Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Павлова Н.Б. АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В КЛАССЕ ВОКАЛА У СТУДЕНТОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ В КОЛЛЕДЖЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 1(255). URL: https://sibac.info/journal/student/255/315344 (дата обращения: 23.12.2024).

АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В КЛАССЕ ВОКАЛА У СТУДЕНТОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Павлова Наталья Борисовна

магистрант, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

Круглова Марина Геннадьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., факультет искусств, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется личностно-ориентированный подход как основа образовательного процесса у студентов-хормейстеров в системе среднего специального образования в классе постановки голоса. Определяются основные составляющие успешного взаимодействия между педагогом и обучающимся, с учетом индивидуальных, физиологических и психологических характеристик личности студента-хормейстера.

 

Ключевые слова: хормейстер, личностно-ориентированная педагогика, дирижер хора, голосовой аппарата, музыкальное образования.

 

Одна из целей личностно-ориентированного подхода заключается в создании специальных условий и применении определенных методов для раскрытия индивидуальных способностей личности будущих хормейстеров в классе постановки голоса. Распознать индивидуальную природу голоса каждого учащегося, направить развитие голоса в нужное русло, обеспечить его совершенствование - одна из главных задач личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированный подход, предполагающий естественное осмысление процесса саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального самосознания и поддержание адекватной самооценки студентов в колледже, будет надежной методологической основой образовательного процесса.

Методика личностно-ориентированного подхода изначально получила свое обоснование и распространение в исследованиях ряда ученых (Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, В.В. Серикова, К. Роджерc, И.С. Якиманской), изучавших влияние школьной среды на формирование личности учеников.

В музыкальном образовании личностно-ориентированный подход, в первую очередь, направлен на развитие природных музыкальных способностей учащегося, раскрытию его творческой индивидуальности, на его самоопределение, воспитание эстетических качеств.

Большинство студентов-хормейстеров средне-специальных образовательных организаций имеет подростковый возраст от (14-18 лет), по мнению психологов, данный период характеризуется эмоциональной нестабильностью, повышенной чувствительностью, желанием самоутвердиться, переоценкой отношения к окружающей действительности. В таких условиях, преподавателю требуется особая чуткость и понимание в сторону студента, и правильно подобранный подход, для успешной реализации учебной деятельности.

В работе со студентами-хормейстерами педагог должен соблюдать базовые принципы: системность и последовательность учебного процесса, постепенно усложняя исполнительские и технические приемы, давать студенту возможность выбора вариантов интерпретаций вокальных произведений, точно формулировать учебные задачи и грамотно относиться к индивидуальным способностям студента и психофизиологическому состоянию.

Учебная деятельность должна охватывать два вектора:

- контроль педагога за работой студента в классе и качеством выполнения им домашних заданий;

- помощь педагога в решении определенных художественных и технических задач при освоении нового музыкального произведения.

 Преподавателю важно, не только создать благоприятные условия и атмосферу в классе, но и правильно определить тип голоса, состояние здоровья голосового аппарата, уровень сформированности певческих навыков, проанализировав его физиологические, психологические, возрастные и личностные особенности. Отталкиваясь от этих данных, следует разрабатывать индивидуальную методику преподавания тому или иному студенту, для полноценного развития музыкальных и певческих способностей.

В статье «Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста» Н.О. Петров, выделяет несколько методов, реализующие личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении вокалистов, который также применим в классе у студентов-хормейстеров.

- словесный метод, который включает в себя детальный анализ изучаемого произведения с точки зрения формы, жанра, стиля, эпохи, образно-эмоциональной сферы сочинения, средств художественной выразительности, помогающий в последствии в определении характера звучания голоса и его тембровых свойств в избранном музыкальном материале;

- наглядный метод, который связан с непосредственным участием педагога в иллюстрации особенностей музыкального произведения с точки зрения развития фразы в зависимости, в том числе от действий артикуляционного, дыхательного и мышечного аппаратов;

- метод самостоятельной работы студентов, предполагающий совместный просмотр видео и прослушивания аудиозаписей выступлений выдающихся музыкантов с дальнейшим анализом; участие студентов в классных концертах с последующим обсуждением.

