Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(273)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЗАДАНИЙ
DIDACTICAL POSSIBILITIES OF INTERACTIVE COMPUTER GAME TASKS
Maria Yushina
master's student, Department of Information Technologies of Education and Continuing Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются дидактические возможности интерактивных компьютерных заданий для младших подростков на уроках математики. В статье отражены ключевые особенности, основные виды, специфика, условия применения интерактивных компьютерных заданий. Выделяются и описываются наиболее популярные платформы, на которых есть различные интерактивные задания.
ABSTRACT
This article examines the didactic possibilities of interactive computer tasks for younger teenagers in mathematics lessons. The article reflects the key features, main types, specifics, conditions for the use of interactive computer tasks. The most popular platforms on which there are various interactive tasks are highlighted and described.
Ключевые слова: компьютерные задания; познавательный интерес; игра, интерактивность.
Keywords: computer assignments; cognitive interest; game, interactivity.
На современном этапе в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе школьного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Исследования педагогов, психологов и физиологов доказывают, что социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, так как они наиболее соответствуют естественной форме жизнедеятельности детей. В развитии школьников исследователи отводят особую роль интерактивным игровым компьютерным заданиям [1].
В современной педагогической среде многие учителя признают преимущества работы в режиме интерактивности, который обеспечивает максимально комфортные, конфликтосвободные и безопасные условия для развития обучающегося. Этот подход полностью раскрывает их естественный потенциал, способствует формированию личности, способной к самостоятельному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию, а также умеющей применять усвоенные знания для творческого решения задач, критического мышления и самореализации. Интерактивность придает компьютерным игровым технологиям такой характер взаимодействия, который ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом [2].
Как отмечают О.М. Киселева [3], Н.В. Молоткова [5], к ключевым особенностям интерактивных игровых технологий относятся:
- интерактивность – игроки могут взаимодействовать с окружающим миром, а также с другими игроками в режиме реального времени;
- графика – современные игровые технологии позволяют создавать красочные и реалистичные визуальные эффекты, что делает игры более привлекательными;
- сюжет и персонажи – интерактивные игры часто имеют качественный сюжет и разнообразных персонажей, что позволяет игрокам вживаться в игровой мир.
- управление – игровые технологии позволяют игрокам контролировать действия своих персонажей с помощью клавиатуры, мыши, геймпадов и других устройств.
- мультиплеер – многие игры поддерживают режим игры для нескольких игроков, что позволяет людям взаимодействовать и играть вместе.
- развитие – некоторые игры имеют элементы прогрессии и развития персонажей, что позволяет игрокам достигать новых уровней и улучшать свои навыки.
Используемый в настоящее время в образовательном процессе данный вид технологий условно можно разделить на несколько видов:
- программно-методические комплексы;
- образовательные, развивающие игровые задания;
- электронные сборники занимательных игровых заданий, направленных на развитие познавательных процессов;
- мультимедийные учебники [8].
Интерактивным игровым компьютерным заданиям характерны трехмерная реалистичность моделируемой среды, сложность сценариев, требующие элементарные вычислительные запасы компьютеров. Они реализуются как в Интернете онлайн, так и оффлайн, обратная связь и сетевой характер игровых заданий нуждается в поддержке мощных компьютерных ресурсов [6].
Специфику интерактивных игровых компьютерных заданий определяют следующие положения:
- совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями задания роли;
- саморазвитие ситуации, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;
- сжатый масштаб времени, позволяющий за короткий промежуток времени воспроизвести то, на что в реальных условиях могут уходить месяцы или годы;
- контроль игрового времени;
- наличие специально разработанной системы оценки хода и результатов игрового задания [4].
Таким образом, интерактивные игровые компьютерные задания – это адаптивная интеллектуальная система обучения, воссоздающая структуру и функциональные звенья образовательного процесса в игровой компьютерной модели. Интерактивность придает таким технологиям такой характер взаимодействия, который ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом. Используемые в настоящее время в образовательном процессе интерактивные игровые компьютерные технологии условно можно разделить на несколько подвидов: программно-методические комплексы, приложения; образовательные, развивающие игры; электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов; мультимедийные энциклопедии.
Данные подвиды включают в себя следующие элементы интерактивности, которые могут быть включены в игровые задания:
- вариативность и выбор. Игровые задания должны предлагать учащимся возможность выбора и вариативности. Это может включать различные пути достижения цели, различные способы решения проблемы или различные варианты стратегий;
- реактивность и отзывчивость. Игровые задания должны реагировать на действия учащегося и предоставлять немедленный отзыв на его решения. Реактивность может проявляться в виде изменения игрового мира, реакции других персонажей или изменения сложности задания в зависимости от успехов;
- соревновательность и сотрудничество. Игровые задания могут предлагать соревновательные элементы, например, таблицы лидеров или возможность соревноваться с одноклассниками. Они также могут включать сотрудничество, позволяя учащимся объединяться для достижения общих целей или совместного решения задач.
