Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Колотилина В.Э. РОЛЬ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ГРАФИКЕ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 14(268). URL: https://sibac.info/journal/student/268/325690 (дата обращения: 30.04.2024).

РОЛЬ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ГРАФИКЕ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Колотилина Вероника Эдуардовна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., зав. каф. Изобразительного искусства Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE ROLE OF COMPOSITIONAL THINKING IN DECORATIVE GRAPHICS CLASSES AT A CHILDREN'S ART SCHOOL

 

Veronika Kolotilina

student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Oleg Shalyapin

supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Novosibirsk State Pedagogical University,

Novosibirsk, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В представленном материале говорится о понятии композиционного мышления у детей на занятиях по декоративной графике. Разобрано что входит в эти понятия. Также затронута важность развития композиционного декоративного мышления и описываются различные подходы к формированию этого навыка.

ABSTRACT

The presented material speaks about the concept of compositional thinking in children in classes on decorative graphics. It is analyzed what is included in these notions. It also touches upon the importance of developing compositional decorative thinking and describes different approaches to the formation of this skill.

 

Ключевые слова: композиция; композиционное мышление; декоративная графика; художественный образ.

Keywords: composition; compositional thinking; decorative graphics; artistic image.

 

Изобразительное искусство всегда опирается на композицию как основу любого творческого произведения. Поэтому в обучении учащихся детской художественной школы важно помочь детям овладеть изобразительной и композиционной грамотой, так как она непосредственно влияет на развитие их творческого потенциала.

Мышление, связанное с построением композиции, часто называют композиционным. В исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников-педагогов к развитию данного вида мышления. Значительный вклад в формирование единого понимания феномена композиционного мышления внесли А.В. Свешников, Л.И. Панкратова, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков и другие [3, с. 77].

Л. Панкратова отмечает, что «в понятии “композиционное мышление” прямо указана познавательная и операциональная стороны мышления и специфика продукта мышления — изображение на плоскости, созданное по законам композиции» [8, с. 9].

Большинство художников-педагогов считают, что ключевые моменты в композиционной деятельности требуют наличия задумки и хорошей проработки.

Так как речь идет о младшем школьном возрасте, важно отметить возрастные особенности данного периода в изобразительной деятельности. В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский приводит данные Г. Кершенштейнера о том, что в этот период развития рисунок ребенка является как бы перечислением, или графическим рассказом об изображаемом предмете [1, с. 33, 66-67].

Кроме того, у ребенка появляется чувство формы и линии, что играет очень важную роль в декоративности и стилизации изображения. В целом, именно в этот период наиболее ярко проявляется декоративное восприятие у детей. И чтобы работы ребенка выглядели целостно и гармонично, важно обучить его основам композиции.

Композиционная грамота не сводится к простому набору правил, и знание их не гарантирует успеха. Композицию нельзя создать, следуя универсальному алгоритму. Методы композиционной выразительности должны осваиваться учащимся, в данном случае младшим школьником, через практику, осуществляемую в ходе выполнения творческих заданий при помощи педагога.

Важная задача педагога в процессе обучения композиции научить обучающихся строить последовательный подход к выполнению работы, который упростит создание выразительного композиционного решения и впоследствии станет частью осознанной творческой привычки.

Для активизации процесса развития композиционного мышления учащихся существуют специальные комплексы учебно-творческих заданий и упражнений. Они направлены на формирование базы для создания художественного образа и отработку технических навыков, которые постепенно побуждают обучающихся к осознанию основных структурно-композиционных преобразований, необходимых для воплощения концепции на бумаге.

Декоративное изображение подчеркивает красоту и узорность, преодолевая стремление к точной копии реальности. В декоративной графике акцент делается на узорах, простых формах, композиционной целостности и цвете.

Декоративная графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

В процессе создания декоративной графической композиции у обучающихся задействованы и интенсивно развиваются такие процессы как: мышление, наглядно-образная память, произвольное внимание, анализирующее восприятие, воображение, фантазия и др. Декоративная графика помогает выйти к целостному художественному образу в изображении.

Для развития декоративного композиционного мышления у детей можно использовать различные методики и упражнения. Например, экспериментирование с формами, что поможет детям научиться строить композицию из различных элементов. Очень важно познакомить детей с основами цветоведения и научить их сочетать цвета для создания гармоничных декоративных композиций. Это также позволит им развить чувство цвета и цветовой баланс. Эксперименты с текстурами и материалами помогут детям уловить визуальные и тактильные особенности различных материалов и их влияние на композицию. Изучение истории искусства также поможет детям понять различные подходы к декоративной композиции и вдохновить их на собственные творческие эксперименты.

Таким образом, композиционное мышление в процессе занятий декоративной графикой, играют важную роль в развитии творческих способностей учеников детской художественной школы. Средствами декоративной графики дети учатся не только воспринимать окружающий мир и выражать свои мысли и чувства через изобразительные средства, но также развивать целостное восприятие, образное мышление и создавать гармоничные образы.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 312 с.
  3. Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2013. №4 (26).
  4. Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. С. 15 – 40.
  5. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2006. – 505с.
  6. Ломакин М.О. Характеристика понятия «Декоративный рисунок» в профессиональном художественном образовании: терминологический и историко-педагогический аспект // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. №1 (7).
  7. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 158с.
  8. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования ВУЗа на занятиях изобразительным искусством: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 232 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.