Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(279)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
FASHION AS A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
Elizaveta Mishina
student, Department "Fashion Industry", Oryol State University named after I.S. Turgenev,
Russia, Oryol
Данная статья направлена на то, чтобы исследовать моду как социально-психологический феномен и культурное явление. В этом случае, мода рассматривается как один из способов коммуникации людей.
Причины проявления моды, способы её распространения, история изменений – все это позволяет увидеть закономерности распространения моды, а также обосновать её значимость для людей.
Мода - это регулятор общества. Она показывает неравенство в обществе и различия между социальными группами. Считается, что люди из различных социальных слоев общества имеют неравные возможности и мотивы для участия в модном поведении. С другой стороны, про моду можно сказать, что она способна стать демократизирующим фактором в современном обществе, устраняя различия между социальными группами.
В центре психологии подражания находится имитационный рефлекс. Более широким явлением становится взаимное сходство, больше известно, как социальная идентификация. Она напрямую связана с модным поведением людей и тем самым становится неотъемлемым механизмом психологии социального взаимодействия.
В результате моды возник феномен сравнения индивидов с членами их собственной группы, в то же время стремясь идентифицировать себя с другими. Скрытая потребность подчиняться моде начинает бороться со стремлением быть независимым от нее, не подражая другим, а отличаясь от них.
По изменениям в мире моды можно отслеживать все стороны развития общества, ведь в ней находят отражение все сферы культуры и общественной жизни, также включая в себя и политические события, которые привлекают внимание народа, влияя на возникновение новых модных стандартов и образцов.
В научной литературе предпринимались попытки создания интердисциплинарного подхода к явлению моды, но при этом разделение на «объект» и «процесс» усложняло разработку единой теории моды.
Немецкий философ и социолог Георг Зиммель, в 1904 году выдвинул так называемую элитарную теорию «просачивания вниз» (trickle down) в своей работе «Мода» (Fashion), согласно которой, низшие слои населения обладают стремлением пародировать и копировать тот стиль одежды, манеру поведения и жизни и т.д, которые определяют высшие слои. При этом, высший класс, во избежание сходств, стремятся изменить свои тенденции или создать совершенно новые, чтобы снова обозначить свой статус. Этот процесс «просачивания вниз» модных тенденций от высших слоев общества к низшим – бесконечен. [1]. Подражание моде и её следование психоаналитики объяснили, как способ преодоления человеком ощущения неполноценности, которые может возникать в результате неудовлетворенности своим социальным статусом.
Психоаналитики предлагали свою трактовку моды как психологического явления, среди них Э. Фромм, Дж. Флюгель, З. Фрейд. Они связывали её проявление и развитие с бессознательными процессами. З. Фрейд истолковывал происхождение моды следующим высказыванием: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости.» [2]
Мода представляет большой интерес с точки зрения психологии. В первую очередь, исследователей данной области интересуют причины ее возникновения и изменения. Как уже было сказано, мода удовлетворяет важные потребности человека как способ разрешения конфликта между социальным конформизмом и индивидуальной свободой.
В свою очередь, другие исследователи акцентировали свое внимание на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, направленной на удовлетворение потребности человека в получении новых эмоций, например, Л. Петров: «Смысл существования моды – нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть – восемь лет) – это встряска, с помощью которой человек освещает свои ощущения» [3]
Сегодня очевидно, что мода стремительно проникает во все сферы современной жизни, заставляя нас противостоять ей. За несколько коротких столетий мода прошла путь от узкоспециализированного явления, затрагивающего в основном одежду, до повсеместного феномена, пронизывающего все культурные слои. Мода стала одной из основных форм массовой коммуникации и культурной индустрии XX и XXI веков. Мода породила характерные коммуникационные технологии, специализированные медиапродукты и, в конечном счете, новый мир, особое модное сообщество, включающее как профессионалов индустрии, так и тех, кто задает тренды. На этом этапе мода становится универсальным механизмом передачи культурного опыта. Мода определяет образцы, нормы и ценности, детерминирует социальное поведение и обретает собственный голос.
Список литературы:
- Ермилова, Д.Ю. Теория моды: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 165 с.
- Константинов, В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога, СПб.: Питер, 2006. 272 с.
- Петров, Л.В. Мода как общественное явление. Ленинград: Знание, 1974. 32 с.
Оставить комментарий