Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Нечипуренко Т.И. ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 1(255). URL: https://sibac.info/journal/student/255/313758 (дата обращения: 20.08.2024).

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Нечипуренко Татьяна Ивановна

студент, кафедра математики, физики и методики их преподавания, Армавирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Армавир

Шермадина Наталья Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, Армавирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Армавир

GAMIFICATION AS A WAY TO INCREASE THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING PHYSICS IN PRIMARY SCHOOL

 

Tatiana Necipurenko

student, Department of Mathematics, Physics and methods of teaching them, Armavir State Pedagogical University,

Russia, Armavir

Natalia Shermadina

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Armavir State Pedagogical University,

Russia, Armavir

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема включения геймификации в процесс обучения физике в школе. Игровые практики используются в основном при организации внеурочной деятельности или на уроках обобщения и систематизации, но мы предлагаем использование геймификации на различных типах урока. Цель исследования - разработать методические рекомендации по использованию геймификации при обучении физике в основной школе. Задачи исследования: проанализировать понятие «геймификация»; рассмотреть особенности применения геймификации в образовательном процессе; выделить методические особенности использования геймификации при обучении физике в основной школе.

ABSTRACT

The article deals with the problem of including gamification in the process of teaching physics at school. Gaming practices are mainly used in organizing extracurricular activities or in lessons of generalization and systematization, but we suggest the use of gamification in various types of lessons. The purpose of the study is to develop methodological recommendations on the use of gamification in teaching physics in primary school. Research objectives: to analyze the concept of "gamification"; to consider the features of the application of gamification in the educational process; to highlight the methodological features of the use of gamification in teaching physics in primary school.

 

Ключевые слова: геймификация, геймифицированный урок, основная школа, обучение физике.

Keywords: gamification, gamified lesson, basic school, teaching physics.

 

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Наиболее значимым, на наш взгляд, является интерес к предмету. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету?

Одним из способов повышения познавательной активности обучающихся предмету является применение геймификации при обучении физике. Соблюдая определенные условия и принципы, геймификация может быть включена в образовательную деятельность и приносить высокие результаты обучения.

Геймификация – это использование набора игровых методик для целостного геймифицированного сопровождения деятельности учащихся в процессе обучения при его сохранном содержании, способствующие достижению образовательных результатов. Для педагогического процесса геймификация – это средство реализации образовательной деятельности [1].

На основании принципов, на которых базируется геймификация (мотивации, неожиданных открытий и поощрений, статуса, вознаграждения) мы выделили особенности использования геймификации в обучении в школе, в том числе и на уроках физики:

  1. изменение структуры урока;
  2. изменение в организации деятельности учеников;
  3. изменение коммуникации на занятиях;
  4. учет индивидуальных особенностей учащихся – с точки зрения их положения в игровой деятельности;
  5. создание конкуренции;
  6. адаптация к получению баллов.

При организации учащихся в группы учитель, чтобы придать деятельности вид компьютерной игры может объединить учащихся, чтобы выполнить все условия заданий. Но при объединении необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, и в соответствии с этим принципом при реализации геймификации в процессе обучения необходимо определить типы игроков, например, на основе теста Бартла: киллеры - любители соревноваться; социофилы - любители общаться, карьеристы - «коллекционеры достижений», исследователи - любители все изучать и анализировать [3].

При оценке выполненных заданий стоит избегать школьной пятибалльной системы. Важно создать ощущение успеха, прогресса, как в играх.

Процесс включения геймификации в образовательную среду является сложным, многоступенчатым [2] и предполагает получение множества возможных преимуществ:

  • учащиеся чувствуют себя «хозяевами» своего процесса обучения;
  • более непринужденная атмосфера в отношении неудачи, т.к. ученики могут просто попробовать снова;
  • обучение становится видимым и фиксируемым с помощью индикаторов прогресса;
  • учащиеся могут проявить внутреннюю мотивацию для обучения;
  • учащиеся часто чувствуют себя более комфортно в игровой среде.

Игровыми можно сделать отдельные моменты урока, весь урок, домашнее задание. Степень использования принципов геймификации в обучении варьируется в зависимости от возможностей как педагога, так и предмета. Можно превратить целый цикл уроков в захватывающий квест. 

Подготовка геймифицированного урока – дело сложное и трудозатратное. Основными этапами при этом являются:

  1. Продумывание сюжета
  2. Определение цели геймифицированного урока
  3. Определение содержания урока
  4. Разделение учащихся по группам или ролям
  5. Определение правил геймифицированного урока
  6. Определение системы поощрений и мотивации
  7. Продумать включение в урок цифровых ресурсов.

Сюжет может быть взят из любимого фильма учащихся, цель игры может иметь интригующую формулировку. При делении учащихся необходимо учитывать их психотипы, описанные выше, чтобы каждый ученик чувствовал необходимость своего вклада в общее дело. Правила игры должны быть посильны, а иначе последует снижение интереса. На каждом этапе определяются результаты – поощрения. Цифровые ресурсы отлично впишутся в игровой сюжет.

Геймификация - является мощным ресурсом для развития требуемых универсальных учебных действий. Для формирующегося современного цифрового образовательного пространства геймификация обучения может и должна предоставить площадку для новых решений, подходов, которые помогут отыскать ответы на вызовы современного общества.

 

Список литературы:

  1. Варенина, Л. П. Геймификация в образовании / Л. П. Варенина – 2014 / Историческая и социально образовательная мысль - https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii/viewer (дата обращения 12.12.2023)
  2. Корнилов, Ю.В. Геймификация и веб- квесты: разработка и применение в образовательном процессе / Ю.В. Корнилов// Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.– С. 27-34.
  3. Орлова, О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова – Вестник Томского государственного педагогического университета – 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sposob-organizatsii-obucheniya  (дата обращения 24.12.2023)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.