Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(245)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
БИОНИКА В КОСТЮМАХ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА
BIONICS IN MODERN DESIGN SUITS
Maria Panteleeva
student, Department of Business Ecosystem Industry and Creative Industries, Ufa State Petroleum University,
Russia, Ufa
Alena Lebedeva
scientific supervisor, Ph.D. history Sciences, Associate Professor, Ufa State Petroleum University,
Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
Эта статья исследует применение бионики в костюмах современного дизайна. Бионика объединяет биологию и технологии, позволяя дизайнерам вдохновляться природными формами и структурами для создания функциональных и инновационных костюмов. Она применяется для создания легких, прочных и эргономичных конструкций, а также для внедрения новых материалов и технологий в одежду. Это открывает новые возможности для разработки природно вдохновленных костюмов, которые сочетают элегантность и функциональность.
ABSTRACT
This article explores the use of bionics in modern costume designs. Bionics combines biology and technology, allowing designers to be inspired by natural shapes and structures to create functional and innovative suits. It is used to create lightweight, durable and ergonomic designs, as well as to introduce new materials and technologies into clothing. This opens up new possibilities for the development of nature-inspired suits that combine elegance and functionality.
Ключевые слова: бионика, дизайн костюмов, природные формы, структуры, инновации, функциональность.
Keywords: bionics, costume design, natural forms, structures, innovation, functionality.
Стремительная урбанизация, развитие технологий, экологические проблемы - факторы, влияющие на жизнь современного человека. Тема взаимоотношения природы и человека развивается в коллекциях дизайнеров одежды из сезона в сезон. Распространение бионического стиля, с одной стороны, связано с развитием технологий, которые позволяют воспроизводить сложные формы, а с другой стороны - с желанием современного потребителя оставаться в гармонии с природой. Уничтожая естественную среду, человек воссоздаёт её искусственный образ в одежде.
Термин «бионика» пришёл в дизайн из научной среды. Понятие «бионическая наука» появилось в 60-х годах в США после научного симпозиума в городе Дайтон. Так решили обозначать науку, которая занималась применением биологических структур в технике. Идею заимствования форм и принципов у природы нельзя назвать новой, она существует с древних времён. Наблюдения за природными явлениями или объектами лежат в основе радиолокационных приборов, летающих аппаратов, оптических приспособлений и многих других технических средств. Однако именно в 20 веке, во время Промышленной революции, этот принцип получил широкое применение во всех областях жизни и сформировался как отдельный вид науки.
Бионика в костюмах современного дизайна - это использование принципов и концепций, вдохновленных природными формами и структурами, для создания инновационных и функциональных костюмов. Бионика объединяет биологию и технологию, позволяя дизайнерам использовать эволюционно оптимизированные решения, найденные в природе, для создания новых форм, материалов и функциональных свойств одежды. Одно из важнейших достижений бионики в костюмах современного дизайна - это использование структур и свойств, наблюдаемых в природных материалах и организмах, для создания легких, прочных и эргономичных костюмов. Например, дизайнеры могут заполучать идеи от скелетов животных или растений, чтобы создать конструкции, которые обеспечивают оптимальную поддержку и защиту тела.
Экзоскелеты являются одним из ярких примеров применения бионических принципов в костюмах современного дизайна. Они вдохновлены скелетами животных, например, позвоночником, и обеспечивают поддержку и защиту тела, а также улучшают физическую силу и мобильность. Экзоскелеты широко применяются в медицине и спорте, а современный дизайн переносит эти концепции в повседневную одежду и костюмы. Кроме того, природные формы и структуры могут быть использованы для создания декоративных и эстетических элементов в костюмах. Например, контуры растений или животных могут вдохновить дизайнера на создание оригинальных узоров или фактур на ткани, а цветовые комбинации природы могут быть использованы для создания гармоничных и привлекательных цветовых схем.