Важно включить метод рефлексии в образовательный процесс, который касается выработки собственных ощущений у студента во время фонации. Под присмотром преподавателя, будущий хормейстер должен оценивать результаты своей работы над вокальным произведением, технические и исполнительские аспекты, анализировать этапы развития певческого аппарата, и прислушиваться к своим ощущениям во время фонации. На этой основе формировать свое представление о здоровом, качественном и художественном выстроенном звучании голоса.

Навык рефлексии в образовательном процессе способствует не только осознанному освоению учебного материала, но и формирует творческую и интеллектуальную личность. В первую очередь будущий хормейстер в классе вокала - исполнитель, которому важно «слышать себя», контролировать свои ощущения, эмоциональные переживания и действия.

Также важной задачей личностно-ориентированного подхода является подготовка будущего хормейстера к публичным выступлениям. Здесь основным аспектом будет психологическая подготовка, направленная на развитие уверенности на сцене и управление стрессом перед выступлением.

Публичное выступление требует воспитания устойчивости внимания и концентрации, на музыкальном материале, художественном образе и подаче, способности слышать себя и предвосхищать внутренне развитие вокального произведения.

Таким образом, у студента воспитывается уверенность в себе, которая формируется зачастую не только педагогом в классе, но и собственным опытом студента, основанном на удачных и неудачных выступлениях. Само по себе волнение перед выходом на сцену не является противоестественным, зачастую оно может быть даже полезным, так как дает ощущения воодушевления и эмоционального подъема. Но «вредное волнение» напротив, мешает ученику сосредоточиться на программе, возникает паника, создающая дисбаланс между сознанием и голосом, вся подготовительная работа нередко пропадает. Одной из причин возникновения подобной ситуации является личностные особенности студента-хормейстера, связанные с внутренней неуверенностью в себе и своих силах, природной скромностью.

При подготовке музыканта-хормейстера стоит отметить тот факт, что в своей профессиональной деятельности он будет коммуницировать с хоровым коллективом на сцене. Поэтому важно не только научить студента бороться с собственными страхами публичного выступления, но и воспитывать в нем понимание этапов достижения сценической готовности коллектива с целью избегания страха выступлений с их стороны. В этом отношении нужно разбирать следующие подготовительные этапы вместе с учеником:

- репетиция всей концертной программы целиком, а не отдельных ее фрагментов;

- проведении репетиций перед аудиторией с полной эмоциональной отдачей и осознанием ответственности происходящего;

- проведении репетиций перед профессионалами – специально приглашенными слушателями.

Можно выделить несколько составляющих личностно-ориентированного подхода в воспитании хормейстеров в классе вокала на этапе получения среднего специального образования:

- распознать индивидуальную природу голоса каждого учащегося, направить развитие голоса в нужное русло, обеспечить его совершенствование;

- создание в образовательном процессе партнерских отношений, основанных на взаимопомощи;

- обсуждение совместно со студентами собственных достижений и недостатков, регулярная фиксация этапов профессионального роста;

- формирование навыка рефлексии в процессе фонации, с точки зрения технических и художественных нюансов;

- поддерживать творческую активность студента, участие в конкурсах, творческих вечерах, концертах.

 

Список литературы:

  1. Дыганова Е.А., Шириева Н.В. Самостоятельная подготовка студента-музыканта к практической работе с хором // Учебно-методическое пособие для студ.высш.учеб.заведений. Изд. 2-е, дополн., Казань, 2020. – 83 с.
  2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры // Г.Г.Нейгауз. – М.:Музыка, 1987. – 240 с.
  3. Петрова Н.О. Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста // Южно-Российский музыкальный альманах, 2017. – С. 39-41.
  4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем // Москва: Издательская корпорация «Логгос», 1999. – 122 с.
  5. Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей // А.Е.Тарас. – М.:Харвест, 2005. – 142 с.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // И.С.Якиманская. – М.: Сентябрь, 2004. – 108 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий