Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(257)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Белоцерковец М.А. РОЛЬ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 3(257). URL: https://sibac.info/journal/student/257/317094 (дата обращения: 23.12.2024).

РОЛЬ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Белоцерковец Мария Андреевна

студент, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Морозова Анна Владимировна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры русского, родных языков и лингводидактики, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В данной статье дано теоретическое обоснование понятий «текстовая работа» и «творческие способности»; рассмотрена роль текстовой работы в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка; а также даны рекомендации для работы учителя-словесника в школе.

ABSTRACT

This article provides a theoretical justification for the concepts of "text work" and "creativity"; examines the role of text work in the development of students' creative abilities in Russian language lessons; and provides recommendations for the work of a verbal teacher at school.

 

Ключевые слова: текст, текстовая работа, творчество, творческие способности, русский язык.

Keywords: text, text work, creativity, creativity, Russian language.

 

Современное общество немыслимо без связи с текстом. Казалось бы, что в этом такого? Однако даже ребенок ежедневно сталкивается далеко не с одним текстом, его мозг обрабатывает за сутки не малое количество текстовой информации, которую позже выдает в преобразованном виде. Отчасти уже здесь наблюдается творческое начало личности. Но еще рано говорить о развитых творческих способностях ребенка.

К сожалению, в современном мире мало просто преобразовать имеющиеся данные, необходимо видеть те или иные вещи в нестандартном виде. Собственно, для этого и нужны творческие способности.

Большинство наук под творчеством понимают непосредственно продукт творческой деятельности или процесс его достижения. Так, например, один известный отечественный психолог А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит нечто новое, ранее неизвестное.

А.Н Леонтьев, в свою очередь, определяет творчество как способность нестандартно мыслить. Он считает, что для создания чего-то нового и нестандартного необходимо обладание оригинальными нестандартными способностями, которые он называет «творческими способностями».

Однако каждый из них делает упор на объекте, упуская одну из важнейших составляющих – субъекта творчества. Именно на него, на человека, на создателя продукта и обращен взгляд такого великого мыслителя как Н.А. Бердяев. В своих трудах он пишет, что «творчество – это не просто деятельность человека или процесс разных видов деятельности, а экзистенциальный акт человека, как акт субъекта, личности» [7]. Философ уверен, что творчество присуще каждому человеку, только проявляться оно может в различных формах.

Педагоги полностью согласны с мнением Н.А. Бердяева, а потому считают одной из своих важнейших задач – развитие творческих способностей обучающихся. Разумеется, невозможно научить творчеству, поскольку оно очень субъективно, для него нет шаблонов и рамок. Однако каждому учителю по силам создавать благоприятные условия для творческого проявления каждого обучающегося. Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Е.Н. Ильина, М.М. Разумовской, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Л.В. Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Современные дети живут в текстовом мире: их окружает текстовая реклама, к их игрушкам приложена инструкция, они заполняют различные анкеты, пишут друг другу SMS. И это только самая макушка айсберга, поскольку в школе их окружает еще большее количество текстовой информации. Именно на учителях-словесниках и лежит огромная по своей значимости миссия – научить ребенка правильно работать с тем или иным текстом.

Но что же такое «текст»? Почему он есть практически везде? С каким текстом чаще всего встречается обучающийся и как ему с ним работать? Все эти вопросы стоят в первую очередь перед учителями русского языка. Мы постараемся дать на них ответы в своей работе.

В широком смысле под текстом понимается любая знаковая система, в узком – отдельно взятая глава из книги, например. Оба эти понятия совершенно не отражают всей полноты рассматриваемого термина. Именно поэтому нам стала интересна мысль Н.Б. Бурыкиной о том, что текст не только некий «статический объект, результат языковой деятельности», но и «динамический процесс языковой деятельности, вписанной в её социальный контекст»[3], требующий от читателя диалога. Именно с такими текстами, которые требуют диалога обучающиеся и сталкиваются чаще всего в школе. Иначе их еще называют учебными текстами. По мнению большинства современных педагогов, учебный текст способствует созданию условий для развития творческих способностей, интеллектуально-познавательных умений и эмоционально-ценностного отношения личности к миру.

Педагоги-словесники Н. Р. Бершадская и В. З. Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках русского языка и литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей» [4]. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В современной школьной практике сложилась текстоцентрическая модель обучения, иными словами, большинство уроков строится на основе текста [7]. Собственно, из этого и вытекает первая из его функций – обучающая. Если, например, на уроках истории обучающиеся могут почерпнуть информацию из письменных источников (наскальные надписи и рисунки, летописи и пр.), то с уроками русского языка все не так просто. Здесь текст служит исключительно опорой, а дальнейшее его предназначение выбирается учителем в соответствии с темой урока, поскольку один и тот же фрагмент можно изучить как с лексической, так и с орфографической или другой стороны.

Следующей функцией или ролью текста на уроках русского языка можно назвать развивающую. Она, как вы уже догадались, непосредственно связана с уроками по развитию речи. Эта функция представляет для нас особый интерес, поскольку именно на этих занятиях обучающиеся могут проявить свои творческие способности, так как обычно в конце занятия им предстоит написать сочинение или изложение. На самом деле на подобных уроках работа с текстом ведется максимальным образом: текст и изучается, и обучает. То есть в первой половине занятия учитель вместе с обучающимися изучает внутреннюю структуру, содержание и значение представленного перед ними текста, а после, на основе полученной из него информации, обучается необходимым речевым навыкам. Речевое развитие обучающихся связано со способностью воспринимать художественный текст, оценивая используемые в нем языковые средства, а затем и создавать репродуцированный текст на основе замысла автора в соответствии со своими собственными мыслями [1].

