления имеют абсолютно иные цели, чем создать увлекательный аттракцион, приносящий прибыль. Нарушив этот ключевой принцип, организаторы начали разрушать жанр педжентов изнутри [5, с. 462] и привели его к упадку.

Исторические зрелища Англии начала ХХ века имели большое общественное значение. Главенствующей темой любого исторического зрелища являлся патриотизм. В каждом регионе, кроме национальных героев страны, прославляли своих выдающихся личностей. Это показывает, что педженты сочетали в себе как местные, так и национальные элементы патриотизма. Таким образом люди чувствовали, что какой бы маленькой ни была их деревня или каким бы большим и важным ни был их город — все они вместе внесли важный вклад в успех Соединенного Королевства [1, с. 77].

В период с 1905 по 1914 года переосмысляется исторически забытый жанр «pageant». Для работы с ним требовался особый метод, который формируется во время «театрализованной лихорадки» и зарождает профессию pageant master или же режиссёр театрализованных представлений.

Ключевой принцип метода заключался в создании патриотической документальной драмы, путем отбора исторических фактов в соответствии с художественной сверхзадачей. Также важным элементом являлась идея народного сотворчества, при которой каждый участник, вне зависимости от его социального статуса, мог внести равноценный вклад в создание представления. Драматургия же строилась по принципу совмещения множества выразительных средств, таких как музыка, танцы, песни, обряды, процессии и многих других, что создавало новую массовую форму.

Режиссёрско-постановочные принципы педжентов актуальны и сегодня. Одна из главенствующих тем современности – патриотизм и его проявление. Театрализованные представления Англии начала ХХ века демонстрируют способ выражения патриотизма на языке искусства масс, что позволяет познать себя, свою нацию, осмыслить историю и стать её непосредственным участником.

 

Список литературы:

  1. Bartie, Fleming, Freeman, Hutton, Readman. Restaging the Past: Historical Pageants, Culture and Society in Modern Britain. London: UCL Press, 2020. 326 p.
  2. Benson F.R. Some Remarks on the Pageant in The Book of the Army Pageant. London, 1910. 15 p.
  3. Dobson Michael. The Pageant of History: Nostalgia, the Tudors, and the Community Play, 2010. 25 p.
  4. Louis N. Parker. Foreword to the Book of the York Pageant. York: Ben Johnson, 1909. 128 p.
  5. Robert Withington. English Pageantry: An Historical Outline, vol.2. New York and London: Harvard University Press, 1918. 508 p.
  6. Ryan. Pageantitis: Frank Lascelles 1907 Oxford Historical Pageant. 2010. 68 p.
  7. The Times, 11 June 1909
  8. The Times, 21 June 1910
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.