Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(258)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Белоцерковец М.А. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 4(258). URL: https://sibac.info/journal/student/258/317561 (дата обращения: 20.05.2024).

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Белоцерковец Мария Андреевна

студент, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Морозова Анна Владимировна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры русского, родных языков и лингводидактики, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В данной статье дано теоретическое обоснование понятий «текстовая работа» и «творческие способности»; рассмотрены особенности измерения творческих способностей обучающихся посредством текстовой работы на уроках русского языка; а также даны рекомендации для работы учителя-словесника в школе.

ABSTRACT

This article provides a theoretical justification for the concepts of "text work" and "creativity"; the features of measuring the creative abilities of students through text work in Russian language lessons are considered; and provides recommendations for the work of a verbal teacher at school.

 

Ключевые слова: текст, текстовая работа, творчество, творческие способности, русский язык.

Keywords: text, text work, creativity, creativity, Russian language.

 

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Раньше считалось, что творчество проявляется само собой: оно приходит из ниоткуда и порождает великие шедевры. Однако в современном обществе вопрос творческой одаренности встает все более остро, поскольку с каждым днем возникают все более и более сложные задачи. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Именно поэтому развитие творческих способностей и стало одним из важнейших вопросов в педагогической практике.

Проблеме развития творчества посвящены исследования многих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, А.Н Леонтьева, Е.А Флериной, Б.М. Теплова, Т.Н. Прохоровой, Д.Б. Богоявленской и многих других. Обобщая все данные ими определения, можно заключить, что творчество – это создание нового, неповторимого продукта, имеющего субъективное и объективное значение.

Основным условием развития творческой личности Л.С. Выготский считает широкий подход к решению проблемы, то есть творчество должно стать стилем жизни ребенка во всех сферах его жизни и видах деятельности [2]. Творческая среда должна окружать ребенка и на уроках, и во внеурочной деятельности, и в повседневной жизни. А для этого необходимо другое важнейшее условие – организация интересной содержательной жизни обучающихся в школе и в семье.

Таким объединяющим фактором может служить текст. Современные дети живут в текстовом мире: их окружает текстовая реклама, к их игрушкам приложена инструкция, они заполняют различные анкеты, пишут друг другу SMS. И это только самая макушка айсберга, поскольку в школе их окружает еще большее количество текстовой информации. Это становится для них вполне серьезной проблемой, потому что от правильности понимания текста и умения с ним работать зависит практически все. А ведь именно в текстовом виде начинается первичное творчество, любая идея и задумка сначала становится образом в голове творца, а после, незадолго до начала создания объекта творчества, формулируется словами. В этом плане получается, что учителя русского языка и литературы находятся в самом выгодном положении, ведь благодаря их труду становится возможным даже самое невозможное, а именно – истинное творчество.

Текстоцентрический подход к изучению русского языка является одним из ведущих методов работы с обучающимися. Текст как объект изучения позволяет в пределах урока усвоить и расширить знания по орфографии, пунктуации, лексикологии, стилистике и одновременно обеспечивает целостность урока. Вместе с тем, именно текстовая работа активно способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Однако невозможно вести деятельность, направленную на развитие творческих способностей посредством текстовой работы, без конкретного понимания, что же такое текст.

В последние годы это понятие стало объектом пристального изучения филологов. Как ни странно, практически каждый человек интуитивно понимает, что же такое текст. К сожалению, нет единого термина, который бы отразил все стороны этого понятия, поэтому мы остановимся лишь на тех, что представляют для нашей работы наибольший интерес.

Д.Э. Розенталь в своем словаре определяет текст как «произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме и в печати» [4].

И.Р. Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» говорит о том, что текст – это «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [3].

М. М. Бахтин подчеркивает неразрывную связь языка и текста. «Каждый текст предполагает общепонятную, то есть условную в пределах данного коллектива, систему знаков, “язык”. Если за текстом не стоит язык, то это уже текст, а естественно-натуральное (неязыковое) явление, например, комплекс естественных криков и стонов, лишенных языковой (знаковой) повторяемости» [1].

Чаще всего в школьной практике обучающиеся сталкиваются с другими типами текстов, а именно – художественным и учебным. Давайте посмотрим на них и определим их схожесть и различия.

Художественный, как и учебный, тексты являются разновидностями родового понятия «текст». Чаще всего с первым из них напрямую связывают другое определение – «художественное произведение». Эти термины объединены общим смыслом и для уроков русского языка предстают синонимичными понятиями. В каждом из них заложено огромное количество мыслей и идей автора, поэтому можно смело сказать, что художественный текст является поучительным. Любой художественный текст можно сделать учебным, то есть использовать его для получения тех или иных знаний, однако учебный текст не всегда является художественным.

