Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(271)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Фаридова А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я УСТАЛЫМ ТАКИМ ЕЩЕ НЕ БЫЛ…») // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 17(271). URL: https://sibac.info/journal/student/271/330217 (дата обращения: 19.07.2024).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я УСТАЛЫМ ТАКИМ ЕЩЕ НЕ БЫЛ…»)

Фаридова Амина Азаматовна

студент, филологический факультет, Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова,

Узбекистан, г. Самарканд

PLAYING SPACE IN A.P. CHEKHOV'S STORY "SCREW"

 

Amina Faridova

student, Faculty of Philology, Samarkand State University named after Sharof Rashidov,

Uzbekistan, Samarkand

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию использования выразительных средств в лирике С. Есенина. Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the use of expressive means in the lyrics of S. Yesenin. The poetry of Sergei Yesenin is rich in various means of expression. Each trope and each figure carries a special meaning that the author has invested.

 

Ключевые слова: метафора, анафора, фигуры речи, сравнение.

Keywords: metaphor, anaphora, figures of speech, simile.

 

Важное осмысление Есениным метафоры и других тропов протекает в пору имажинизма. В «Почти декларации» (1923) из шести программных пунктов развития образа два – о метафоре, метафорической цепи (иначе – «круге образных синтаксических единиц-метафор». Но авторский стиль Есенина сложился задолго до имажинизма. Уже в 1910 г. появляется развернутая метафора «Там, где капустные грядки / Красной водой поливает восход, / Клененочек маленький матке / Зеленое вымя сосет» [1, с. 57]

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [1, с. 174–175] было опубликовано поэтом в 1923 году, вошедшее в сборник «Москва кабацкая, который свидетельствует о большой трагедии человека, потерявшего опору в жизни и тем не менее испытывающий надежду ее обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта одолевает тоска, грусть настает от воспоминаний о своей «непутевой жизни». Главным мотивом в произведении является родина. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…» Это одна из главных тем во всем сборнике поэта. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия. [4, c. 19]

В произведении Сергея Есенина используется большое количество изобразительно-выразительных средств. Он использует различные виды тропов и стилистические фигуры, помогающие показать эмоции и чувства, показав их в словесной форме. В центре тропов, как и полагается находится перенесение признаков и явлений одного предмета на другой. В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в своем общем понимании, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [6, с. 156]. Использование таких эпитетов как «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)» имеют мрачный оттенок. Так передаётся настроение автора. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения. Лейтмотивом в стихотворении проходит синий цвет, который используется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь».

Стоить подчеркнуть, что в лирике Есенина идет развитие символического значения у эпитетов таких цветов как «синий» и «голубой». Они носят значение сквозных эпитетов, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [4, с. 20]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, с. 204]. В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено превращается в серый цвет». Эпитет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. В таком случае жизнь для поэта становится серой, то есть неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Как известно эпитеты относятся к простым тропам, а метафора к сложным. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Использование метафоры позволяет прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт переживает страдания, его «цедит осенняя муть», одолевает осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует. Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».

Также в стихотворении используется олицетворение. Главное свойство олицетворения является перенесение признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину».

Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление. Сравнение передаёт горечь переживаний. Другие тропы - эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве поэта используются не для красивой формы, а для того, чтобы выразить эмоциональную сторону автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафорой принято называть стилистическую фигуру, которая основана на соединении между собой двух катренов:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, -

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, -

Ничего не хочу вернуть.

Такой вид фигуры как анафора делает стихотворение более выразительным, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. Здесь стоит отметить, что не только слова и фразы придают выразительность, но и звуки, которые воздействуют на читателя эмоционально.

В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины. Неоднократный повтор звука «о» передает стихотворению напевность и намечает плохое настроение лирического героя и его разочарование:

«И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил».

Лирика Сергея Есенина богата на различные средства художественной выразительности. Все тропы и фигуры имеют художественный смысл, который вложил автор. Средства выразительности помогают читателю понять этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Авторские изобразительно-выразительные средства у Есенина сложны и уникальны. Поэтому они заполнены настоящей искренностью, что и относит автора к величайшим поэтам 20 столетия.

 

Список литературы:

  1. Есенин С.А. Полн. собр. соч. В 7 т. М.: Наука: Голос, 1995–2002.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  3. Жирмунский В.В. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В.В. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 165–166
  4. Коротина, Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») / Л. Д. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 19-21.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.