Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПРОБЛЕМА ОТУТСТВИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ АКЕДМИЧЕСКОГО РИСУНКА НАТЮРМОРТА
THE PROBLEM OF A LACK OF INTEGRITY OF PERCEPTION IN THE PROCESS OF A STILL LIFE’S ACEDMIC PATTERN
Alexander Levchenko
student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific director, candidate of pedagogical sciences, professor, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Данная статья рассматривает проблемы отсутствия целостного восприятия в процессе изучения изобразительного искусства по средствам академического рисунка. Автор изучает свойства и особенности психики обучающихся, процесс формирования целостного восприятия, его механизмы. В статье происходит описание целостного восприятия, как с точки зрения педагогики, так и психологии, поднимаются задачи целостного восприятия.
ABSTRACT
This article considers the problems of lack of holistic perception in the process of studying fine art by means of academic drawing. The author studies the properties and features of students' psyche, the process of formation of holistic perception, its mechanisms. The article describes a holistic perception, both from the point of view of pedagogy and psychology, raises problems of holistic perception.
Ключевые слова: восприятие, ощущение, академический рисунок, формирование целостного восприятия, апперцепция, константность, методические рекомендации.
Keywords: perception, feeling, academic drawing, formation of holistic perception, apperception, constancy, methodical recommendations.
Отсутствие целостного восприятия у учеников художественных учреждений является серьезной и актуальной проблемой. Навык целостного восприятия в академическом рисунке необходимо начинать развивать еще в первом классе художественной школы. При отсутствии развитого целостного восприятия ученик не в силах грамотно изобразить учебную постановку, а в дальнейшем у него появятся проблемы как с живописным восприятием цвета, так и с другими художественно-психологическими процессами.
«Восприятие — это процесс отражение предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств» [2, c. 126]. Описывая такой психический процесс как восприятие, необходимо осознавать, что он напрямую детерминирован другим процессом – ощущением. Ощущение индивидуально, соответственно и процесс формирования целостного восприятия у всех учеников проходит по-разному. Ощущением можно назвать фундаментальным, начальным источником всех наших знаний о реальной действительности [2, c. 96]. Академический рисунок в первую очередь предполагает включение именно процессов ощущения и целостного восприятия.
Тесная связь восприятия и мышления — это фундамент работы над академическим рисунком. Восприятие связано с мышлением, это выражается в осмыслении образов, которые формируются в процессе восприятия, они конкретизируются и обобщаются, в этом им способствуют мыслительные процессы, понятия, суждения [2, c. 126]. Проходя через процесс мышления, восприятие пробирает целостность, наш мозг обрабатывает информацию об академической постановке в рисунке, мы начинам целостно воспринимать пропорции, характер, композицию, впоследствии мы получаем возможность грамотного изображения натуры на плоскости листа.
У процесса восприятия есть свои особенности и закономерности, в них входят целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность [2, c. 151]. В работе над академическим рисунком задействованы все закономерности восприятия, не только целостность. Апперцепция помогает нам видеть характерный образ предмета, позволяет сказать – этот предмет имеет кубическую форму, а этот призматическую. Константность дает нам возможность изобразить предмет рационально, несмотря на то, в какой плоскости он находиться относительно точки взгляда. Под константностью восприятия понимается сохранение его видимой величины при удалении от зрителя.
Осмыслив психологическую основу академического рисунка, нужно понять основные ошибки, возникающие при работе над постановкой из-за отсутствия целостного восприятия. Одной из самых распространенной ошибкой при работе над академическим рисунком является неправильное понимание характера предметов. Обучающиеся не воспринимаю предметы как целостные объекты, нарушают симметрию, не видят геометрическую основу [1, c. 87]. Наряду с отсутствием восприятия характера объекта, ученики не видят и его пропорции. Пропорции, наряду с композиционным решением, являются первым, что считывает человеческий глаз. Ошибки в пропорциях наш мозг воспринимает очень остро, находя несоответствие, мы сразу же понимаем – натура выражена неправильно. Так же необходимо выделить проблемы в композиции рисунка, проблемы связи предметов с предметными плоскостями, отсутствие восприятия перспективных сокращений.
