Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(259)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА Н.Н. СИДЕЛЬНИКОВА
Николай Николаевич Сидельников, как один из ярчайших представителей композиторов московской школы, является участником противоречивого художественного процесса второй половины ХХ века. Композитор "эпохи стилей" закономерно впитал разные нововеяния, возникавшие на пути композиторов того поколения.
Сидельникова называют «истинно русским композитором», прибавляя, что «Русское» в его музыке, в его мировоззрении трактовано широко, творчески, многогранно, так как Н.Н. Сидельников практически заново сочинил русский фольклор [1].
Является продолжателем традиций русских классических композиторов, которого с М.П. Мусоргским и П.И. Чайковским роднит обращение к таким темам, как духовность и православие, а с М. Глинкой, А. Даргомыжским, А. Бородиным – картинность, сюжетность и склонность к эпичности.
К характерным чертам стиля хоровых произведений H.H. Сидельникова можно отнести отказ от прямого цитирования народных мелодий, как основного принципа сочинений фольклористической направленности. Обращение к фольклорной теме выражено в музыке Сидельникова ладоинтонационными оборотами, в виде попевок трихордового строения, которые становятся основой развёрнутых построений.
В вокально-хоровых сочинениях автора интегрируются стилевые языки разнообразных художественных направлений. По словам К. Уманского, «самыми яркими и может быть показательными и ценными сочинениями являются те, где композитор в наименьшей степени заботится о какой-то стилистической выверенности концепции... Для него важнее мощный эмоциональный выплеск навстречу слушателю» [2].
Одной из главных характерных черт стиля Н.Н.Сидельникова можно отнести програмность его произведений. По мнению композитора, любая музыка всегда программна. Но если же она дополнительно «пояснена» автором, то это еще более способствует точности восприятия замысла. В следствии этого, можно говорить, что для стиля композитора характера и театральность мышления.
Популярную сейчас тенденцию «хор-оркестр» можно отметить в творчестве многих современных композиторов. Но существует разница в ее реализации технической точки зрения. У H.H. Сидельникова - виртуозный тематизм пассажного типа с использованием сложнейших ритмических формул, репетиций в стремительном темпе (как правило, он имеет многослойный остинатный фон, где композитор не использует текст, поручая его лишь солирующей партии).
В хоровой стиль композитора своеобразие привносит остродинамичная ритмика. Именно индивидуализированные, обострённо-импульсивные ритмические рисунки служат необходимой компенсацией монотонности повторов, которые позволяют создать богатый запас динамических ресурсов, обеспечивающих непрерывное тематическое развитие. Метр, играющий роль несокрушимой основы в моторных построениях классиков XVIII-XIX веков превратился в гибкий изменчивый фактор, чутко реагирующий на развитие других элементов музыкального целого. Ритмика служит одним из важнейших средств накопления энергии и динамизации музыкальной формы [3].
Композитор в своём творчестве смело пользуется современными выразительными средствами, такими как попевочность, прихотливость ритмических «перебоев», мелодическая трансформация, сложные ладовые наслоения, остинатно-мелодическое варьирование, тонкое «оркестровое» раскрашивание фактуры. Для творчества Н. Сидельникова характерны метрическая свобода, частые изменения тактового размера.
Склонность композитора к нонаккордам и ещё более сложным многотерцовым аккордам можно отметить, проанализировав в его произведениях кульминационные зоны, в которые он зачастую внедряет широкие скачки в мелодии. Также, особенностью его является и насыщение изначально диатоничной основы хроматическими оборотами.
Н.Н. Сидельников, является новатором в области хоровой музыки, поэтому весь его творческий путь наполенен стилевыми поисками. В эволюционном пути своего становления он отразил сущностные вехи художественного творчества второй половины ХХ века, сохранив при этом постоянную приверженность русским традициям. Его музыка поднимает проблемы высоконравственного содержания, обращается к истинной духовности. Новаторство и поиск новых приемов выразительности, глубочайшая лиричность, окрасившая его поздние сочинения — все это составляет яркий и индивидуальный стилистический пласт русской музыки второй половины ХХ века.
Список литературы:
- Григорьева Г. Истинно русский композитор: о музыке Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996. С. 75—76.
- Уманский К. Искусство создают личности // Музыкальная академия. – 2001. – № 1. – С. 116–119.
- Холменец Е.С. Традиции и новаторство хорового стиля Н.Сидельникова // Культурное пространство русского мира. — 2017. - №2. -с. 57-63.
Оставить комментарий