- интересные и увлекательные вызовы. Игровые задания должны представлять интересные и увлекательные вызовы, которые требуют активного участия и принятия решений со стороны учащихся. Это может включать головоломки, сражения, платформеры, гонки и другие виды заданий.
- среда. Игровые задания могут происходить в интерактивной среде, которая позволяет игрокам взаимодействовать с объектами, персонажами и элементами игрового мира. Это может включать возможность перемещаться, использовать предметы, взаимодействовать с окружающей средой и т. д.
- возможность принятия решений. Игровые задания могут предлагать учащимся возможность принимать решения, которые имеют влияние на развитие сюжета, игровой мир или исход задания.
Также стоит отметить, что в учебном курсе математики существует опыт применения следующих интерактивных игровых компьютерных заданий:
1) Интерактивные доски, такие как SMART Board или Promethean Board, позволяют учителю и ученикам работать вместе на большом экране. С помощью специального программного обеспечения можно создавать иллюстрации, графики, диаграммы и решать математические задачи непосредственно на доске. Ученики могут взаимодействовать с материалом с помощью специальных маркеров или касания.
2) Математические программы и игры: Существует множество программ и игр, разработанных специально для обучения математике. Они предлагают интерактивные задания, головоломки и упражнения, которые помогают ученикам улучшить свои навыки в области счета, геометрии, алгебры и других математических концепций. Некоторые известные примеры включают в себя «Matific», «Prodigy Math Game», «Mathletics» и «Khan Academy».
3) Интерактивные веб-сайты и онлайн-платформы: Существуют множество веб-сайтов и онлайн-платформ, которые предлагают интерактивные математические уроки, упражнения и задачи. Некоторые из них предоставляют возможность решать задачи в режиме реального времени, получать мгновенную обратную связь и соревноваться с другими учениками. Некоторые известные онлайн-ресурсы включают в себя «IXL Math», «Mathway», «Desmos».
При этом в современной практике сформировано несколько самых популярных платформ, на которых есть различные интерактивные задания:
- Khan Academy: Эта платформа предоставляет обширный выбор интерактивных математических заданий для учеников всех возрастов. Она также предлагает индивидуальную настройку учебного процесса;
- Prodigy: Продидж – это онлайн-игра для обучения математике для детей 5-9 классов. Игроки решают математические задачи, чтобы продвигаться в игре;
- Math Playground: Это веб-сайт с игровыми математическими интерактивными заданиями для детей. Он предоставляет множество разнообразных игр, которые помогают учить математику.
Каждая из этих платформ имеет свои особенности и подходит для разных возрастных групп и уровней навыков. Выбор той или иной платформы зависит от целей и предпочтений педагога, а также от того, для кого предназначены эти задания и какой уровень сложности интересует педагога.
Для формирования познавательного интереса у школьников при выборе игровых заданий на указанных платформах, необходимо учитывать следующие факторы:
- уровень сложности. На платформах можно регулировать уровень, выбирать задания, которые соответствуют уровню знаний и навыков учеников. Задания стоит регулировать по сложности, чтобы формировать и поддерживать познавательный интерес;
- разнообразие задач. На платформах можно найти разнообразные математические задачи, которые покрывают разные области математики, такие как алгебра, геометрия, арифметика и т.д.;
- интерактивность. Педагог может выбирать задания, которые предоставляют интерактивные возможности, такие как перетаскивание, кликабельные элементы и анимации. Это может сделать обучение более увлекательным;
- предоставление рейтинга, вертикальных наград. На платформах Prodigy и Math Playground есть системы мотивации и наград, такие как бонусы, достижения и рейтинги;
- персонализация. Например, платформа Khan Academy предоставляет персонализированные учебные планы, адаптирующиеся к индивидуальным потребностям ученика. Это может помочь формировать интерес и мотивацию к изучению математики.
- обратная связь. Эти платформы с возможностью предоставления обратной связи о результатах и ошибках могут помочь педагогам и детям лучше понимать, над чем стоит работать в дальнейшем.
Хотя интерактивные компьютерные технологии имеют множество преимуществ, они также имеют некоторые минусы, которые стоит учитывать при их использовании на уроках математики:
- ограниченный контроль. При использовании интерактивных компьютерных технологий учителю может быть ограничен контроль над процессом обучения. Некоторые программы и игры могут предлагать различные уровни сложности и пути решения задач, и учитель может не иметь полного контроля над тем, как ученики используют эти ресурсы.
- ограниченность математического контекста. Компьютерные игры и программы могут иногда сосредотачиваться на отдельных математических концепциях или навыках, оставляя без внимания связь между ними и реальными жизненными ситуациями. Это может привести к недостатку глубокого понимания математических принципов и их применения в реальном мире.
