Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(25)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Федотова Н.Г. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 5(25). URL: https://sibac.info/journal/student/25/99777 (дата обращения: 25.04.2024).

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Федотова Нина Георгиевна

магистрант, кафедра градостроительства МАРХИ,

РФ, г. Москва

Необходимость освоения нарушенных территорий становится все очевиднее. Их освоение обусловлено не только необходимостью улучшить санитарно-гигиенические условия населенных мест в районах добывающей промышленности, но и требования экологичности градостроительства, а шире – настоятельностью решения задач рационального использования территориальных ресурсов.

Подтверждением этому служит выбор территории для размещения нового Даули в Мидленде (Англия). Общей позицией при выборе было утверждение что «следует избегать отвода для новых городов ценных сельскохозяйственных земель, но нельзя одобрить застройку отработанных территорий добывающей промышленности, требующих затрат на их инженерную подготовку»[7]. Тем не менее для расселения 80-90 тыс. жителей города-спутника была выбрана территория рядом с шахтерским поселком Даули, размещенного примерно в 25 км от Вулвергемптона и в 50 км от Бирмингема. 41% площади нового города составляют территории отработанных шахт и карьеров, различные по степени пригодности для застройки. Окончательное решение было обусловлено общегосударственными интересами: затраты сотен фунтов стерлингов на восстановление акра нарушенной территории имеют больше экономического смысла, чем затраты десятков фунтов стерлингов на предотвращение перегрузки плотно застроенных окраин больших городов».

Изучение проектов планировки и застройки городов в районах добывающей промышленности свидетельствует о том, что размещение нового строительства предусматривалось как правило, вне границы залежи полезного ископаемого, по возможности в пределах пешеходной доступности горных предприятий, но зачастую и на расстоянии 10 -12 км. В Острава-Карвинском бассейне из-за опасности провалов 10-20-метровой глубины, размещение населенных мест было намечено на безугольных территориях, что привело к удалению от промышленных площадок почти на 10 км. Такое размещение нового строительства означает в действительности отрыв его от производственной базы.

Нарушенные территории городов с горнодобывающей промежностью сосредоточены в основном в границах земельного отвода горнодобывающих предприятий. Здесь нарушенные территории представлены в основном нарушениями рельефа местности [5]. Однако в районах разрабатываемых месторождений нарушенные территории бывают размещены в пределах городской черты и даже в центральных районах городов, образовавшихся на основе поселков при старых шахтах, и потому могут оказаться и оказываются вовлеченными в сферу города при его развитии и территориальном расширении. Иногда наличие нарушенных территорий в пределах города объясняется недостаточной предварительной геологической изученностью района строительства. По данным 1935 г., в Часов-Яре по этой причине шамотный завод и жилые кварталы преимущественно трехэтажной застройки оказались размещенными на залежах глины экспортных сортов.

История горнодобывающей промышленности насчитывает десятки и сотни лет, но лишь современные методы разведки полезных ископаемых позволили выявить действительные границы не только отдельных месторождений, но даже целых бассейнов.

Находящиеся в пределах освоенной городской территории участки, непригодные для застройки, могут нарушить единство архитектурно-планировочной структуры населенного пункта, затрудняют размещение текущего строительства, ухудшают его санитарно-гигиенические условия, также влияют на протяженность улиц и всех инженерных сетей города. Согласно подсчетам В. А. Артемчука, непригодные к застройке участки существенно не влияют на длину сетей, если составляют до 10% общей площади освоенной территории [1]. Дальнейшее увеличение площади непригодных участков (сверх 10%) может привести к более заметному удлинению инженерных коммуникаций.

Прежняя политика отказа от освоения нарушенных территорий объяснялась преимущественно недостаточностью опыта по восстановлению таких территории.

