Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(258)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Цыденжапова И.А. КИБЕРКУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 4(258). URL: https://sibac.info/journal/student/258/317896 (дата обращения: 10.11.2024).

КИБЕРКУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Цыденжапова Ирина Алексеевна

студент, Институт педагогики и психологии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

РФ, г. Улан-Удэ

Лыгденова Валентина Базаровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., кафедра педагогики начального и дошкольного образования, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

РФ, г.Улан-Удэ

АННОТАЦИЯ

В статье представлены основные направления психолого-педагогического исследования проблем киберкультуры. Рассмотрены понятия киберкультуры. Показано, что психолого-педагогические проблемы киберкультуры зависят от эволюции современной образовательной системы. В статье подчеркивается, что цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, что игнорировать их очевидную культурную значимость сегодня невозможно.

 

Ключевые слова: интернет, киберпространство, киберкультура, интернет-инициации, цифровые технологии, иллюзорное присутствие.

 

На сегодняшний день создано большое количество прогрессивных технологий, которые соответственно ведут к определенным последствиям, что вызывает особую актуальность данного вопроса в современном мире. Современные технологии опережают наше сознание, очень часто мы пользуемся новшествами условно, не используя инструкцию и памятки.

Мы живем в XXI веке информационных технологий, вся деятельность человечества напрямую связана с Интернетом, почти в каждом доме есть хотя бы одно устройство с выходом в интернет, соответственно современные люди связаны с киберпространством.

Актуальность киберпространства заключается в том, что социализация человека в современном мире и может происходить не только в реальном мире, но и в киберпространстве. В виртуальном мире человек может общаться с другими людьми и находить друзей в любой точке мира, независимо от того, где он сейчас находиться, киберпространство дает возможность проявлять коммуникативные навыки. С помощью интернета, можно зарабатывать денежные средства. Многие организации открывают новые должности, где набирают сотрудников на удаленную работу, что позволяет решить проблему кадрового вопроса, поскольку присутствие сотрудника на рабочем месте физически не обязательно, главное его профессионализм, дисциплина и профессиональные качества, которые может реализовывать в киберпространстве. Киберпространство регулярно развивается и все больше общественных сфер реализуются в новом направлении, так например, современное искусство активно использует цифровые технологии, создавая новое направление.

Главным минусом киберпространства было и есть непосредственное отсутствие личного контакта людей. Данный фактор вызывает только иллюзорное присутствие и в некоторых случаях даже может привести к психическим расстройствам у некоторых людей, поскольку человек все равно чувствует себя одиноким. В данном случае необходимо не находиться долгое время в киберпространстве и общаться в реальном мире с людьми чувствуя личный контакт.

Согласно научно-техническому энциклопедическому словарю понятие киберпространство обусловливается как «популярный термин для обозначения воспринимаемого пользователем «виртуального» пространства, содержащегося в памяти компьютера и изображенного графически»[1]. На наш взгляд, этот термин появился непосредственно произведениям научной фантастики. В подобных произведениях очерчивается сам контакт между цифровым устройством и мозгом человека.

Согласно исследованиям Фонда содействия развитию интернета каждый человек находится в киберпространстве, по итогам анализа выявлено, что российские дети осваивают интернет возможности гораздо раньше сверстников из других стран. В 2010 году было проведено первое исследование, результаты которого показали, что возраст интернет-инициации на тот момент составил 10 лет, а позже уже в 2013 году было проведено повторное исследование, которое показало, что данный возраст помолодел и составил 9 лет. Следующее исследование в 2017 году показало, что возраст интернет-инициации составил 8 лет, то есть дети в первом классе уже начинают активно пользоваться интернетом и 30% детей находятся онлайн в киберпространстве по 8 часов в день, не имея личного контакта с социумом бесконтрольно. Также было выявлено что 80% детей в возрасте 4-6 лет активно используют сеть интернет в развлекательных целях[2].

Не смотря на то, что население России гораздо позже начало активно пользоваться интернетом, чем жители европейских стран, дети быстро освоили данную возможность. Разрыв между Россией и европейскими странами по регулярному использованию интернета составил 10 лет.

