Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Кобзова А.Н. СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/334744 (дата обращения: 17.07.2024).

СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ

Кобзова Алёна Николаевна

магистрант 2 курса, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского,

РФ, г. Луганск

Кротько Татьяна Алексеевна

научный руководитель,

доц. кафедры вокала, Луганская государственная академия культуры и искусств им. ММатусовского,

РФ, г. Луганск

MODERN SACRED MUSIC: ON THE ISSUE OF DEFINITION AND CONTENT OF THE CONCEPT

 

Alena Kobzova

2nd year master's student, Lugansk State Academy of Culture and Arts named after. M. Matusovsky,

Russia, Lugansk

Tatiana Krotko

scientific supervisor, associate professor vocal departments, Lugansk State Academy of Culture and Arts named after. M. Matusovsky,

Russia, Lugansk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению понятия духовная музыка. Выявлены основные направления развития духовных жанров в современной музыке. Произведена попытка обобщения современных тенденций в данной области композиторского творчества. Сделан вывод о разнонаправленности современного композиторского творчества, представленного как прикладными, так и концертными разновидностями духовных жанров.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the concept of sacred music. The main directions of development of spiritual genres in modern music are identified. An attempt has been made to generalize current trends in this area of composing. A conclusion is drawn about the multidirectional nature of modern composers' creativity, represented by both applied and concert varieties of spiritual genres.

 

Ключевые слова: духовная музыка, духовность, православная традиция, хоровая культура.

Keywords: sacred music, spirituality, Orthodox tradition, choral culture.

 

Современные академические композиторы достаточно часто обращаются к жанрам и формам церковной музыки. Резкий культурный и духовный перелом, происшедший в ХХ в. способствовал активному переосмыслению и изменению функций многих духовных жанров, среди которых как крупные циклические жанры (духовный хоровой концерт, циклы Божественной Литургии и Всенощного бдения), так и небольшие одночастные (стихира, псалом, отдельные части богослужебных циклов). Целью данной статьи является рассмотрение особенностей современной трактовки духовной музыки.

Можно найти три типа определений, которые даются термину «духовная музыка». В первом из них подразумеваются «музыкальные произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Духовную музыку часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений - от богослужебной музыки различных религиозных традиций до авторских концертных произведений, написанных на религиозные темы или сюжеты; в этом случае в качестве синонимов используются также выражения «сакральная музыка» и «религиозная музыка» [4]. В таком понимании духовная музыка есть музыка авторская по способу возникновения, светская по способу бытования, т. к., предназначена для концертного исполнения. Она также противопоставляется церковному пению, имеющему, помимо связи с богословскими текстами, сугубо практическое применение.

Вторая группа определений, более распространенная, охватывает более широкий круг, в который входят «вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту (например, распространённые в Италии в XIII-XVI вв. лауды, в Pоссии c XV в. – духовные стихи, в XVII-XVIII вв. – псальмы). Т. Владышевская, определяет ее как «музыку христианской церкви и церковные жанры, вышедшие за пределы исполнения в церкви» [2].

Авторы определений, входящих в третью группу, напротив, ограничивают сферу бытования храмом. Так, например, Н. Гуляницкая считает, что «понятие «духовная музыка» включает, прежде всего, церковное пение – то, что утвердилось как «духовно-музыкальные сочинения и переложения» [1, с. 8] и, таким образом, делает синонимичными понятия духовная музыка и церковное пение.

Однако, во всех трех случаях, налицо объединяющий фактор, который находится на содержательном уровне, а также фактор, который является точкой принципиального разведения определений, а именно – функциональное предназначение.

Духовность в православославной традиции часто становится предметом осознания как мыслителями прошлого, так и в современной религиозной философии и ее рассмотрение обнаруживается фактически в любом зафиксированном наследии святых отцов и религиозных мыслителей. Методологические же основания можно обнаружить в трудах Григория Паламы, Игнатия Брянчанинова, Исаака Сирина, Макария Египетского, Максима Исповедника, Николая Сербского, Феофана Затворника, русских философов В. В. Розанова, Е. Н. Трубецкого, Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, П. А. Флоренского, И. А. Ильина.

Духовность в православном понимании связывается с действием Святого Духа, с движением человека к Богу через преодоление своей материальной природы. Еще в апостольских посланиях действие Святого Духа в человеке имело внешние проявления: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам, 5: 22, 23 ст.). Стяжание Святого Духа, по мнению св. Серафима Саровского, является целью жизни человека, а по определению А. И. Осипова, «Духовность – это Богоподобие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия» [5]. Православное понимание духовности проявляется в двух аспектах: как соборный духовный опыт святых отцов, описанный в житиях святых и как метод православной аскетики, т. е., пути достижения состояния Богообщения, описанные в святоотеческой литературе.

Образцом духовной музыки в православном понимании – как аскетической дисциплины – является весь пласт древнерусских песнопений, в которых достигнут церковный идеал: сосредоточение на содержании текста, на Слове, вневременность, объективность. Это такой тип высказывания, который В. Мартынов обозначает не «музыкой», которая в его понимании связана с земным, материальным, эмоциональным началом, но богослужебным пением, которое есть отражение в материальной форме пения ангельского, внеземного. В процессе пения в его идеальной форме, которой достигали древние распевщики, человек достигает состояния молитвенного, богодухновенного славления Господа.