Текстовая работа на уроках русского языка является одним из наилучших способов развития и совершенствования творческих способностей обучающихся. При этом совершенно не важно, какой из типов текста будет использован, поскольку в повседневной жизни, к сожалению, обучающиеся чаще всего сталкиваются не с художественными или учебными. Задача учителя – способствовать правильному восприятию того или иного текста и грамотному дальнейшему творческому преобразованию информации.

Творчеству невозможно научить, потому что оно субъективно. Для научения ему не существует книжек, а тем более шаблонов и рамок. Каждый способен творить.

Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, необходимо учить их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, следует использовать разнообразные методы, приёмы и типы уроков. Большинство методистов склоняются к тому, что эвристический, проблемный, проектный и модельный методы способствуют наилучшему формированию творческих способностей обучающихся посредством текстовой работы на уроках русского языка.

Необходимые условия для развития творческих способностей обучающихся:

  • создание атмосферы эмоционального благополучия за счёт наполнения жизни детей интересным содержанием;
  • постоянное включение разнообразных приёмов, ситуаций;
  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма;
  • уважение к творчеству обучающегося (как к процессу, так и к результату);
  • доверие к обучающемуся, исключение излишней опеки;
  • изменение роли обучающегося, предоставление ему свободы выбора методов достижения своей творческой цели;
  • создание внутренней мотивации обучения, в первую очередь, творческого характера;
  • корректная педагогическая помощь и создание ситуации успеха;
  • межпредметность;
  • последовательность, системность и самостоятельность в выполнении поставленной задачи.

Существует четыре основных критерия оценивания успешной сформированности творческих способностей:

Первый – когнитивный. На этом уровне обучающийся не просто должен осознавать поставленную перед ним задачу (продукт его творчества), но и четко понимать его основу (изучаемый текст). Успешно освоившим этот уровень можно считать того обучающегося, который смог понять все заложенные микротемы, идеи и замыслы автора; способного к анализу изученного текста во всех необходимых ракурсах.

Второй критерий – мотивационно-потребностный. Здесь обучающийся понимает, что он хочет и может сформулировать собственные мысли и задумки, связанные с изученным текстом. Если ученик проявляет интерес к творческим заданиям, представленным учителем, то этот уровень можно считать успешно пройденным.

Третьим следует назвать креативный критерий. Он указывает непосредственно на способности обучающегося, благодаря которым и рождаются идеи по созданию чего-то нового, интересного. Ученик еще не нашел способы достижения своей цели, однако он четко понимает свои идеи.

Последний, четвертый – деятельностный. Если обучающийся на основе полученных из текста знаний, будучи заинтересованным в создании своего собственного продукта творчества, способен к его созданию, а затем и создает этот продукт своей деятельности, то работу учителя по формированию творческих навыков посредством текстовой работы можно считать успешной.

В соответствии с выделенными нами критериями на каждом из них можно выделить по три уровня освоения каждого них, они представлены в таблице ниже.

Таблица 1.

Уровни развития творческих способностей

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, стремится выполнять творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, готов выполнять творческие задания только под контролем учителя, однако 

может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Креативный

Проявляет оригинальность, воображение

Проявляет оригинальность, но иногда и шаблонность

Не может создавать и принимать необычные образы, решения

Деятельностный

Показывает самостоятельность при выполнении заданий.

Часто обращается за помощью к учителю

Отказывается от выполнения

творческих заданий

 

Как мы отмечали выше, для творчества нет шаблонов и границ, а потому измерить его представляется достаточно сложной задачей. Мы представили лишь некоторые критерии, способные измерить уровень сформированности творческих способностей путем текстовой работы на уроках русского языка. Не стоит также забывать, что немаловажным фактором является и умение не только поставить цель, но и достигнуть ее, поскольку высокий уровень на базе даже одного из критериев не говорит о полноценном освоении творчества. Развить творческие способности невозможно за урок, за день и даже за год. Это долгий непрерывный процесс, который начинается в раннем детстве и протекает на протяжении долгих лет.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Проблема текста: опыт философского анализа / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. – 1976. – № 10. – С. 308.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. – В. 6-ти тт. – Т. 6. Научное наследство. – М.: Педагогика, 1984.
  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин; АН СССР, Институт языкознания. – М.: Наука, 1981. – 139 с.
  4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст]: Пособие для учителей / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 543 с.
  5. ФГОС ОО 2023: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Проект. – М., 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.