Описывая причины, которые мешают ученикам целостно воспринимать натуру, можно выделить несколько – неспособность к абстрагированию, отсутствие апперцепции образов, слабое развитие периферийного мышления [1, c. 93]. Отсутствие возможности абстрагироваться приводит к проблемам выполнения задачи, которую педагог ставит перед учеником, в нашем случае это задача на развитие целостного восприятия. Отсутствие апперцепции образов — это несоответствие визуального восприятия натуры по отношению к изображению [1, c. 93], у обучающегося не получается выразить предметы академической постановки такими образами, какими он их ощущает. Неразвитое периферийное мышление является физиологической основой проблемы, у ученика преобладает туннельное зрение, и он не может воспринимать постановку целиком.
Оглядываясь на причины проблемы формирования целостного восприятия у учеников в художественной педагогике, мы можем увидеть, что художники не предлагали обучающимся выделять в объектах общее свойство в процессе визуального анализа и изображения [1, c. 64]. Это стало причиной, по которой учащиеся не могут определить, что такое целостность формы в рисунке и в натуре. Исходя из этого педагоги дают методические рекомендации – сравнивать форму, анализировать форму предметов, рассуждать формой. Но понимание формы само по себе сложный процесс для начинающего художника, оно включает осознание конструктивных, конструктивных характеристик объекта. Ко всему прочему, к задачам формы, ученику еще и необходимо решить задачи линейной и воздушной перспективы, передать материальность объектов, решить композицию, все это выполняется по средствам системного анализа и осмысления воспринимаемой натуры. «Обязательными терминами, необходимыми для понимания при работе с натуры в академическом рисунке, должны быть: цель, структура, методы изображения, перспектива, освещение, образ» [4, c. 65]. Все это аспекты грамотного академического рисунка.
Для того чтобы преодолеть ошибки и трудности целостного восприятия, ученикам следует на постоянной основе выполнять методические рекомендации, которые их педагог будет предоставлять им на протяжении курса обучения. Для того чтобы выявить верные методы педагогического воздействия, педагогу необходимо исследовать психолого-физиологические особенности восприятия студентов на начальном этапе обучения академическому рисунку [3, c. 220]. На основе изучения психолого-физиологических свойств преподаватель может определить верный подход к развитию целостного восприятия у учеников, дать правильные методики обучения. Задания и упражнения на формирование целостного восприятия могут различаться, но в своей основе имеют общую структуру – начинать от простых элементов, после переходить к сложным. Говоря о конкретных методических упражнениях, в пример можно привести несколько базовых: создание композиции на формате из простых геометрических фигур, силуэтное изображение с анализом геометрической основы листьев деревьев, наброски и зарисовки предметов быта, в которых будет проводиться анализ их геометрической основы. После обретения основного художественного опыта, который учащиеся наработали начальными методическими упражнениями, дальнейшее развитие целостного восприятия происходит на более сложном изобразительном плане – наброски цветов, животных, фигуры человека.
Проведя анализ психологической основы академического рисунка, выявив проблемы художников, которые появляются при отсутствии целостного восприятия и найдя пути формирования такого восприятия, можно сделать вывод, что, изучая познавательные процессы, мы можем преодолеть проблему целостного восприятия. Узнав ошибки, мы можем создать системную методику решения проблемы учащихся художественных учреждений, это поможет с требуем качеством выполнять все более сложные задачи художественного изображения.
Список литературы:
- Батаева Л.А. Развитие целостного визуального восприятия учащихся художественной школы : дис. канд. пед наук. – Омск., 2014. –с. 54–55.
- Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 304 с.
- Минаев С. А. Особенности формирования целостного восприятия у студентов художественно-графических факультетов при обучении академическому рисунку (психолого-физиологический аспект проблемы) // ОНВ. 2010. №5 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-tselostnogo-vospriyatiya-u-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov-pri-obuchenii-akademicheskomu (дата обращения: 17.04.2024).
- Минаев С. А. Совершенствование методов передачи объема в академическом рисунке // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-peredachi-obema-v-akademicheskom-risunke (дата обращения: 17.04.2024).
Оставить комментарий