Сущность интерактивных игровых компьютерных заданий, используемых в обучении и воспитании, заключается в том, что применение данных заданий в учебно-воспитательном процессе требует, прежде всего: выяснения и осознания целей интерактивных игр, то есть желаемого результата; без этого деятельность субъектов учебного процесса не может быть целенаправленной; выбора способа деятельности для достижения цели; необходимых средств интеллектуального, практического или предметного характера, поскольку деятельность всегда связана с ними; наличия определенных знаний об объекте деятельности.
Анализ работ Е.А. Юзбековой [7] позволяет констатировать, что интерактивные игровые компьютерные задания могут помочь школьникам лучше понимать учебный материал и улучшать навыки решения проблем. Познавательный интерес детей поддерживается благодаря постоянному обновлению иллюстративно подаваемого интерактивного материала и многообразию форм подачи программного материала. Современные интерактивные игровые компьютерные технологии значительно расширяют возможности предъявления различной информации, активизируют мотивацию детей. Школьники с большим интересом воспринимают мультимедийные технологии, способные моделировать всевозможные ситуации и сюжеты.
Как отмечает О.В. Афанасьева [1], интерактивные игровые компьютерные задания могут стать мощным средством формирования познавательного интереса у школьников. Среди факторов исследователь отмечает следующие:
- игры могут быть увлекательными – интерактивные игровые технологии могут предложить интересные и захватывающие игровые сюжеты, которые могут заинтересовать школьников в учебном материале;
- возможность экспериментирования – многие игры позволяют школьникам экспериментировать с разными вариантами и решать задачи в интерактивном формате, что может быть более мотивирующим и позволить лучше понимать учебный материал;
- обратная связь – игры могут предоставить школьникам моментальную обратную связь о том, как они справляются с учебным материалом и заданиями. Это может быть полезным для оценки прогресса и улучшения навыков;
- стимулирование участия – игры могут стимулировать школьников на более активное участие в учебном процессе, что может помочь им лучше понимать и запоминать учебный материал;
- многопользовательский режим – некоторые игры предлагают возможность многопользовательской игры, что может позволить работать в группах и общаться друг с другом, что может способствовать развитию социальных навыков;
- улучшение навыков – игры могут помочь развивать навыки решения проблем, креативности, логического мышления и другие навыки, которые могут быть полезными в дальнейшем;
- удобство – многие игры доступны в интернете или могут быть установлены на компьютеры, что делает их более доступными для использования в учебном процессе.
Другой исследователь Е.С. Яроповец [8] подчеркивает, что интерактивные игровые компьютерные задания дают возможность расширить границы познаваемого материала, выбирать более сложный материал, использовать для изучения ситуации, с которыми невозможно столкновение ребенка и реальной жизни. Использование игровых компьютерных технологий позволяет облегчить процесс познания и сделать его более интересным для детей за счет близости ИКТ и жизни.
Условиями применения интерактивных игровых компьютерных задания как средства формирования познавательного интереса детей школьного возраста являются:
- готовность педагога к применению интерактивных игровых компьютерных заданий на уроках – это условие предполагает достаточный уровень профессиональных компетенций в работе с интерактивным игровым материалом (отбор игр, соответствующих программному содержанию учебного предмета, организация работы обучающихся на уроке, проведение и контроль за игровыми компьютерными заданиями);
- подбор компьютерных игровых заданий с учетом возрастных особенностей обучающихся. Неверный подбор игр не будет соответствовать уровню развития детей, вследствие этого ребенок может утратить интерес к учебному предмету.
Таким образом, компьютерные игровые задания являются одним из современных средств обучения, их ключевой особенностью является то, что применение данного дидактического метода в учебном процессе требует от учащегося выяснения и осознания желаемого результата; выбора способа деятельности для достижения цели; использования необходимых средств интеллектуального, практического или предметного характера.
Список литературы:
- Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе: монография / О. В. Афанасьева. – М.: РПА «Мир», 2017. – 92 с.
- Брежнева, О. В. Компьютерные игровые технологии: проблемы и перспективы использования в образовании / О. В. Брежнева // Научное Обозрение. – 2014. – №1 . – С. 29-34.
- Киселева, О. М. Формализация элементов образовательного процесса в ОО / О. М. Киселева, Н. М. Тимофеева, А. А. Быков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – 224 с.
- Минич, О. А. Электронные средства обучения в образовательном процессе: материалы лекции / О. А. Минич. – Белгород: Репозиторий БГПУ, 2016. – 120 с.
- Молоткова, Н. В. Дидактические требования к электронным образовательным ресурсам / Н. В. Молоткова, И. А. Анкудимова, М. А. Свиряева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2017. – № 2. – С. 202-206.
- Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах / А. В. Осин. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2007. – 28 с.
- Юзбекова Е. А. Интерактивные компьютерные игры: место в интеллектуальном развитии школьника / Е. А. Юзбекова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
- Яроповец, Е. С. Возможности применения интерактивных компьютерных технологий в процессе обучения математике / Е. С. Яроповец // Научное обозрение. – 2017. – №4(3). – С. 87-93.
Оставить комментарий