Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(256)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Проценко Д.Д. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «ГЕНИАЛЬНЫЙ ВРАЧ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 2(256). URL: https://sibac.info/journal/student/256/316192 (дата обращения: 11.01.2025).

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «ГЕНИАЛЬНЫЙ ВРАЧ»

Проценко Дарья Дмитриевна

студент, Институт филологии и журналистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,

РФ, г. Саратов

Каменская Юлия Валерьевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. кафедры теории, истории и прикладной лингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,

РФ, г. Саратов

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена репрезентации лингвокультурного типажа «гениальный врач» на материале российских телесериалов «Доктор Рихтер», «Склифосовский», «Интерны». Выделяются характеристики каждого образа на основе общего лингвокультурного типажа «врач», а также частного типажа «гениальный врач». При отборе контекстов учитывались такие параметры, как индивидуальный речевой портрет главного героя, коммуникативная составляющая персонажей сериала и ценностные характеристики.

 

Ключевые слова: лингвокультурный типаж, врач, доктор Рихтер, Склифосовский, Интерны, речевой портрет.

 

В культуре того или иного народа часто можно встретить типизируемый образ, узнаваемый без особого труда. В лингвистике такой феномен определяется исследователями как лингвокультурный типаж. По определению, предложенному В.И. Карасиком,  лингвокультурный типаж – «это узнаваемые образы представителей определенной культуры, совокупность которых и составляет культуру того или иного общества» [1; c. 8].

Материалом нашего исследования послужили три российских телесериала: «Доктор Рихтер», «Интерны», «Склифосовский». При отборе контекстов учитывались такие параметры как индивидуальный речевой портрет главного героя, коммуникативная составляющая персонажей сериала и ценностные характеристики.

При рассмотрении лингвокультурного типажа «гениальный врач» важно выявить признаки типажа «врач», которые будут применимы и к общему типажу, и к частному. Так, лингвокультурный типаж «врач» включает в себя перенос дискурсивных особенностей из профессиональной сферы в непрофессиональную. Этот признак будет присущ не всем исследуемым героям.

Сценаристы телесериала «Склифосовский» включили в речь главного героя больше черт, характеризующих медицинский дискурс:

8:43 (1 серия) Брагин: Марин, никакой общественной работы… Аспирант  - это ответственность, я за себя-то ответить не могу, а потом, ты же сама говоришь, что я нестабилен.

Брагин: Да какой из меня начальник, я глупость человеческую не переношу, как удар по печени. А начальник должен любить чужую глупость и уважать свою. Хотя мне иногда мне кажется, я вообще не знаю, для чего я гожусь. Все трудней с годами социальные связи.

В его речи в обычных жизненных ситуациях, не связанных с медициной, встречаются лексические единицы, употребляемые в медицинской сфере. Форма краткого прилагательного «нестабилен» в речи врача встречается при характеристике больного, но в представленном контексте главный герой использует ее для своей личной характеристики в отношении готовности взять на себя ответственность за аспирантов. Сравнение из сферы медицины «как удар по печени» также используется вне рамок медицинского дискурса: герой отождествляет удар по печени с непереносимостью глупости других людей. Профессиональный мир героя смешивается с миром непрофессиональным. Отмечается желание эстетизировать свою речь с помощью метафор.

Так же и у доктора Рихтера («Доктор Рихтер»). Яркой чертой речевого портрета доктора Рихтера является использование метафор, часто сложных, развернутых, связанных со сферой медицины:

11:55(4 серия) Рихтер: Больница – это её (главврача) ребенок, а этот ребенок поймал инфекцию.

16:07(4 серия) Рихтер: У вас паразит.

Пациентка: Как паразит? Его можно как-нибудь выгнать?

Рихтер: Да, это обычная операция, но я их не делаю, не мой профиль, но этот паразит условно патогенный, он выходит естественным путем, процесс этот болезененный, но знаете, иногда мы что-то приобретаем, когда мы принимаем нашу боль, многие растят этих паразитов и якобы находят в этом смысл жизни, семнадцать недель.

Речевой портрет главного героя сериала «Доктор Рихтер» характеризуется использованием грубых выражений:

35:45 (5 серия) Рихтер: Ходасевич, молодец. Ты первая об этом сказала (О диагнозе), и я посылаю тебе луч презрения за то, что у тебя не хватило силы воли отстоять свою правоту.

36:28 (5 серия) Рихтер: Умница, тряпка.

32:26 (5 серия) Рихтер: Увы, для нее я – единственный шанс вернуться в эту прекрасную столовку похлебать постных щей.

7:27 (5 серия) Никольская(главврач): Больно?

Рихтер: Не твое дело.

9:49 (5 серия) Рихтер: У кого-нибудь есть нормальные идеи?

