Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(250)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Рахымбек А.Б. АНАЛИЗ АРХЕТИПОВ В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «НИКОГДЕ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 38(250). URL: https://sibac.info/journal/student/250/307061 (дата обращения: 18.12.2024).

АНАЛИЗ АРХЕТИПОВ В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «НИКОГДЕ»

Рахымбек Алия Бауыржанкызы

магистрант, кафедра иностранной филологии, Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова,

РК, г. Караганда

АННОТАЦИЯ

Статья исследует литературные архетипы с книги Нила Геймана «Никогде» (Neverwhere) [1], которая представляет собой пример современный зарубежной литературы в жанре фэнтези. Архетипы играют важную роль в изучении и анализе современной литературы, поскольку они предоставляют аналитический инструментарий для понимания универсальных и сменчивых аспектов человеческого опыта и культурной эволюции. Архетипы часто имеют глубокие корни в культурной и исторической традиции. Анализ архетипов в этой статье раскрывает как современный автор взаимодействует с традициями и образами прошлого, внося новые толкования и смысл в эти символы.

 

Ключевые слова: архетип, фэнтези, зарубежная литература, Нил Гейман, «Никогде», персонаж в фэнтези.

 

Архетипы в литературном анализе представляют собой устойчивые символы, образы, сюжетные элементы или модели, которые имеют универсальное значение и встречаются в литературе, мифологии, религии и культуре в целом [2, с. 223]. Универсальность архетипов в литературе и культуре в целом подразумевает их широкое распространение и значение, которые они имеют для людей в разных временах и культурах. Некоторые архетипы имеют корни в мифологии, религии и истории разных народов. Эти архетипы могут быть адаптированы и интерпретированы различными культурами, но они по-прежнему сохраняют свою универсальную суть.

Данная статья использует мономиф Джозефа Кэмпбелла [3] как модель для анализа архетипов в книге Нила Геймана «Никогде». Мономиф, разработанный Кэмпбеллом, представляет собой общую структуру геройского пути, которую многие литературные произведения и мифы следуют [4, 37]. Основные три этапа, через которые проходит герой в своем путешествии, включают в себя несколько стадий. Эти стадии сюжета описанные Кэмбеллом могут быть рассмотренны как отдельные сюжетные архетипы:

I. Начало пути

1.1 Главный герой, Ричард Мэй, встречает девушку по имени Дор в начале книги, помогая ей в непонятных ситуациях, что открывает перед ним врата в подземный мир "Нижний Лондон".

1.2 Ричард изначально отказывается верить в существование подземного мира, но не может избежать опасностей, что становится отправной точкой для его внутренней борьбы и принятия новой реальности.

1.3 Встреча с Дор, обладающей сверхъестественными способностями, становится ключевым моментом, помогая Ричарду выжить и адаптироваться в опасном мире Нижнего Лондона.

1.4 Ричард преодолевает страхи и непонимание, переступая порог между мирами и начиная свое приключение.

1.5 Герой оказывается в изолированной и угрожающей среде, символизируя его внутреннее изменение и готовность к новым вызовам.

II. Инициация

2.1 Ричард сталкивается с испытаниями, раскрывая свои силы и слабости, включая борьбу с врагами и решение моральных дилемм.

2.2 Отсутствует стадия "Встреча с Богиней" в мире "Никогда".

2.3 Леди Портко выступает как искусительница, манипулируя событиями и персонажами.

2.4 Момент внутреннего преобразования Ричарда, где он смиряется со своими страхами и прошлыми ошибками.

2.5 Апофеоз — момент духовного прозрения, когда герой обретает глубокое понимание себя и своей миссии.

2.6 Награда в конце пути связана с осознанием собственной силы и способности внести изменения в Нижний Лондон.

III. Возвращение

3.1 Ричард Мэй начинает сомневаться в возвращении в свой обыденный мир, осознавая, что мир приключений стал для него более привлекательным.

3.2 Герой бежит от опасностей, преследуемый Вандемаром, Карабасом и Энгельсом, используя свои магические способности для преодоления преград.

3.3 Дор выступает как "Спасительница извне", помогая Ричарду преодолеть трудности и влияя на его отношение к миру Нижнего Лондона.

3.4 Герой преодолевает порог и возвращается домой из мира приключений с новыми знаниями и опытом.

3.5 Ричард сталкивается с выбором вернуться в обыденный мир или остаться в Нижнем Лондоне, отражая свою способность управлять обоими мирами.

3.6 В конечном итоге Ричард принимает решение вернуться к обыденной жизни, обогатив ее полученным опытом, подчеркивая свое желание свободы и нового понимания мира.

В заключении, анализ архетипов в романе «Никогде» Нила Геймана с использованием методологий Джозефа Кэмпбелла и Карла Юнга позволяет более глубоко понять характеры персонажей и сюжетные линии произведения. Эти архетипы обогащают интерпретацию и раскрывают разные слои значений в тексте.

 

Список литературы:

  1. Гейман Н. Р. М. Никогде. Издательская группа «АСТ», 2015. 416 с.
  2. Abrams M. H. Archetypal Criticism. A Glossary of Literary Terms. Fort Worth: HBJ, 1993. 386 p.
  3. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2018. 352 с.
  4. Воглер К. Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 476 с.
  5. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. Издательская группа «АСТ», 2020. 224 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.