Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Кенжебаев Т.Б. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 14(268). URL: https://sibac.info/journal/student/268/324922 (дата обращения: 30.04.2024).

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Кенжебаев Темирлан Бауржанович

магистрант, факультет «Цифровые технологии и искусство», Высшая школа Turan Film Academy,

Казахстан, г. Алматы

Умаров Марс Жумадилович

научный руководитель,

ассоциированный профессор, Высшая школа Turan Film Academy,

Казахстан, г. Алматы

HISTORICAL AND CULTURAL BASICS OF THE USE OF OPTICAL PERSPECTIVE IN VISUAL ART

 

Temirlan Kenzhebayev

master's student, Faculty of Digital Technologies and Art, High School Film Academy Turan,

Kazakhstan, Almaty

Mars Umarov

scientific adviser, associate Professor, High School Film Academy Turan,

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается историко-культурные подходы к реализации визуальной перспективы в раннем искусстве.

ABSTRACT

This article examines historical and cultural approaches to the implementation of visual perspective in early art.

 

Ключевые слова: перспектива; раннее искусство; культура.

Keywords: perspective; early art; culture.

 

В использовании оптической перспективы в визуальном искусстве отражаются исторические и культурные корни, связанные с развитием операторского мастерства и формированием художественного образа. Она играет значительную роль в визуальном представлении пространства и форм в искусстве, позволяя создать иллюзию глубины и объема объектов на плоскости, что делает изображение более трехмерным. [1]

Для создания перспективного изображения определенного объекта применяются лучи, которые исходят из определенной точки в пространстве Евклида и направлены к каждой точке объекта (см. рисунок 1). Эта точка, из которой исходят лучи, называется центром перспективы. Чтобы сформировать изображение на пути этих лучей, используется определенная поверхность. Именно в точке, где лучи пересекаются с этой поверхностью, создается нужное изображение. [1] Поверхность может быть плоской (это называется линейной перспективой), а также может иметь другие формы, например, если использовать внутреннюю поверхность цилиндра, можно создать панорамную перспективу.

 

Рисунок 1. Построение перспективного изображения с центром S

 

Перспектива — это мощное художественное средство, которое улучшает выразительность изображения. В течение различных исторических периодов в искусстве формировались разнообразные методы создания перспективных искажений. [2] Эти методы тесно связаны с конкретными задачами художественного произведения и пространственным восприятием людей того времени. Со временем пространство на художественном полотне могло изменяться в соответствии с намерениями художника. Художник мог использовать как математически точную перспективу, так и искажать ее, чтобы добиться желаемого эффекта. [3] Например, в древности наилучшим способом изображения реальности была аксонометрия (рис. 2), так как важно было передать отдельные, относительно небольшие объекты ближайшего окружения человека.

 

Рисунок 2. Помпейская мозаика — пример использования аксонометрии в изображении

 

Использование перспективы в искусстве началось в эпоху Возрождения в Европе. В то время художники стремились создать реалистические изображения мира, передавая глубину и пространственную перспективу таким образом, чтобы зритель мог почувствовать себя присутствующим в сцене. Это способствовало развитию линейной перспективы, основанной на оптических и анатомических законах зрительного восприятия.

Эпоха Ренессанса внесла новые принципы в архитектурное проектирование, что привело к внедрению линейной перспективы в строительство. В искусстве и архитектуре с XIII по XVI век акцентировалось внимание на плоскости, которая стала неотъемлемой частью архитектурной формы. [3] Принцип плоскостного изображения создавал впечатление объема и глубины, причем главным средством для этого стала линейная перспектива. Примерами такого подхода могут служить рельефные фасады палаццо и росписи церквей, которые гармонично продолжают объемные элементы, такие как карнизы и купола, в изобразительном искусстве. [3]

Визуальная перспектива играет важную роль во всех аспектах искусства, от живописи до архитектуры, и оказывает глубокое влияние на способность художников и архитекторов передавать пространственные отношения и создавать впечатляющие визуальные образы. В искусстве она помогает создавать реалистичные иллюзии глубины и объема, делая произведения более убедительными и привлекательными для зрителя. В архитектуре перспектива позволяет создавать здания с привлекательными пропорциями и гармоничными пространственными отношениями, что способствует созданию приятной и функциональной среды для проживания и работы. В обоих случаях визуальная перспектива не только улучшает эстетический опыт, но и усиливает эмоциональное воздействие произведений искусства на зрителя, делая их более запоминающимися и значимыми. Таким образом, понимание и применение визуальной перспективы является ключевым элементом для достижения высокого уровня мастерства и эффективной коммуникации в различных областях искусства.

 

Список литературы:

  1. Макарова М. Н. Учебник для высшей школы «Перспектива». 2-е изд. М.: Академический Проект, 2006
  2. Аталай Б. Математика и «Мона Лиза». Искусство и наука в творчестве Леонардо да Винчи. — М.: Техносфера, 2007
  3. Флоренский П. А., священник. Соч. в 4-х т. Т. 3 (1). Обратная перспектива. — М. : Мысль, 1999
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.