Реализация данного постоянного качества речевого поведения героя происходит, прежде всего, средствами лексическо-фразеологического уровня (лексемы и устойчивые выражения с негативным, уничижительным компонентом) и синтаксического уровня (вопросительные предложения с использованием неопределенно-личных местоимений).

Главный лозунг Рихтера – «все всегда врут» заставляет его самого отделяться от общества и выстраивать противопоставленные категории в когнитивно-семантической модели «я-они»:

12:01 (5 серия): Рихтер: Я не ошибался.

Родионов (друг Рихтера): Все люди ошибаются.

Рихтер: Ты же знаешь, что я скажу.

Родионов: Ты не все.

По этому параметру речевой портрет доктора Брагина («Склифосовский») сходен с речевым портретом доктора Рихтера. Хотя оппозиции «я-они» в его речи не прослеживается, но ощущение собственной исключительности проявляется ярко:

20:34 (3 серия) Администратор: Брагин, вот ты где! А я тебя везде ищу.

Брагин: Меня все ищут.

22:06 (3 серия) Другой врач: Олег, сколько раз я говорил - переходи к нам в отделение.

Брагин: Зачем мне твое отделение? Шутки твои дебильные каждый раз слушать…

Врач: Как ты смело мобилизуешься ножницами без кровотечения. Везунчик ты, Брагин, просто везунчик: вот и весь твой секрет.

Брагин: Везение - таблички, которые посредственности вешают на достижения гениев.

Врач: Ладно…гений…

Личные местоимения «меня, мне» передают значимость героя перед самим собой, а последняя теория о том, что везение приписывают посредственности гениям, довольно ясно дает понять, что говорит он о себе, хоть и в этом фрагменте личное местоимение не используется.

В сериале «Интерны» речевой портрет главного героя, доктора Быкова, характеризуется в первую очередь той же грубостью, что и речевой портрет доктора Рихтера:

2:05 (1 серия) Быков: А мне ноль пять темного, и корюшки вяленой.

Медсестра: В каком смысле?

Быков: А ты в этом халате похожа на пивную торговку. Приведи себя в порядок.

3:52 (2 серия) Быков: Нет у меня мелочи, пьющая бабулька.

5:18 (2 серия) Быков: Че, стоишь, подарок, я тебя упаковывать не собираюсь.

3:05 (3 серия) Быков: А ты, доктор Ленин, почему руку не поднял?

Левин: Я не Ленин.

Быков: Так ты и не доктор.

1:28 (5 серия) Быков: Если кто-нибудь скажет доброе утро, я его убью.

Быков: Левин, ты безмозглая инфузория, раздутое самомнением, безрукий эмбрион с красным дипломом. Давай руки в ноги и помчался впитывать бесценный опыт Любови Михайловны.

Восприятие главных героев всех трех сериалов другими персонажами характеризуется наличием общих лингвокультурных признаков. В отношении и доктора Брагина, и доктора Быкова, и доктора Рихтера прослеживаются две совершенно противоположные точки зрения: одни персонажи обожествляют доктора, другие считают его человеком низким. Эта амбивалентность оценок прослеживается во всех образах:

8:04 (4 серия) Никольская: Ты подлец!  Ты холоднокровный мстительный подлец(«Доктор Рихтер»).

35:20 (7 серия) Егоршин: Я лоббировал кролика, но против Рихтера я бессилен, он Бог(«Доктор Рихтер»).

24:43 (1 серия) Романенко: Козел.

Левин: Полностью согласен. И псих.

Черноус: Нехорошо он с нами(«Интерны»).

16:13 (2 серия) Куликова: А Брагин? Брагин может такую операцию?

Медсестра: Брагин - Бог, он все может(«Склифосовский»).

46:36 (3 серия) Пастухова: Это тот редкий случай, Олег, когда ты прав(«Склифосовский»).

Отношение окружения к докторам стоит в прямой зависимости от ценностных ориентиров главных персонажей, это проявляется и через речевой портрет, как уже было отмечено: именно за грубость так не любят и боятся доктора Быкова и доктора Рихтера, доктора Брагина считают несерьезным потому, что его речь наполнена разными шутками:

11:05 (2 серия) Салам: Олег Михайлович, я вот удивляюсь, как вы умудряетесь во время операции еще шутить.

Брагин: учись студент, хотя в мире нет ничего невозможного.

30:52 (2 серия) Брагин: Ниче не делай. Ни выбирайся, ни решай, ни задумывайся.

Пастухов: Олег, ну что ты все шутишь, а? Мне вот неприятно.

Брагин: Меньше правильных поступков - меньше проблем.