Мелодика богослужебного пения, благодаря попевочной структуре, служит «приобщению к внутренней сущности молитвы, то есть к самому ее духу» – пишет В. Мартынов [3, с. 64]. Этим соответствием мелодических структур внутренней сущности молитв объясняется кажущееся несовпадение разнообразных по содержанию богослужебных текстов (как собственно молитвенных, литургических, так и «жизнеописательных» – тропарей, кондаков, стихир и т. д.) и их достаточно типизированного мелодического воплощения. Цитированный исследователь объясняет этот факт наличием в любом молитвословии скрытого обращения к Богу, зашифрованной молитвы Иисусовой. Круговое повторение попевок в контексте принципиально разомкнутой бесконечной мелодии символически соответствует пониманию времени в православии как символа пульсации отдельных моментов в контексте нескончаемого продолжения безначального трансцендентного Божественного бытия в вечности.

В терминологическом отношении предлагается разграничить два вида духовной музыки в контексте ее прикладного функционирования в богослужебной практике. Первый вид – это собственно богослужебное пение, к которому относятся древние формы церковного пения, активно возрождаемые в современной практике. Главным свойством такого пения является синкретичность, неразрывная связь звуковысотного компонента с текстом и его молитвенным уровнем. К такому типу произведений можно отнести сочинения композиторов конца ХХ века, например, И. Гарднера, о. Матфея (Мормыля), о. Сергия (Трубачева). По отношению к названным авторам мало подходит обозначение «композитор» в современном, общепринятом значении этого слова. Наследие данных авторов составляют многочисленные обработки древнерусских и обиходных напевов и избранные авторские сочинения. Максимальное приближение в авторских опусах к языку обрабатываемых напевов свидетельствует не о скудости мелодического дарования, но, напротив, о духовной силе и умении подчинить проявления личностного начала тем канонам, которые сложились в многовековой практике.

Комплекс музыкально-выразительных средств, чаще всего используемый в таких произведениях, включает в себя особый тип мелодико-ритмического развертывания, обеспечивающий непрерывность и вневременность, а следовательно – отрыв от дискретного и стремительного темпа современного бытия, хоровое изложение, символизирующее соборность, всеобщность, диатоническая основа ладо-гармонического решения как дополнительное средство объективации.

Вторая группа духовных сочинений, используемых в богослужениях – это большой комплекс авторских сочинений, в некоторой степени соответствующих идеалам молитвенного пения, который можно обозначить термином «духовная церковная музыка». Этот пласт, представленный произведениями таких современных авторов, как С. Самусенко, В. Файнер, мон. Иулиания (Денисова) и многих других, является, несомненно, значимым для развития клиросного пения на современном этапе, отвечая социальному запросу. В то же время, данная группа произведений отличается ясно выраженной авторской стилистикой музыкального языка.

В данной группе сочинений необходимо отметить ряд сочинений, предназначенных для концертной практики, индивидуализированные по средствам воплощения, но являющиеся результатом глубокого погружения в процесс духовного делания. К таким сочинениям, несомненно, относятся практически все опусы А. Пярта второго периода творчества, масштабный по замыслу и воплощению цикл Г. Свиридова «Песнопения и молитвы». Особенностью данной группы сочинений является передача глубокой молитвенной сути текстов при отсутствии внешнего соответствия, переосмысление древних традиций и воплощение их содержания современными средствами. В современном музыковедческом понимании жанровые признаки духовной музыки проявляются на уровне: а) текстов (богослужебных, литургических, или так или иначе касающимися религиозной тематики), б) определенного канона звукового воплощения этих текстов, в котором избегается проявление субъктивно-личностного начала. При этом необходимо учитывать и функциональное предназначение духовной музыки. Вплоть до начала XX века исполнение литургических песнопений считалось недопустимым в рамках концертных залов. Однако, практика конца столетия, когда возрождение жемчужин русской хоровой музыки С. Рахманинова, П. Чеснокова, А. Гречанинова и других, предназначенной для богослужебной практики, происходило именно в концертных залах, способствовала стиранию границ между этими разновидностями, а современные сочинения развивают как концертную, так и богослужебную линии, порождая новые жанровые разновидности.

 

Список литературы:

  1. Гуляницкая, Н. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н.С. Гуляницкая. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 432 с.
  2. Комарова, А.Н. Феномен русской духовной музыки [Электронный ресурс] / А.Н. Комарова // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова. – 2008. – №4. – С. 257-259. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-russkoy-duhovnoy-muzyki (31.03.2024).
  3. Мартынов, В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение московской Руси / В.И. Мартынов. – Москва, Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000. – 224 с.
  4. Насонов, Р.А. Духовная музыка [Электронный ресурс] / Р.А. Насонов // Православная энциклопедия. – Том 16. – С. 394-418. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/180654.html (31.03.2024).
  5. Сигутин, А. Что такое православная духовность [Электронный ресурс] / А. Сигутин // Азбука веры. – Режим доступа: https://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnaya-duxovnost (31.03.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.