Важнейшим критерием отбора текста для урока русского языка служит его моральная составляющая. Воспитывающий потенциал текста способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов – единства обучения и воспитания. Отсюда и третья роль текста в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка – воспитывающая. Как ни странно, именно на основе морали текста и начинается формирование творческих способностей обучающихся. Прочитав текст, ребенок вольно или невольно начинает анализировать его, он видит благодаря каким средствам выразительности и тропам автор достиг наилучшей передачи своих мыслей. После этого обучающийся становится на шаг ближе к созданию своего собственного шедевра.

Разумеется, на этом роли текста в формировании творческих способностей обучающихся не заканчиваются. Одним из важнейших этапов изучения любого раздела является контроль. Уроки русского языка не являются исключением, а потому текст может быть использован в роли контроля. При этом это может быть не только в конце раздела, но и даже в конце темы. Ни для кого не секрет, что в заданиях ОГЭ, ЕГЭ и даже ВПР есть упражнения на расстановку запятых, подобных задач много и в школьных учебниках. Некоторые из них прописаны в планировании учителя, а некоторые можно использовать хоть каждый урок (так называемые карточки). Однако, несмотря на всю строгость формата контроля, он может включать в себя и творческие элементы, например, итоговое сочинение по теме.

Автор любого, даже самого маленького текста всегда рассчитывает, что его произведение будет прочитано, и, скорее всего, не останется без ответа. Так думали и классики художественной литературы, и думают наши современники. Это показывает нам еще одну, возможно, даже самую первую его роль – коммуникативную. Правильное восприятие авторского текста очень актуально в современном мире. Казалось бы, многие уже изученные тексты нашли правильное восприятие в глазах их читателей. Однако каждый из них можно изучать каждый раз с новой точки зрения. Для современных школьников это оказывается сложной задачей, поскольку они привыкли воспринимать информацию однобоко (этому активно способствуют такие СМИ как YouTube, Instagram (Instagram, согласно судебному решению, в России признана экстремистской организацией - прим. редакции), TikTok и др. В связи с этим перед учителями русского языка стоит важная задача – совершенствование всех видов речевой деятельности, как устной, так и письменной (аудирование, чтение, говорение и письмо) [7]. Благодаря тексту обучающиеся знакомятся с основными нормами языка, что способствует дальнейшему грамотному творческому воплощению своих мыслей в устном или письменном формате.

Применительно к текстам художественной литературы можно выделить и эстетическую роль в формировании творческих способностей. На уроках русского языка она также очень важна, так как работа с текстом способствует «осмыслению коммуникативно-эстетических возможностей русского языка» [6]. То есть, взаимодействуя с текстом художественной литературы, обучающийся просвещается еще и в эстетическом направлении. Это, конечно же, играет огромную роль в формировании творческих способностей самого ученика.

Одним из наиболее распространенных способов анализа текста является интерпретационный метод. Он направлен в первую очередь на понимание написанного и выявление его особенностей. Подобная деятельность обучающихся не создает абсолютно нового продукта творчества, однако является важным шагом в формировании творческих способностей.

Художественные тексты на уроках русского языка всегда подбираются тщательным образом, поэтому мы можем не только обсуждать с обучающимися великолепные пейзажи, но и прикоснуться к истории нашего великого государства. Произведения наших классиков пропитаны любовью и нежностью к нашему народу, они очень ярко и живо описывают его культуру. Все это является важной частью культуроведческой роли текста в формировании творческих способностей обучающихся. Роль учителя заключается здесь в помощи обучающемуся, то есть педагогу необходимо способствовать правильному пониманию учениками художественных образов и научению их отделять художественный вымысел от исторической правды. Благодаря этому обучающиеся смогут в полной мере понимать, что творчество, особенно текстовое, не так уж легко, как им может показаться.

Кумулятивная роль текста в формировании творческих способностей является чрезвычайно важной в современном обучении русскому языку.  Текст становится не только источником знаний о культуре, народе и его истории, но и источником выражения культурных смыслов: он содержит слова с национально-культурным компонентом, фразеологизмы, пословицы, изобразительно-выразительные средства, прецедентные элементы и другие элементы языка, присущие исключительно русской культуре. Разумеется, благодаря этому становится возможным использование текста на любом уроке. Умение обучающимся правильно использовать все эти средства нашего языка будет способствовать наиболее яркому и талантливому выражению его творческих способностей.

Любой текст, художественный или нет, так или иначе, оставляет о себе какое-либо впечатление, будь оно хорошее или плохое. Это сказывается на дальнейшем восприятии мира. Поскольку обучающиеся в силу своего возраста более впечатлительны, то задача учителя – помочь ребенку сориентироваться в огромном текстовом пространстве, сформировав при этом наиболее точную картину мира. Поэтому в развитии творческих способностей текст играет еще и аксиологическую роль, направленную на формирование ценностных ориентиров и мировоззрения учащихся, ведь чтобы создать что-то новое, необходимо иметь свою точку зрения на ту или иную вещь.

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся [5].

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Именно поэтому роль текста в формировании творческих способностей обучающихся очень велика.

 

Список литературы:

  1. Алексеева О.В. Текстовое образовательное пространство современного урока русского языка // Наука и школа. – 2010. – №1. – С. 80-85.
  2. Бердяев H.A. Смысл творчества. М: АСТ, 1916. 164 с.
  3. Бурыкина Н.Б. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности в переходную эпоху: монография / Н. Б. Бурыкина. – М: Спутник+, 2009. – 188 с.
  4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М: Просвещение, 1986. – 173 с.
  5. Давоян О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н. Давоян. // Педагогика: традиции и инновации. – №4. – С. 83-85.
  6. Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку // Преподаватель XXI век. – 2011. – №4. – С. 177-181
  7. ФГОС ОО 2023: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Проект. – М., 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.