Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(275)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Беляева А.А. ФУНКЦИИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ МЕДИА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 21(275). URL: https://sibac.info/journal/student/275/334933 (дата обращения: 26.06.2024).

ФУНКЦИИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ МЕДИА

Беляева Анастасия Александровна

студент, институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

THE FUNCTIONS OF ILLUSTRATIVE MATERIAL IN THE CONTEXT OF NEW MEDIA

 

Anastasia Belyaeva

student, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod State National Research University,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Из пространства медиа исчезают исключительно письменные тексты — сегодня любое информационное сообщение имеет изобразительное сопровождение. Визуальный и вербальный компоненты медиатекста взаимодействуют друг с другом, образую синкретичный мультимодальный ансамбль.

ABSTRACT

Only written texts disappear from the media space — today any information message has visual accompaniment. The visual and verbal components of the media text interact with each other, forming a syncretic multimodal ensemble.

 

Ключевые слова: медиа, иллюстрация, медиатекст, функции, визуализация.

Keywords: media, illustration, media text, functions, visualization.

 

В сформировавшемся медиапространстве невербальные средства коммуникации стали играть новую роль — вместо вторичного источника информации визуальный контент превратился в равноценный компонент медиатекста, который не уступает вербальному элементу по значению. Знаки, из которых строится визуальное сообщение, являются носителями определённых смысловых значений, поэтому зачастую визуальный компонент имеет более высокий информационный потенциал и возможности практического применения [4].

В таком случае иллюстрирование является не только компонентом медиатекста, который несёт дополнительные смыслы об объекте и предопределяет эмоциональную реакцию аудитории, но и элементом, который способен разнообразить вёрстку, уйдя от монотонности.  Авторы утверждают, что информация, представленная в наглядной форме, лучше воспринимается и запоминается в отличие от текстовой. За счёт задействованных органов чувств повышается интерес и внимание аудитории к той или иной информации [1].

Взаимодействие вербального и визуального элементов медиатекста определяется функциями, которые способна выполнять иллюстрация. Основой классификации иллюстрации также легли функциональные возможности визуального компонента медиатекста. Так, авторы выделяют четыре типа иллюстрирования по их функциональным отношениям с вербальной составляющей медиатекста:

— доминирующая иллюстрация, выполняющая ведущую роль по отношению к тексту;

— равноценная иллюстрация, выполняющая функцию визуализации текста и равноценная ему по информационной значимости;

— сопровождающая иллюстрация, используемая в качестве пояснения к тексту;

— декоративная иллюстрация, выполняющая эстетическую функцию в тексте.

Самостоятельная и содержательная иллюстрация способна не только дублировать смысл, заложенный в вербальный компонент медиатекста, но и дополнять его новой информацией. Подобной иллюстрацией могут стать фотографии графические иллюстрации, коллажи, которые в свою очередь, являются самым редким типом визуальной составляющей смыслового пространства медиатекста [2]. Стоит отметить, что зачастую подобную роль иллюстрации играют в спецпроектах и лонгридах на остросоциальную проблематику. Зачастую цель, которую закладывают авторы в материал с остросоциальной проблематикой, носит в себе убеждения, переосмысливание традиционных и преобладающих норм. Эффекта такие публикации добиваются не только от идеологической информативности контента, но и с помощью уникального иллюстративного ряда.

Функция визуализации вербального компонента медиатекста обусловлена тем, что изображение дублирует содержание текстового модуса, при этом, не создавая вторичные значения. Подобной визуализацией текста зачастую может стать фотография. Это может быть портрет героя материала или эксперта, репортажное фото, тематическое и т.д.

Декоративная иллюстрация направлена исключительно на акцидентную или же эстетическую функцию в структуре медиатекста. Она опосредована от вербального элемента и используется только в виде некой декоративной заставки. Также авторы дают ей определение — «декорация без смысла» [3]. Примером подобного типа иллюстрирования могут стать изображения, использующиеся в новостных и информационных заметках. Зачастую журналисты прибегают к использованию стоковых изображений из фотобанка и заведомо лишают медиатект уникальной визуальной составляющей.

Мы установили, что невербальные компоненты медиатекста эффективно привлекают внимание аудитории, однако для правильного восприятия и последующего декодирования визуального сообщения СМИ адресату необходим определённый набор знаний, среди которых авторы выделяют:

— графические знания о рисунке: цвет, фон, размер, форма, отдельные элементы формы и их характеристики;

— историко-культурологические знания, которые позволяют использовать имеющиеся у адресата знания об изображаемом предмете, личности, событии или явлении, их характеристиках, занимаемом месте среди других объектов;

— лингвистические знания (для вербо-иконических сообщений). Это те знания языка, его оборотов и устойчивых выражений, пословиц, идиом и т.д., которые позволяют понять не только визуальную, но и вербальную составляющую изображения [5].

Таким образом, мы можем говорить о том, что главной задачей иллюстративного материала в структуре медиатекста является привлечение внимания аудитории. От того, насколько явственно автор представляет ментальную модель медиатекста до начального этапа работы, будет зависеть в большинстве случаев успех и эффективность публикации, где визуальный компонент может дублировать текст или дополнять его вторичными значениями, а также играть роль декоративной иллюстрации. Также важно отметить, что функции визуального компонента медиатекста будут зависеть от тематики, выбранного типа иллюстративного материала и соотношения вербальной и невербальной составляющих медиатекста.

 

Список литературы:

  1. Карпенко И. И. Новейшие тенденции визуализации журналистской информации в контексте мультимедийных интернет-технологий репрезентации контента / И. И. Карпенко // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации : сб. науч. работ по материалам междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 4-7 окт. 2017 г. / НИУ БелГУ ; под ред. А. В. Полонского, М. Ю. Казак, С. В. Ушаковой. - Белгород, 2017. – [Текст] - С. 190-193.
  2. Кривоногова, А. О. Роль иллюстративного материала в печатных СМИ / А. О. Кривоногова, Н. Р. Балынская // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2013. – № 1(5). [Текст] – С. 139-146.
  3. Сарычева Л. Путеводитель по иллюстрациям к тексту / Инструкция Модульбанка. – 2016 – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1AyeryrhZZXFWpEPc_6sofN87AMtDJwPrZ4nhlZSiP8E/edit#heading=h.ezr7mon4zlem (дата обращения: 13.05.2024).
  4. Свитич А.Л. Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014. №4. [Текст] — 54-63 с.
  5. Чаплыгина Ю.С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. Самара: Изд-во Самарского гос. экономического ун-та, 2006.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.