Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(245)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Павлова С.В. ПЕЙЗАЖНАЯ ГРАФИКА СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ «СУРОВОГО СТИЛЯ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 33(245). URL: https://sibac.info/journal/student/245/302986 (дата обращения: 26.12.2024).

ПЕЙЗАЖНАЯ ГРАФИКА СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ «СУРОВОГО СТИЛЯ»

Павлова София Владимировна

магистрант, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

LANDSCAPE GRAPHICS BY SIBERIAN ARTISTS OF "SEVERE STYLE"

 

Sofia Pavlova

master's student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности пейзажной графики в творчестве сибирских художников этого направления и анализируются основные тенденции и приемы, которые художники использовали для создания своих произведений.

ABSTRACT

This article examines the features of landscape graphics in the works of Siberian artists of this direction and analyzes the main trends and techniques that artists used to create their works.

 

Ключевые слова: суровый стиль, сибирские художники, пейзажная графика, сибирская природа.

Keywords: harsh style, siberian artists, landscape graphics, siberian nature.

 

В отечественном искусстве XX века конец 1950-х-1960-е годы стали периодом преобразований, временем, когда, по образному выражению А.А. Каменского, «прошлое и будущее искали друг друга» [2]. Пространство сибирской графики конца 50-х-начала 70-х было обширным и достаточно разнообразным; определяя основные тенденции её развития, в качестве главной мы выделяем развитие «сурового стиля». «Суровый стиль» был не единственным новаторским направлением в графике на данном этапе, но самым значительным, определившим главную линию развития изобразительного искусства региона и повлиявшим на его дальнейшую эволюцию [3]. Предпосылки и особенности проявления «сурового стиля» в сибирской графике до сих пор являются малоизученными. Лишь отдельные упоминания о том, что та или иная картина соответствует стилистике «суровой» графике, встречаются в работах сибирских искусствоведов, но при этом не делаются обобщения и выводы. Не разработанность проблемы «сурового стиля» в сибирской графике актуализирует данную статью.

Изучению искусства мастеров «сурового стиля» посвящена обширная литература. О возникновении этого направления писали такие известные советские искусствоведы и критики, как A.A. Каменский, Д.В. Сарабьянов, H.A. Дмитриева, Ю.Я. Герчук, А.Т. Ягодовская, Л.И. Акимова, В.Е. Лебедева, Г.В. Плетнева, В.П. Толстой, А.И. Морозов, В.И. Ракитин. Они первыми обратили внимание на новые тенденции в советском искусстве на рубеже 1950-1960-х годов, обозначили круг молодых мастеров, формировавших новое художественное направление, верили в их значение для отечественной культуры и поддерживали их творчество.

Выставочная жизнь Сибири ярко отражала перемены, происходящие в искусстве и общественной жизни. Выставка - итог и одновременно панорама новых процессов в изобразительном искусстве. Сложилась система взаимозависимых и регулярных выставок: областные (краевые), зональные, республиканская «Советская Россия», всесоюзная. Областные выставки стали проходить гораздо чаще. Если до 1960-х гг. в экспозициях всесибирских выставок преобладала живопись, то в 1960-е стремительно утвердилась графика, которая ищет свой особый вариант стилевого развития [1].

В 1960-е Сибирь была символом великих достижений, необъятных просторов и новых измерений человеческой жизни. Она являлась прекрасным объектом будущего, где строились самые крупные электростанции в мире, решались сложнейшие научные задачи, проложены гигантские нефтепроводы и разрабатывались самые обширные алмазные месторождения. Художники стремились увековечить ее суровые пейзажи и облик строителей новой эпохи. Именно станковая живопись и графика продолжали оставаться наиболее важными видами искусства, несмотря на все изменения и расширение других сфер творчества.

