Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Наумова А.С. СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, ГРЕЦИИ, ИНДИИ, ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, КИТАЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 1(255). URL: https://sibac.info/journal/student/255/312909 (дата обращения: 29.09.2024).

СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, ГРЕЦИИ, ИНДИИ, ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, КИТАЕ

Наумова Александра Сергеевна

студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

Ибрагимова Алие Рустемовна

научный руководитель,

доц. кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена вопросу становления мастерства педагога в первобытном обществе, Греции и странах Древнего Востока. В ней раскрывается становление педагогической деятельности, а также её особенности на разных территориях.

ABSTRACT

This article is devoted to the issue of the formation of the teacher's skills in primitive society, Greece and the countries of the Ancient East. It reveals the formation of pedagogical activity, as well as its features in different territories.

 

Ключевые слова: учитель, ученик, первобытное общество, Греция, Древний Восток.

Keywords: teacher, student, primitive society, Greece, Ancient East.

 

История становления мастерства педагога уходит своими корнями в далёкое прошлое. Уже на ранних этапах развития человечества люди поняли и оценили всю важность и необходимость передачи юным поколениям социального опыта их предшественников.

В первобытном обществе воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека, однако выглядело стихийно и бессистемно. До появления разделения труда взрослые и дети участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача детям жизненного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Раннее привлечение детей к труду имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших [2, с. 12]. Появление более совершенных орудий труда позволило освободить руки старым и малым членам общины. Благодаря этому прямой и единственной обязанностью старшего поколения стала передача жизненного опыта детям. Они воспитывали в них нравственность, а также заботились об их физическом и духовном росте. Так, уже в первобытном обществе, воспитание стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.

Со временем первобытное общество стало раскладываться и распадаться. Стали появляться новые цивилизации. В условиях изменения жизни людей постепенно начали складываться и новые формы воспитания при сохранении старых [1, с. 31]. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, а также были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования.

Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» – памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма. Это была не только священная, но и учебная книга, написанная в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика – царский сын Арджуна, который, попадая в затруднительные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, получая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с приведением конкретных примеров. Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству.

В Древнем Китае роль воспитателя и воспитания была чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной. На развитие педагогической мысли сильное влияние оказали конфуцианство и даосизм. По Конфуцию обучение должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе» [2, с. 24]. Согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В Древней Греции в задачу учителей входило развитие памяти учащихся, которую чрезвычайно ценили и постоянно упражняли. Учащихся приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании, причем в задачу учителя входило «ношу помогать взваливать, но не снимать» [2, с. 30], т.е. не облегчать хода учения. По мнению Сократа лучший способ образования человека (особенно на начальном этапе) – живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы. Учитель должен быть примером. Дети должны видеть, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие. Подобно Древнему Китаю в Греции главной задачей воспитания было сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработка у молодежи способности самостоятельного суждения.

Таким образом, мастерство педагога берёт своё начало в далёком прошлом. Оно претерпело множественные изменения, дополнения и метаморфозы, совершенствуясь с каждой эпохой. Но, несмотря на огромный промежуток времени, отделяющий наш век от тех далёких времён, неизменным остаётся одно – надо обучать и воспитывать соответственно возрасту, чтобы «дети не вели себя по-младенчески, юноши – по-детски, мужи – по-юношески, а старики не впадали в маразм» [2, с. 46].

 

Список литературы:

  1. Абдуллина Л.Б. Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира / Л.Б. Абдуллина // История и педагогика естествознания. – 2019. – №1. – С. 30-31.
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.