Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Кондакова В.И. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВИОЛОНЧЕЛЬ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 1(255). URL: https://sibac.info/journal/student/255/314989 (дата обращения: 20.05.2024).

ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВИОЛОНЧЕЛЬ»

Кондакова Вера Игоревна

магистрант, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению основных этапов обучения игры на виолончели у младших школьников в ДМШ и ДШИ. Анализируется и рассматривается каждый фактор обучения и его методы работы.

 

Ключевые слова: начальное обучение, постановка, репертуар, организация домашних занятий, учащийся.

 

Начальное обучение игры на инструменте – самый важный этап в образовательном процессе. В этот момент педагогом закладываются базовые навыки игры на инструменте, любовь и трепетное отношение к музыке, профессионализм, который во многом определяет дальнейший уровень достижений учащегося. На первом этапе не сразу можно понять есть ли у ребёнка музыкальные способности, которые ему помогут без труда учиться в музыкальной школе и поэтому на первых этапах обучения важно в правильной последовательности их развивать.

Первоначальное обучение на струнно-смычковом инструменте является одним из сложных, так как само строение инструмента: отсутствие ладов на грифе, достаточно абстрактный вид и непривычные мышечные движения рук и пальцев делают его менее доступным в понимании для ребенка и родителя. Обучение в классе по специальности «виолончель», а именно первые полгода обучения занимают чуть больше времени в освоении первоначальных навыков игры на инструменте. Это прежде всего связано с тем, что виолончель крупный инструмент, для того чтобы удержать смычок или прижать струну пальцем левой руки ребенку приходится сделать достаточно много усилий, что может вызывать затруднения в первоначальных этапах обучения.

Задача преподавателя – помочь ребенку в легкой и доступной форме освоить базовые навыки игры, пробудить в нем интерес к музыке и инструменту, познакомить учащегося с характером звучания виолончели и ее выразительными возможностями. Для того, что обучения на инструменте было эффективным и результативным педагогу важно следовать основным факторам обучения.

Скрипачка, преподаватель ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Галина Семёновна Турчанинова выделяла три главных фактора обучения на инструменте:

  1. Свободная постановка
  2. Правильный выбор репертуара
  3. Организация домашних занятий

Выпадение одного из них не даст полноценного результата.

Под словом «свободная» постановка подразумевается отсутствие скованности в движениях, минимальное напряжение мышц рук. У всех детей разные физиологические данные: строение рук, пальцев, ладони. Задача педагога приспособить их к инструменту. Поэтому для начала педагогу нужно правильно подобрать размер виолончели и смычка, а также правильную высоту стула. После правильного подбора инструмента и стула, научить ребенка правильно сидеть за инструмент.

После этих основных моментов, идет постановка правой и левой руки. При рассмотрении постановки правой руки необходимо определить способ держания смычка и выяснить какое положение руки физиологически благоприятно для свободного и правильного ведения смычка. На первых уроках педагог может делать упражнения без смычка, а потом уже со смычком. Эти упражнения помогут подготовить руку к свободному держанию смычка. Например:

  1. «сели-встали» - держим карандаш как смычок — пальцы вытягиваем и сгибаем (карандаш держим в двух положениях: вертикально и горизонтально);
  2. «кружочки» в двух положениях (горизонтально и вертикально) - рисуем кружочки на потолке и на стене концом смычка за счёт сгиба/разгиба указательного и мизинца;
  3. «качели» - нос смычка вверх-вниз за счёт работы указательного и мизинца;
  4. «паучок» - пальцами перебирать смычок в горизонтальном положении от колодки до середины и обратно до колодки;
  5. «обезьянка» - предыдущее упражнение, но в вертикальном положении смычка.

После правильной постановки правой руки на смычке приступать к его ведению на струне. На первых занятиях педагог помогает учащемуся, он может придерживать смычок у колодки и конца смычка, показывая ребенку правильное ведение смычка на струне, и тем самым минимизировать физическое напряжение в руках, которое может вырабатываться у учащегося.

Формирование устойчивых навыков правильной посадки и постановки требует времени и регулярности. К.Г. Мострас в своем методическом очерке «Система домашних занятий скрипача» указывал на то, что целесообразная постановка, правильное положение и форма рук и пальцев во время движения – необходимы во избежание излишнего мышечного напряжения, тормозящего деятельность рук, а также для правильной координации движений и приобретения физической выдержки.

Правильный подбор репертуара. Тут очень важно учитывать индивидуальные данные учащегося: возраст, физические данные, успеваемость, скорость мышления, скорость обработки нового материала. В подборе репертуара педагогу важно следовать главному педагогическому принципу - постепенности и последовательности. «Особенно важно придерживаться строгой постепенности в усложнении заданий в период первоначального обучения игре на виолончели, когда учащийся начинает овладевать сложными навыками постановки, звукоизвлечения, интонации и основными приемами техники» [4, c. 45]. Принцип последовательности подразумевает поэтапное и последовательное прохождение определенного нотного репертуара и навыка.

Пианист, педагог, Народная артистка СССР Николаева Т. П. указывала на то, что «правильно подобранные произведения способствуют устойчивому профессиональному развитию учащегося, - и наоборот». Музыкальное сочинение, над которым работает ученик должно обладать определенными качествами, важными в данное время для учащегося. Это служит ориентиром для педагога, составляющий индивидуальный учебный план для своего ученика.

Организация домашних занятий. Этот фактор обучения необходимо проговаривать с родителями, так как именно родитель отвечает за организацию рабочего пространства своего ребенка. Педагогу важно объяснить родителю, что сначала нужно подготовить рабочее место для ребенка: подобрать стул правильной высоты, приобрести пульт для нот. Должно быть достаточно свободное пространство вокруг, так как игра на виолончели сопровождается широкими движениями руками, и найти тихое место в доме, чтобы ребенка ничего не отвлекало от занятий.

Второй момент - грамотное разъяснение педагогом домашнего задания. Важно чтобы ученик и родитель ясно представляли себе основную задачу каждого произведения и работу над ним дома. Они должны уйти домой с ясным понимаем. В конце уроке преподаватель должен достаточно четко и лаконично сформулировать задачи домашнего задания, которые ребенок должен выполнить. Грамотным и понятным почерком написать в дневнике задание.

Один из ключевых момент обучения младших школьников является присутствие родителя на уроке. Важно объяснить родителю его включенность в образовательный процесс, так как первый, а иногда второй год обучения ребенок не может самостоятельно выполнять домашнее задание в силу его слабой концентрации внимания ребенка и быстрой утомляемости.

Важно подчеркнуть, что, когда родитель слушает внимательно урок и находится в курсе дела, родителю проще помочь своему ребенку в организации домашних занятий. Так как самые первые уроки игры на виолончели, очень простые и понятные для понимания родителя.

 

Список литературы:

  1. Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. – М. : Издательство Юрайт, 2023. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02988-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514644 (дата обращения: 07.01.2024).
  2. Мострас К. Г. Система домашних занятий скрипача – М.: Музгиз, 1956 – 29 с.
  3. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17019-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532199 (дата обращения: 07.01.2024).
  4. Сапожников Р. Е. Обучение начинающего виолончелиста – М.: Музыка, 2018 – 120 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.