Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА СРЕДСТВАМИ СИЛУЭТНОЙ ГРАФИКИ
DEVELOPMENT OF INTEGRAL VISUAL PERCEPTION IN THE PROCESS OF DECORATIVE STILL LIFE PAINTING BY MEANS OF SILHOUETTE GRAPHICS
Anastasia Gulyaeva
student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются развитие целостного визуального восприятия, механизмы восприятия, а также другие психические процессы, влияющие на формирование данного процесса с помощью выполнения декоративного натюрморта средствами силуэтной графики.
ABSTRACT
This article deals with the development of holistic visual perception, mechanisms of perception, as well as other mental processes influencing the formation of this process with the help of performing a decorative still life by means of silhouette graphics.
Ключевые слова: восприятие, психические процессы, графика, натюрморт, декоративность.
Keywords: perception, mental processes, graphics, still life, decorativeness.
В мире искусства играет важную роль целостное визуальное восприятие, поскольку оно позволяет нам видеть и понимать объекты и композиции в их целостности, а не просто как отдельные элементы. Особенно это проявляется в создании декоративного натюрморта с использование силуэтной графики.
Для того, чтобы начать рассматривать данную тему подробней, стоит понять, что из себя представляет целостное визуальное восприятие. В.С. Кузин рассматривал восприятие как «процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств» [1, с. 126]. Целостное восприятие рассматривал такой автор, как Б. В. Иогансон. По его мнению, целостность восприятия возможно при том случае, если человек видит явление в целом и удерживает полный образ в голове. Особое значение цельное видение приобретает в натюрморте, и неважно, будет ли это быстрый этюд или длительный ряд сеансов [2].
Для развития целостного визуального восприятия при создании натюрморта с помощью силуэтной графики необходимо видеть не только целостность, но и детали предметов. Декоративное рисование ставит перед собой задачи художественного конструирования, овладение умениями и навыками художественной деятельности, способами передачи разнообразия форм изображения на плоскости и стилизации. Декоративный натюрморт выполняется путем акцентирования на форме и контуре предметов, это создает абстрактный и стилизованный образ.
Силуэт определяется как темная фигура на светлом фоне или наоборот, светлая фигура на темном фоне, где детали внутри фигуры не видны. Силуэтная графика представляет из себя выделение контуров объектов, создавая яркие и запоминающиеся образы. Благодаря силуэтам можно передать форму, текстуру и характер предметов, делая композицию более эмоциональной и выразительной. Основной особенностью, которая определяет сформированность целостного видения в натюрморте является умение видеть пятнами в единстве тона.
Существуют различные виды силуэтов, такие как контрастные и перекрывающиеся, неполные и силуэты с текстурой. Контрастные силуэты представляют из себя размещение темных силуэтов на светлом фоне или наоборот для создания сильного визуального контраста и фокусной точки. Перекрывающиеся силуэты наоборот, наложение силуэтов друг на друга для создания глубины и сложности. Неполные силуэты используются в том случае, если стоит задача раскрытия внутренних деталей или создания динамики. Силуэты с текстурой добавляют при необходимости усиления визуального интереса и глубины.
Преимущества силуэтов заключается в некоторых аспектах, таких как: сосредоточение внимания, при котором силуэты привлекают внимание зрителя к основным формам и очертаниям предметов, устраняя отвлекающие детали и подчеркивая композиционный баланс; создание глубины, где контраст между светлыми и темными областями создает иллюзию глубины, заставляя объекты появляться ближе или дальше друг от друга; эмоциональное воздействие, при котором силуэты могут передавать широкий спектр эмоций, от спокойствия до напряжения, в зависимости от расположения и формы фигур; упрощение композиции, для которого характерно использование силуэтов для упрощения композиции, позволяющие художнику сосредоточиться на главных элементах и взаимоотношениях между ними. Силуэты могут быть использованы в различных стилях и сюжетах натюрмортов, от реалистичных до абстрактных.
Для создания силуэтной графики можно использовать различные материалы, такие как карандаш, уголь, спиртовые маркеры, чернила и краску. Также возможно использование смешанных техник (например, акварельная заливка и линер).
В процессе восприятия важную роль играют и другие психические процессы, такие как ощущения, знания и представления. Если бы восприятие не опиралось на данные психические процессы, то невозможен был бы сам процесс познания. Восприятие также тесно связано с мышлением. Эта связь выражается в образах, формирующихся в процессе восприятия.
С накоплением знаний, умений сравнивать, анализировать и обобщать развиваются восприятие и наблюдательность. Частое использование умения видеть и слышать, сравнивать и обобщать воспринятое совершенствует навыки наблюдения и улучшает формирование восприятия у детей.
Таким образом, Развитие целостного визуального восприятия в процессе выполнения декоративного натюрморта средствами силуэтной графики - важный этап в творческом развитии. Понимая целостность композиции, умение выделять основные черты предметов и создавать гармоничные образы, помогут не только в создании графического изображения, но и в повседневной жизни, обогащая восприятие окружающего мира. Включение силуэтной графики в учебный процесс по декоративному натюрморту способствует развитию у учащихся целостного визуального восприятия, улучшает их понимание формы, пространства, света и тени, а также развивает их воображение и креативность.
Список литературы:
- Иогансон, Б.В. За мастерство в живописи / Б.В. Иогансон. – М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1952. – 224 с.
- Кузин, В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов / В.С. Кузин. – 4-е изд., испр. – М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21», 2005. – 304 с.
Оставить комментарий