Сам он боится ответственности: и перед аспирантами, которых не хочет брать, и перед женщинами. Так, в разговоре со своей любовницей, коллегой Эммой Луспарян, он избегает ответов на ее вопросы о характере их отношений:

2:27 (5 серия) Эмма: А ты можешь вот так, не напиваясь, просто мне все сказать?

Брагин: В общем мы с тобой не в тех отношениях, мы договорились, что не будем друг другу нервы трепать: эти скандалы, разборки.

3:04 (5 серия): Ты когда про ребенка пошутила, знаешь, я подумал – хватит, заигрались мы с тобой, не хочу я ни тебе голову морочить, ни себе.

Несмотря на это в некоторых эпизодах он выражает довольно этичную позицию. Когда доктор Пастухова решает отомстить своему мужу, доктору Пастухову, за его нежелание устраиваться в частную клинику по причине более высокой оплаты труда заигрыванием с аспирантом Саламом, Брагин реагирует на это остро, делая грубые замечания в адрес девушки:

27:01 (3 серия) Брагин: Не шути с огнем, дура. Пастухов тебя любит.

Пастухова: Что я слышу? И главное, от кого?

Брагин: Я же говорю, ду-ра.

Выразителем высоконравственных идей он предстает и в эпизоде, когда главврач больницы просит Брагина написать «слезную» объяснительную за то, что ударил депутата города. Но доктор отказывается, так как считает, что представитель органов власти должен нести наказание за избиение дочери и жены:

5:10 (4 серия) Бреславец: Напишешь объяснительную, слезную: «Был не прав. Тяжелый день. Больше не повторится». И извинишься. Извинишься! Перед товарищем депутатом.

Брагин: Перед господином депутатом? А еще че сделать? … Он псих.

Его речь здесь наполнена иронией («а че еще сделать?») и грубыми выражениями в адрес депутата («псих»).

В сфере ценностной парадигмы главный герой сериала «Доктор Рихтер» более сложный. Мы уже отметили лозунг Рихтера «все всегда врут», выражающий недоверие к людям. Это проявляется в том, что Рихтер никогда не верит своим пациентом на слово, именно поэтому отправляет своих подопечных взламывать дома больных для того, чтобы удостовериться в правильности описания анамнеза.

У персонажа индивидуальный подход к работе: он предпочитает не видеться с пациентом напрямую, а смотреть только его историю болезни:

5:23 (8 серия) Рихтер: Тебе было на них наплевать, когда ты их лечил?...а мне наплевать…

Но, несмотря на это, Рихтер делает все, чтобы выявить правильный диагноз и назначить верное решение, иногда для это ему приходится нарушать правила: в девятой серии Рихтер подозревает, что диагноз, поставленный известному музыканту неверный, вскоре после ошибок пациент отказался от какого-либо лечения, но доктора вкалывают ему лекарства. Именно из-за этого его больше не подпускают к больному:

16:22 (9 серия) Никольская: Я запрещаю любые манипуляции с Гарибовым…Андрей, Гарибов жив, да, благодаря тебе. Он стабилен, спасибо, вот честное слово, спасибо. Но больше это не твоя забота.

19:19 (9 серия) Жена пациента: Он устал. Они его мучили…Я на него в суд подам (на Рихтера).

Похожие эпизоды повторяются в сериале неоднократно, конфликт между пациентом и доктором дает сценаристам возможность более яркого амбивалентного представления героя: он хам, который пытается докопаться до истины любым способом, даже если для этого придется рискнуть лицензией, а вопрос о том, важна ли для него человеческая жизнь или все-таки у него есть азарт решить новую «задачку», остается открытым, и также характеризует персонажа с разных сторон: он врач, для которого важнее спасти человека или игрок, пытающийся «выиграть» болезнь.

На основе всех исследуемых параметров можно говорить о схожести ценностных характеристик доктора Брагина и доктора Рихтера, хотя доктор Рихтер как персонаж глубже и сложнее. Во всех исследуемых сериалах наблюдается близость речевых портретов главного героя: у всех трех персонажей реализуются речевые маски хама и шута. Речь доктора Рихтера и доктора Брагина характеризуется повышенной метафоричностью и активным использованием профессиональных терминов. Все три образа амбивалентны: главный герой и подлец, и Бог одновременно в глазах других персонажей (пациентов, подчиненных и начальников). Дать ценностную характеристику Быкову («Интерны») сложнее: персонаж в этом плане слабо раскрыт. Возможно, это связано с тем, что «Интерны» - ситуационная комедия, в которой каждая серия – это отдельный сюжет, понятный без других эпизодов.

 

Список литературы:

  1. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / под ред. В.И.Карасика. – Волгоград: Парадигма, 2005. – 310 с.

Оставить комментарий