В дизайне одежды термин «бионика» начал использоваться относительно недавно. В большей степени это касается современных дизайнеров. Однако интерес к выражению природных форм в костюме начался ещё в конце девятнадцатого века, с появлением стиля модерн. Для модерна характерна особая выразительность плавных вычурных линий. В нем смешались и были переработаны элементы японского искусства, скандинавские традиционные мотивы, формы растительного мира. На рис. 1 представлены женские костюмы эпохи Модерн с характерным 8-образным силуэтом. Исследователь О. Плеханова описывает его так: «Фигура напоминала слегка изогнутый стебель, как бы увенчанный пышным тяжелым цветком. В качестве декора часто использовались цветы и перья. Ткани орнаментировались стилизованными экзотическими и болотными растениями, водорослями, раковинами и медузами.
Рисунок 1. Женский костюм, конец девятнадцатого века
8-образный силуэт модерна и его богатый декор в начале двадцатого века сменяются прямыми и лаконичными платьями. Испано-итальянский дизайнер одежды Мариано Фортуни, вдохновляясь природными формами, создаёт мягкие, обтекаемые силуэты, использует материалы и фактуры, подчёркивающие линии тела. В 1907 году Мариано Фортуни изобретает новый способ плиссировки шелка. Эта технология позволяет ему создавать новые типы одежды. Его платье «дельфос», представленное на рис. 2, при движении меняет оттенки, выражая собой естественность и органичность.
Рисунок 2. Платье «дельфос» дизайнера Мариано Фортуни
Стоит отметить работы американского кутюрье Чарльза Джеймса, получившего известность в 30-е годы. Его источник вдохновения- тектоника природных объектов. В числе его работ - стеганый жакет, ставший прототипом современных курток, платье-«клевер», платье-«лобстер» и другие.
В 1940 - 50-е годы, благодаря дизайнеру Кристобалю Баленсиаге, становится популярен криволинейный силуэт. Используя формоустойчивые ткани, Баленсиага конструировал простые элегантные формы, основанные на оригинальном скульптурном решении. Его работы можно считать откликом на господствовавшее в тот период направление органического дизайна. Значительный вклад в моду середины XX века внес Кристиан Диор. Многие изделия дизайнера вдохновлены формой цветка. «Я рисовал женщин, напоминающих цветы: покатые плечи, округлая линия груди, осиные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».
Мотивы фауны прослеживаются в имитации рыбьей чешуи пайетками и блестками в работах Ива Сен Лорана. В творчестве Пако Рабана ведущим является модульный принцип организации системы, в основе которого - соединение мелких элементов из металла различной формы в единую структуру по образу панциря. Общей тенденцией в дизайне 60-х было превращение геометрических элементов в органичные формы.
Применение бионических концепций в костюмах современного дизайна способствует разработке инновационной и функциональной одежды. Это позволяет создавать легкие, удобные и эргономичные костюмы, а также внедрять новые материалы и технологии. Бионика в дизайне костюмов открывает широкие возможности для инноваций и творчества, объединяющего природу и технологии.
Природа хранит в себе большой потенциал для творческой трансформации. В процессе исторического анализа была выделена одна из основных проблем, заложенных в бионическом стиле, -противоречие между урбанизацией и природой. Этот конфликт - одна из главных тем современного дизайна. Уничтожая естественную среду, человек воссоздаёт её искусственный образ в одежде, архитектуре и других областях.
Список литературы:
- Гийо, Ж. А. Бионика: когда наука имитирует природу/ А. Гийо, Ж. А. - Москва: Техносфера. - 2013. - 280 с.
- Плеханова, Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства: учеб.пособие / Е. О. Плеханова - Ижевск: ИИиД. - 2009. - 105 с.
- Адамова, М. Ю. Принципы формообразования одежды на основе методов бионики / М. Ю. Адамова, Л. Ф. Кондратенкова - Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Периодический научный журнал/ - СПБ: ФГБОУ ВПО «СПГУТД». - 2018. - №1. - 174-180 с.
- Уилсон, Э. Александр Маккуин. Кровь под кожей/ Э. Уилсон -. Москва: Центрполиграф. -2019. - с. 400.
- Захаржевская, Р.В. История костюма: От античности до современности/ Р.В. Захаржевская -Москва: РИПОЛ классик. - 2005. - 288 с.
Оставить комментарий