Тем не менее ограниченность или отсутствие площадок, пригодных в естественном состоянии для размещения нового строительства, обусловливают необходимость освоения нарушенных территорий, хотя в не которых случаях может оказаться целесообразным использование в первую очередь отдаленных ненарушенных участков. Последнее положение подтверждается и исследованиями д-ра экон. наук проф. В. Г. Давидовича, давшего общее решение задачи о преобразовании неудобной территории или об отдаленном (от предприятий) расселении [3]. Согласно этим исследованиям освоение нарушенных территорий, расположенных неподалеку от существующих промышленных селитебных районов, должно предусматриваться обязательно в любых городах (населением от 5 тыс. до 400 тыс. жителей). Исключение составляют случаи, когда затраты на инженерную подготовку территории в городах с населением до тыс. жителей превышают 10 тыс. руб/га. При этом имеется в виду, что возможности дальнего расселения ограничены:

при строительстве поселков, малых и средних городов - требованием экономии средств на транспорт в сравнении с затратами на инженерную подготовку территории;

при строительстве крупных городов - требованием экономии времени на трудовые поездки. Однако эти выводы сделаны лишь на частном примере с принятыми для него исходными условиями и данными расчетов. Например, допускалось, что затраты на освоение 1 га одинаковы для городов различной величины.

Во всяком случае следует своевременно приступать к освоению нарушенных земель с тем, чтобы подготовить площадки для перспективного строительства, приближенные к производственной базе.

Архитектурно-планировочная структура населенных мест в районах разработки полезных ископаемых, учитывающая горногеологические и горнотехнические условия, должна учитывать и фактор времени. Это необходимо в силу изменения горногеологических условий по мере обработки ископаемого, назначения в связи с этим мероприятий по восстановлению нарушенных территорий, переносом отдельных зданий и сооружений и конструктивных мероприятий, которые повышают стоимость строительства зданий примерно на 10% (именно из-за высокой стоимости конструктивных мероприятий начинают применять решения по устройству конструктивных поясов и армированию их лишь непосредственно перед подработкой зданий во избежание омертвления капиталовложений [2]).

Практически в пределах любого угольного или рудного месторождения возможно выявление отдельных площадок, классифицируемых как непригодные для отработки ископаемого. Эти площадки следует осваивать для размещения селитебной застройки. Размер выбранной площадки, ее конфигурация определяет условия строительного зонирования, а следовательно, характер будущей застройки и архитектурный облик населенного пункта. В этом случае при планировке селитебной территории следует предусматривать размещение части зеленых массивов на подрабатываемых территориях. Размещение микрорайонных садов на шахтных полях позволяет увеличить размеры микрорайонов более чем на 20%.

Размещая на отработанных территориях сады, парки и спортивные площадки, можно повысить общую плотность жилого фонда по городу или поселку, сократить длину инженерных коммуникаций, что приведет к снижению затрат в целом на жилищное строительство на 1-2% [6]. Поэтому очевидно, что такое решение позволяет не только учесть конкретную горногеологическую ситуацию, но и найти верное градостроительное решение. Эти зеленые массивы, граничащие с санитарно-защитными зонами промышленных предприятий (норма которых должна составлять около 7 м2 на жителя), предопределят специфику архитектурно-планировочной организации населенного места и будут способствовать оздоровлению жизненной среды.

Характер последующего использования территорий горных разработок определяется на основании заключений о процессе сдвижения горных пород и земной поверхности, а следовательно, о сроках и степени влияния горных разработок на пригодность территории для застройки. Пример тому - зонирование территорий в районе Воттем (Бельгия).

Именно зависимостью от горногеологических условий объясняется различие архитектурно-планировочных решений в проектах ТЭО генерального плана Караганды. Проект 1963 г. основывался на данных плана отработки угольных пластов – специальной работы института Карагандaгипрошахт по установлению зон рационального размещения жилищного строительства и заключения ВНИМИ. Согласно этим данным проектом намечалось размещение жилищного строительства 1965-1970 гг. на участке, где окончился процесс сдвижения земной поверхности - зона I. В пределах зоны II было вероятно сдвижение земной поверхности, и поэтому не могло проектироваться конкретное строительство. Однако к концу 1963 г. Карагандaгипрошахтом был закончен проект развития Карагандинского бассейна с отработкой угля по нижним пластам Карагандинской и Ашляpикской свит, который определил что большинство шахт в пределах Старого города завершит отработку не ранее 1980 г., а шахты Нового города лишь к 2010-2040 гг. Основываясь на этих скорректированных данных в проекте было предусмотрено размещение основного объема нового строительства на без угольных территориях и подготовка нарушенных территорий для будущего освоения.

Следует иметь в виду существенную роль в уменьшении деформаций земной поверхности мероприятий горного дела, благодаря которым в значительной степени возможно размещение перспективного строительства на сопредельных территориях.

С дальнейшим развитием техники при постоянном расширении освоенных и освоении новых месторождений увеличиваются масштаб нарушений и возрастает значение техногенных процессов. Безусловно, что величина и конфигурация месторождений полезных ископаемых, мощность, глубина залегания и угол падения пластов, давность разработки ископаемого и завершенность стабилизации грунтов и процесса сдвижения земной поверхности оказывают определяющее влияние на размещение населенных пунктов, их планировку и застройку. Однако на участках, где ведутся и будут вестись разработки ископаемого, прогнозируя результаты ведения горных работ и учитывая последствия их для градостроительства, можно достичь значительного градостроительного эффекта. Именно особенность технологического комплекса на поверхности шахт СССР - складирование породных отвалов - обусловливает возможность образования совершенно новых ландшафтов и улучшения микроклиматических условий районах строительства. Складируя породу шахт и карьеров в виде холмов на заранее намеченных участках, формируя их силуэт, можно добиться большей живописности ландшафта прежде равнинного или утратившего свою привлекательность вследствие производственной деятельности человека. Не в меньшей степени этой цели будут служить водоемы, устроенные на месте отработанных карьеров. Цепь холмов шахтной породы или вскрыши с закрепленной поверхностью позволит отрегулировать ветровой режим в районах суховеев, порывистых ветров или преобладающих штилей.

Следует отметить, что благодаря этому может быть достигнут одинаково положительный результат в городах, далеких по микроклиматическим условиям, хотя и достаточно близких по расстоянию, как, например, в Караганде и Темир-Tay, удаленных друг от друга менее чем на 20 км.

Очевидно, что осваивая нарушенные территории и предусматривая возможность появления новых нарушений, можно перестроить города районов горных разработок таким образом, что они станут удобными для человека, «художественно осмысленными», подготовить в ряде случаев резервные площадки для застройки, разбивки парков, зеленых массивов - мест повседневного и периодического отдыха.

Нарушенные территории, расположенные в пригородной зоне городов, если они не используются как места массового отдыха, должны вовлекаться в сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство.

Становится очевидным, что качество условий проживания в городах и поселках – это проблема не только социальная; она одновременно проблема и экологическая, и экономическая, и сугубо политическая [4]. Восстановление нарушенных территорий, проводимое как неотъемлемая часть горнодобывающего процесса, расширяет возможности решения проблемы рационального использования всех территорий страны, тесно связанной с развитием ее экономики, проблемой обеспечения требуемых условий труда, проживания и отдыха. Мировой опыт свидетельствует о том, что проблема восстановления нарушенных территорий может быть успешно решена.

 

Список литературы:

  1. Артемчук В.И. Градостроительные технико-экономические показатели / Киев: Госстройиздат УССР, 1958. – 57 с.
  2. Бейлинов Я.И. Учет фактора времени при проектировании жилых зданий на угленосных площадках / В сб.: «Строительство и архитектура», вып. 3. / Киев: Изд-во Будiвельник, 1965. - 77 с.
  3. Давидович В.Г. Расселение в промышленных узлах / М.: Госстройиздат, 1960. – 114 с.
  4. Лазарева И.В., Оленьков В.Д. Градостроительное освоение нарушенных территорий // В сб.: «Градостроительство», №3, 2012. – 34 с.
  5. Оленьков В.Д. Нарушенные территории в градостроительстве: восстановление, исполь­зование, аэрационный режим: Монография / Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 5 с.
  6. Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов в городах Кузбасса / Академия строительства и архитектуры СССР. Зап.-Сиб. фил. – Новосибирск, 1961. – 42 с.
  7. New towns. West Midlands. Interbuild, № 10, 1960 - p. 9-10.

Комментарии (1)

# Фёклина Маша 22.11.2018 17:54
Прекрасная статья! Каеф мм

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.