Пафос освоения природы, гимн человеку-созидателю - основная идея индустриального пейзажа. Общей тенденцией в развитии советского индустриального пейзажа конца 1950-х-первой половины 1960-х годов является романтизация «второй среды» и культивирование оптимистической интонации в осмыслении промышленной темы. Искусствовед О.Р. Никулина отмечает, что в пейзажах шестидесятников живет «спокойная уверенность в целесообразности скоростей века, целостное восприятие индустрии и природы» [4]. В творчестве новосибирского художника Н.Д. Грицюка (1922-1976 гг.) индустриальный пейзаж характеризуется, прежде всего, бескомпромиссностью в отражении «второй среды». По мнению В.С. Манина, произведения этого автора «продолжают то развитие индустриального пейзажа, которое характерно отсутствием какого-либо приукрашивания действительности» [4]. Правдивость, объективность, суровые интонации проявились в натурных зарисовках Н.Д. Грицюка уже в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В них художник воспроизводит современную, динамичную среду Новосибирска, включающую в себя и промышленные объекты. Индустриальные мотивы, присутствующие в этих листах, еще не обрели жанровой самостоятельности, а были частью его новосибирской серии.

Во многом связаны творческие интересы В.К. Чебанова с искусством «сурового стиля». С 60-х годов творческая деятельность мастера связана в основном с искусством графики. Лучшие работы В.К Чебанова, особенно в 60-е годы, близки «суровому стилю». Об этом говорит выбор важных, ключевых моментов в сюжетах, обращение к социально значимой тематике, активность художественного языка. Наиболее полно подобному видению соответствовала гравюра с ее большими размерами, сочетанием крупных пятен черного и белого, оживленных штрихами, упрощенными, рублеными очертаниями, плоскостностью, конструктивно решенными композициями. Именно в линогравюре созданы лучшие работы художника. Во время работы в творческой группе «Индустрия Сибири» в начале 70-х годов В.К. Чебанов создает ряд работ, посвященных Запсибу. Это линогравюры в жанре индустриального пейзажа [7].

Стоит упомянуть сибирского художника Н.И. Домашенко. Что касается техники, в которой предпочитает работать художник-график - он любит работать в технике сухой иглы. Эту технику всегда можно отличить от других потому, что на изображении есть как тончайшие линии, так и очень мощные. Также художник использовал техники офорта, резцовой гравюры и литографии. Гравюрам Н.И. Домашенко присущи романтическая приподнятость, совершенство формы, изысканность рисунка. Именно эстамп и совершенство формы композиции дают право определять некоторые работы художника под «суровый стиль». Это такие работы как «Первооткрыватели», «Бега. Автопортрет». Произведения Н.И. Домашенко отличаются яркостью художественного языка, своеобразием композиций, узнаваемостью авторского стиля [6].

Таким образом, «суровый стиль» был основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине 1950-х-начале 1970-х гг., привнесшей значительные изменения в образную и пластическую структуру творчества сибирских мастеров и оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие графике в регионе. Пластика пейзажистов «сурового стиля» ставит перед собой задачу поиска в окружающей действительности того нравственного идеала, который бы определял человеческое бытие, решалась задача постижения и показа национальной самобытности русского пейзажа с идейной символизацией этого понятия. Для художников «сурового стиля» характерно, что изображаемый мотив несет в себе не просто конкретные черты, а поднимается до уровня эпического обобщающего, типологического пейзажа родной земли [8].

 

Список литературы:

  1. Бабикова Т. В. Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. И художественное образование [Текст] / Бабикова Т. В. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3. — С. 131-134.
  2. Иогансон Б. И. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. Книга первая. – Москва: БуксМАрт, 2019. – 296 с.
  3. Мальцева Е. А. Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х - начала 1970-х гг: дис. ... канд. искусствоведения: Барнаул, 2005. - 218 с.
  4. Манин В. С. Николай Грицюк. М. : Советский художник, 1973. – 35 c.
  5. Никулина О. Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Советский художник, 1982 – 100 c.
  6. Новикова, Н. Л. Домашенко Николай Иванович: 70 лет со дня рождения // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2016 год. - 2016. - С. 162-165. - Библиография: с. 164-165.
  7. Пивкин В.М. График Вениамин Чебанов. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1984. - 80 с.
  8. Рыженко В.Г. Быкова А.Г. Культура Западной Сибири: история и современность: уч пособие. - Омск: ОмГУ, 2001. - 372 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий