Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(267)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ КАК СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКОГО ФЕНОМЕНА
ANALYSIS OF THE AGE CATEGORY AS A PHILOSOPHICAL AND MEDICAL PHENOMENON
Zlata Zavalishina
student, Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Vladimir Vyalyh
scientific supervisor, Ph.D. watered sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В рамках данной статьи производится социально-философский анализ категории возраста. Возраст рассматривается как философский и медицинский феномен, выделяются различные его аспекты. Анализируя взаимосвязь и взаимозависимость категорий возраста и времени, концептуализируется понятие темпоральность. Оно используется для обозначения различных аспектов существования человека как социального и биологического существа.
ABSTRACT
Within the framework of this article, a socio-philosophical analysis of the age category is carried out. Age is considered as a philosophical and medical phenomenon, and its various aspects are highlighted. Analyzing the interrelation and interdependence of the categories of age and time, the concept of temporality is conceptualized. It is used to refer to various aspects of human existence as a social and biological being.
Ключевые слова: возраст, темпоральность, философия, время, существование.
Keywords: age, temporality, philosophy, time, existence.
Категория времени является универсальной и востребованной в дискурсе самых разных наук в диапазоне от философии до медицины. Кроме того, сразу отметим, что время помимо прочего является социокультурным феноменом, эволюция восприятия которого тесно связана с историческим развитием человечества. Первые упоминания о понятии «время» можно обнаружить в древнеиндийских культурах словах «vert» и «vartama», обозначавших цикличность, вращение. Таким образом, в самом понятии времени зафиксирована его потенциальная изменчивость [5; c.103] В самой философии время воспринималось в персональном, субъективном его измерении. Время, таким образом, составляет неотъемлемую часть любого явления бытия, поэтому оно прочно вплетено в ткань множества областей духовной культуры: мифологии, искусства, теологии, философии, обыденного сознания, языка [2]. В философии условно можно выделить два подхода к восприятию времени: субстанциональная и реляционная. У истоков первой стоял И. Ньютон, полагавший время как специфическую сущность, существующую автономно от всех прочих явлений и вещей. В рамках реляционной модели, которую начал развивать Аристотель и продолжил Лейбниц, время рассматривается как характеристика бытия отдельных вещей и явлений и мыслится относительно них. Соответственно, в рамках данной концепции, время существует до тех пор, пока существуют предметы и явления, изменения которых отражает время. [5; c. 105]
В рамках философского подхода мы выделяем следующие аспекты времени. Онтологический – в его рамках выступает как характеристика бытия человека, выражаемая посредством понятия темпоральность. Мы определяем последнее как онтическое свойство бытия человека, выражающее различные стадии его существования. Время воспринимается через определенные темпоральные маркеры, среди которых «прошлое», «настоящее» и «будущее». Аксиологический аспект подразумевает восприятие времени как абсолютной, экзистенциальной ценности, определяющей смысловые и сущностные основания существования человека. Этический аспект времени связан с различным восприятием его ценности, выражающейся в системе как формальных, так и неформальных социальных практик и ритуалов. Диалектический аспект, в свою очередь, выражается в противоречии между биологическим и социальным временем. А.A. Артюнина выделяет биологическое и субъективное время [1; c. 14], одно из которых, по мысли автора, выражает объективную темпоральность существования человека как биологического организма. Другое же время относится к субъективной темпоральности, в которой отражается восприятия человеком своего собственного существования.
Социокультурный аспект восприятия временем обусловлен различиями в культуре, под которой мы в данном случае понимаем систему норм, ценностей и мировоззренческих ориентаций, определяющих существование индивида в конкретный период времени. – в разных культурах разное восприятие времени. О.С. Крюкова считает, что время по-разному воспринимается в интенсивных и экстенсивных культурах [4; c. 524]. Это связано с разным восприятием темпоральности субъектом и обществом, что находит свое отражение в различном понимании онтологического значения времени. В свою очередь, Р. Льюис говорит о различии восприятия времени в моноактивных, полиактивных и реактивных культурах. По мысли автора, в моноактивных культурах время движется линейно из прошлого через настоящее и в будущее. В полиактивных культурах время и его восприятие определяется степенью важности предстоящих субъекту действий [3; c. 27]. В реактивных же культурах движение времени происходит не линейно, а по кругу в соответствии с естественными природными циклами: восходом и заходом солнца, сменой времен года [3; с. 30].
Таким образом, время является сферой, в которой философский поиск не еще не исчерпал себя. Этот феномен рассматривается не только в прикладном, практическом аспекте, но и экзистенциальном и онтологическом измерениях, затрагивающих смысловые и сущностные основания человека. Использование понятия темпоральность позволяет глубже понять отношения взаимосвязи и взаимозависимости между бытием человека и его временным выражением. Являясь предметом изучения самых разных наук, феномен времени также остается в центре философской рефлексии, направленной на его рассмотрение не только как физического явления, но и феномена культуры.
Список литературы:
- Артюнина А.А. Время биологическое и время субъективное // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012 №2 С. 14-18.
- Дзахмишев З. Философские рассуждения о времени. 2013. URL: https://proza.ru/2013/09/07/1530 (дата обращения: 12.03.2022).
- Кочетков В.В. Идентичность и культура в современных международных отношениях. – М.: Издательство МГУ, 2015. – 320 с
- Крюкова С.О. «Счастливые часов не наблюдают…». Чувство времени в различных культурных традициях // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018 № 1-2. – с. 528-530.
- Тумасян М.Г., Тумасян С.Г. Современные философские представления о понятии «время» // Теория и практика современной науки. 2022. №4 – с. 1-3-110.
Оставить комментарий