Фондом содействия развитию интернета проводил исследование, где было выявлено, что 15% детей в возрасте 4-6 лет в процессе использования средств ИКТ в сети интернет сталкивались с пугающей их информацией. Соответственно, родители сами впустили в жизнь своего ребенка травмирующий контент из интернета, что впоследствии могло привести к психологическим травмам, данное явление напрямую связано с отсутствием культуры поведения в интернете и использования средств ИКТ[3].

Глобальная сеть интернет носит огромное количество возможностей и большинство детей желают их освоить, но учитывая тот факт, что интернет пришел в нашу жизнь сравнительно недавно, то должное внимание по формированию киберкультуры у взрослых и соответственно детей не уделялось.

В американском словаре «Наследие английского языка» дается определение киберкультуре, где написано, что киберкультура – это результат использования компьютерных сетей в целях коммуникации, образования, работы, бизнеса и развлечения[4].

Согласно справочнику технического переводчика, киберкультура – это «технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности»[5].

Таким образом, большое количество родителей совершаю грубейшую ошибку, когда пренебрегают развитием киберкультуры – культуры применения средств информационно-коммуникативных технологий и поведения в сети интернет. Родители предполагают, что средство ИКТ поможет ребенку в развитии и обучении, но совершенно не предусматривают того факта, что ребенок может использовать данное средство для развлечения, причем совершенно без контроля и просвещения. Пока родители находятся на работе, либо заняты домашними делами, дети не знают что можно или нельзя в киберпространстве, поскольку воспитание родителей часто ограничивается действиями и наставлениями только в реальном мире. А киберпространство достаточное новое понятие и многие родители не воспринимают в серьез опасности, с которыми может столкнуться их ребенок, и зачастую угрозы непосредственно связаны с психическим здоровьем ребенка. Первое что нужно сделать родителям, это оградить своего ребенка в киберпространстве от нежелательной информации, во-вторых необходимо сформировать киберкультуру и только после этого под контролем взрослых постепенно осваивать киберпространство. Полностью ограждать ребенка от киберпространства невозможно и не имеет смысла, поскольку мы живем в современном мире и интернет стал частью нашей жизни, исключение ребенка из киберпространства не решит проблемы, а наоборот усугубит ситуацию, поскольку он все равно, глядя на своих сверстников будет тянуться к нему. В данном случае миссией родителей станет формирование самой культуры использования интернета.

 

Список литературы:

  1. Артюшкин О. В. Организационно-дидактические условия формирования информационной культуры обучающихся средствами информатизации // II Всероссийский конгресс женщин-математиков (в день рождения С.В. Ковалевской): Тезисы докладов конгресса. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2022. С. 9-11.
  2. Артюшкин О. В. О формировании информационной культуры обучающегося в системе дистанционного обучения // Информационно- телекоммуникационные технологии в образовании: Материалы международной конференции. Новосибирск : Изд-во СГУ, 2022. С. 92-94.
  3. Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] : Словари онлайн. URL: https://rus-scientific-technical.slovaronline.com (дата обращения: 25.12..23).
  4. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс] : Интент. URL: http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical- translator/index.htm (дата обращения: 25.12.2023).
  5. Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры - Режим доступа: https://faitid.org/ (дата обращения: 25.12.2023)
  6. Sjöblom M. Watching others play: a uses and gratifications approach to video game streaming motives. Helsinki. 2019. P.74.

 


[1] Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] : Словари онлайн. URL: https://rus-scientific-technical.slovaronline.com (дата обращения: 25.12..23).

[2] Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры - Режим доступа: https://faitid.org/ (дата обращения: 25.12.2023)

[3] Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры - Режим доступа: https://faitid.org/ (дата обращения: 25.12.2023)

[4] Sjöblom M. Watching others play: a uses and gratifications approach to video game streaming motives. Helsinki. 2019. P.74.

[5] Справочник технического переводчика [Электронный ресурс] : Интент. URL: http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical- translator/index.htm (дата обращения: 25.12.2023).

Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.