Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(273)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Афанасьева М.А. ИДЕАЛ ЯКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК – ТУЙААРЫМА КУО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 19(273). URL: https://sibac.info/journal/student/273/331599 (дата обращения: 27.09.2024).

ИДЕАЛ ЯКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК – ТУЙААРЫМА КУО

Афанасьева Мария Андреевна

студент, кафедра начального образования, Северо-Восточный федеральный университет,

РФ, г. Якутск

Бугаева Ая Петровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры начального образования, Северо-Восточный федеральный университет,

РФ, г. Якутск

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется пример для якутского национального воспитания девочек – Туйаарыма Куо.

 

Ключевые слова: народная педагогика, воспитание ребенка, якутская девочка, якутский язык.

 

ВВЕДЕНИЕ. С древних времен и до наших дней, вне зависимости от национальности, воспитанию ребенка в семье уделяется особое внимание. Воспитание и обучение детей в семье имеет огромное значение для решения судьбы всего народа, поэтому важно уделять особое и осознанное внимание воспитанию ребенка.

Любое общество воспитывает успешного человека на основе своей культуры и народной педагогики. Народная педагогика направлена на то, чтобы подрастающее поколение опиралось на родную культуру, понимало и уважало священные понятия человечества.

Девочка в якутской семье является символом будущего, поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы девочка была нежной, скромной и терпеливой. Издавна, об ее красоте и мягком характере писали в стихах, пели в песнях и описывали в Олонхо.

Основоположник этнопедагогики академик Г.Н. Волков высоко ценил Олонхо и признавал его величайшим произведением, отражающим духовную жизнь якутов, и подчеркивал, что Олонхо воспитал у якутов дух единства (“...Олонхо... воспитал народ страны”).

Академик К.С. Чиряев, основатель Музея народной педагогики, использовал термин “педагогика Олонхо” и указывал на необходимость изучения воспитательно-образовательной системы Олонхо и ее применения в повседневной жизни.

Актуальность темы обусловлена тем, что исследовать и изучить Олонхо не только как художественное произведение на народном языке, но и как средство воспитания детей. Это пространство сознания, в котором, кроме того, существует множество явлений, связанных с жизнью и поведением человека. Соответственно, Олонхо является основой народной педагогики.

Целью исследования: показать через Олонхо, что Туйаарыму Куо можно взять в пример для воспитания девочки. Научная новизна исследования заключается в том, что из Олонхо можно извлечь основные ценности своего народа, проанализировать их и в то же время использовать их для учения о духовном и нравственном развитии ребенка. Объектом исследования является образ героя «Туйаарыма Куо» их Олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Чешский педагог Я. А. Коменский (1592-1670) основал школу домашнего воспитания, получившую название «материнская школа». Он считал преподавание и воспитательную работу неразрывно связанными, поэтому указывал, что можно организовать обучение сначала на родном языка, а потом и на латинском. Я. А. Коменский понимал, что давать только знания - мало, поэтому ребенок должен получать систематическое нравственное воспитание, при этом особое внимание уделялось воспитанию качеств праведности, мужества, справедливости.

К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, высоко оценил возможности народной педагогики. Он указал, что родной язык положительно влияет воспитанию ребенка. Художественное и изобразительное искусство подчеркивало духовную жизнь человека, его внутреннюю культуру.

В. А. Сухомлинский указывал на то, что характер, ум, надежда, нравственный идеал народа проявляются в созданных им сказках, сказаниях, стихах, эпосах, былинах.

Если цель воспитания – воспитать творчески активного, умственно подготовленного, трудолюбивого, терпеливого, справедливого, то якутский героический эпос соответствует смыслу, строю, идее Олонхо.

Народный эпос может стать примером для воспитания современного успешного человека, который, взаимодействуя с современностью, меняет ее в соответствии со своими потребностями. Из Олонхо можно выделить следующее:

- Богатство, сила, разнообразие слова;

- Примеры художественного выражения;

- Высокие моральные устои: доброжелательность, честность, чистота;

- Ответственность, самоотверженность, надежность, порядочность;

- Знание своего значения, честь и достоинство, понятие добра и зла;

- Бережное отношение к природе;

- Охрана природы, гуманное отношение;

- Методы профессионального обучения: кузнечное дело, охота;

- Различные способы воспитания: доброе слово, понимание, наставление, совет, вера, желание, благословение и т. д.

Также, Олонхо в своих строках воспитывает общечеловеческие ценности:

- этические ценности;

- вещные ценности;

- логические ценности;

-эстетические ценности.

Таким образом, если изучить и проанализировать возможности воспитания и обучения из Олонхо, то можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни, справедливое отношение к природе, к человеку в настоящее время является актуальным.

В художественных произведениях на народном языке особое место занимает воспитание девочки. Девочку воспитывают так, чтобы она была уверена в своем будущем, чтобы она воспитывала своих детей по якутским канонам.

Девочку описывают как трудолюбивую и чистоплотную работницу, умеющую все делать:

Көмөгөйүттэн үс күнүм

Өрө көтөн тахсан иһэрин курдук

Үрүҥ үчүгэйкээн субалаах,

Чабырхайыттан алтан ыйым

Тэмтэйэ тахсарын курдук

Сыдьаай кэрэ бэйэкэлээх

Үөмэр-чүөмэр үктэммит,

Өгүрүк-төгүрүк көрбүт,

Сэттэ сыа чүмэчи

Сырдьыгыныы умайан

Сырдаан көстүбүтүгэр дылы

Сырайдаах үчүгэйэ

Сыралыма Куо балта кыыс оҕо

Үрүҥ илгэ аһын-үөлүн

Хойуу өттүн убатан,

Убаҕас өттүн хойуннаран,

Тумалаан-имэлээн тупсаран,

Сиикэй курдугун буһаран,

Итии курдугун сойутан,

Асчыт киэнэ ааттааҕа,

Оһуордьут киэнэ ордуга,

Иистэнньэҥ бэрдэ буолбут.

(Олонхо «Күн Эрили»)

Отмечается, что девочку воспитывали с особой тщательностью. При этом особенно выделяются ее украшения, вещи и манеры поведения. Девочка, воспитанная в роскоши, вырастает и становится взрослой. Предпочитается спокойный и сдержанный образ жизни девушки. Это можно проследить у Үөкэйдээн Куо

Барыларыгар маанылаах,

Элбэхтэригэр эйэлээх,

Үс былас суһуохтаах

Үөкэйдээн Куо кыыстара

Көтөл муҥунан көмүстээх,

Ат муҥунан алтаннаах,

Киис тириитигэр кистэммит,

Саарба тириитигэр саспыт

Буобура тириитигэр буккуллубут,

Тоҕус уолан киһи доҕуһуоллаах,

Аҕыс кыыс дьахтар араллааннаах,

Көрөрдүүн көрсүө,

Саҥарардыын наҕыл,

Истиэхтэн эҥин дьикти эбит,

Өгүрүк – төгүрүк көрбүт,

Үөрэ-дьүөрэ үктэммит,

Үтүө дьахтар эбит.

Туйаарыма Куо истинна якутской красоты девушка, поэтому является идеалом Якутской девушки. Пять основных красот Туйаарымы Куо объединяются и делают ее совершенством якутской красоты.

Во-первых, ее красота описывается во внешности. П.А. Ойунский описывает обличье Туйаарымы Куо так:

Таҥас бүтэй

Талба нарын

Тамана сандаарбыт,

Эт бүтэй

Эттэр эриэккэс

Силиитэ дьалкыйан көстүбүт...

Чаҕыл-күлүм курдук

Чараас чараастык

Чыпчылыйбыт,

Мичил күлүм курдук

Минньигэс-минньигэстик

Мичилийбит,

Өркөн-төлөн курдук

Өгүрүк – төгүрүк көрбүт,

Долгун курдук субуруйар

Тоҕус былас суһуохтаах

Туналҕаннаах ньуурдаах

Туйаарыма Куо диэн...

Двенадцать девушек, снимают с Туйаарыма Куо пальто и узорчатую шапочку, укладывают волосы на восемь прядей, каждую завязывают кисточкой. Надевают национальное украшение: түөс симэҕэ, илин, кэлин кэбиһэр. Завязывают пояс с подвесками по бокам. На голову надевают якутское женское головное украшение в виде обруча из бисера, серьги, на руки браслет, сверкающие на солнце.

Во-вторых, отличительная черта Туйаарымы Куо в ее дружелюбии, скромности и хороших отношениях со своими родными и близкими.

Отличительной чертой личности Якутской красавицы является ее милосердие и сострадание к природе и людям. У нее есть огромное сердце, которое помогает ей пережить невзгоды. Она всегда готова протянуть руку помощи нуждающимся. Она утешает и гладит тех, кто плачет и грустит. Девушка учится такому милосердию и состраданию от своей матери и женщин, и развивает свое поведение путем времяпровождения со сверстницами.

Личность якутской красавицы добрая, мягкая, искренняя по отношению к людям. Вежливые и целеустремленные отношения с людьми в школе, на рабочем месте, в общественном месте, во время отдыха. Она мирно беседует с подругами и гостями, искренне к ним относится. Благодаря своей доброте и мягкости, она берет на себя человеческую красоту и отдает ее. В кругу людей она развивается, растет духовно, становится красивее.

Личность Якутской красавицы отличалась скромностью и сдержанностью. Она скромно держится среди людей и не употребляет грубых выражений. Скромность по отношению к людям - залог прочности и стабильности.

В-третьих, Туйаарыма Куо стремится к справедливости, правде и миру. Воспитываясь у отца и матери, она перенимает лучшие качества своих родных. В родительском доме для девочки обязательной была отдельная комната, украшенная красивыми и изысканными вещами. Такие комнаты назывались «кыыс хаппахчыта (закрытая девичья комната)».

Понять, что девушка хозяйственна, можно по следующим критериям: умеет готовить разнообразные блюда, хранит посуду в чистоте, красиво подает на стол.

Если девушка опрятна, ухожена, держит дом в чистоте и порядке, то и ее душа и нрав прямы, просты и искренни. Такую девушку якуты называют «девушка с чистой душой и большим сердцем»

В-четвертых, у каждой якутской девушки должно быть свое хобби. Красивую девушку украшает и улучшает то, чем она искренне интересуется. В прошлом, девушки весной ходили собирать первые цветы, приносили и ставили в воду хвою. Сейчас же, они занимаются садоводством, ухаживают за цветами у себя на огороде и сажают деревья.

В старину, изящным занятием девушки было шитье и плетение из бисера. Ее одежда включала платье халадаай, накидку-жилет кэһиэччик, пальто бууктаах сон, головной убор дьабака, суконные рукавицы, якутские унты, вышитые разноцветными нитками, бисером и вставками. Девушка занимается вышивкой, плетением бисером и шитьем.

И если некоторые талантливые или желающие девушки увлекаются искусством, хомусом, пением, писательством, рисованием, игрой на музыкальном инструменте и танцами, то они обогащаются душевно.

В-пятых, идеалом для нынешних девушек является то, что Туйаарыма Куо верная подруга. Несмотря на все трудности, она несет в себе чистую преданность и сильную любовь. Любовь якутской девушки – нежная, искренняя, скромная и из всей души.

ВЫВОДЫ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Традиция воспитания основана не только на особенностях возрастного развития ребенка, но и на соотношении его с природой, в которой он живет. Воспитание в детях наследственного духа происходит в соответствии с укладом каждой семьи, народным художественным творчеством, традициями воспитания.

Обычаи народного воспитания, бережное отношение к природе, примеры:

Кандидат психологических наук, доктор социологических наук Винокурова Ульяна Алексеевна: “У нас есть две уникальные особенности, которые привлекают других, которые мы унаследовали от наших предков. Одно из них - наши земли: леса, горы и реки, до сих пор сохранившиеся в первозданном виде и не раскрывающие своей внутренней тайны. Бу сир төрүт олохтоохторо буоларбыт быһыытынан аан дойду сокуоннарын харыстанар турукка улам-улам киирэн иһиэхпит. Онуоха бэлэмнээх, чөл туруктаах, олоххо дьулуурдаах, сорунуулаах майгылаах-сигилилээх, бодоруһар-алтыһар дьоммутугар ытыктатар таһымнаах дьон буоллахпытына, харыстатар кыахтары туһаныахпыт. Оттон оннук бодолоох буоларбытыгар диэн анаан-минээн өбүгэ кэс-кэриэс иккис бэлэҕэ – олоҥхо ... Поскольку мы являемся коренными жителями этой земли, мы все больше и больше попадаем под охрану международных законов. И если мы люди, которые готовы к этому, здоровые, жизнерадостные, целеустремленные, с уважением относимся к людям, с которыми общаемся, то мы будем использовать возможности защиты. А для тех, кто так бодрствует, это - второй дар предков-это Олонхо”, - уточняет направление использования Олонхо в современной народной педагогике.

 

Список литературы:

  1. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова. Олоҥхо педагогикатын төрүттэрэ. Дьокуускай, 2010 с.
  2. Л.С.Ефимова, М.В.Трофимова. Олоҥхо оҕону, ыччаты иитиигэ,сайыннарыыга суолтата. Дьокуускай, 2007 с.
  3. Сидорова А.Н. Барыта бэйэҕиттэн тутулуктаах. Дьокуускай, 2013 с.
  4. Дьулуруйар Ньургун Боотур. Дьокуускай, 1993 с.
  5. Н.И.Филиппова, Е.П.Чехордуна, У.М.Флегонтова. Олоҥхо: өбүгэ үөрэҕэ уонна билиҥҥи кэм. Дьокуускай, 2006 с.
  6. В.Р.Ларионов. Саха – айыы киһитэ. Дьокуускай, 1998с.
  7. К.С.Чиряев. Олох педагогиката. Дьокуускай, 1998с.
  8. К.С. Чиряев. Оҕону дьиэ кэргэҥҥэ иитии. Якутскай, 1973с.
  9. Л.С. Аргунова. Семейное воспитание в контексте педагогики. Якутск, 2013 г.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.