Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(235)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПРИРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF MIDDLE SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF CREATING A NATURAL DECORATIVE COMPOSITION
Ekaterina Kasatkina
Student, socio-pedagogical faculty, Surgut State Pedagogical University,
Russia, Surgut
Elena Kormina
Scientific supervisor, candidate of pedagogical sciences, аssociate professor, Surgut State Pedagogical University,
Russia, Surgut
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются основные психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста при создании природной декоративной композиции. Учет данных особенностей позволит эффективно организовать образовательный процесс на уроках изобразительного искусства при занятиях декоративной композицией, а также поможет создать такие условия, в которых каждый обучающийся сможет развиваться и полностью раскрыть свой творческий потенциал.
ABSTRACT
The article reveals the main psychological and pedagogical features of children of middle school age when creating a natural decorative composition. Taking into account these features will effectively organize the educational process in the lessons of fine arts when studying decorative composition, and will also help create conditions in which each student can develop and fully reveal their creative potential.
Ключевые слова: подростковый возраст; психолого-педагогические особенности; изобразительное искусство; декоративная композиция; стилизация; природные формы.
Keywords: adolescence; psychological and pedagogical features; art; decorative composition; stylization; natural forms.
Подростковый возраст - время завершения детства, переход к взрослой жизни. Согласно работам И.П. Подласого, средний школьный возраст наступает в возрасте 11-12 лет и продолжается до 15 лет. Это самый сложный период для ребенка, своего рода кризис и серьезный переломный момент.
Подростковый возраст характеризуется быстрым ростом и развитием всего организма. На данном этапе развития происходит множество изменений, связанных с психологией и физиологией. Одним из важных новообразований данного возраста является чувство взрослости. Подросток начинает следовать образцам взрослого поведения и применять к себе взрослые отношения [1, с. 521].
Подростка от младшего школьника отличает ведущая деятельность. Обучение уже не занимает лидирующую позицию, на первое место выходит общение.
Средний школьный возраст – это период активного становления личности. На данном этапе развития возрастает важность определения себя в социуме [6, c. 9]. В этом возрасте любая критика воспринимается особенно остро. Все замечания насчет внешнего вида, умений и навыков, подбора друзей остро сказываются на эмоциональном состоянии [5, с. 82].
Происходят изменения и в системе интересов. Ранее интересовавшие подростка вещи теряют свою значимость, появляются новые интересы [4].
Можно отметить, что в ранний подростковый период (от 11 до 12 лет) происходит возрастание познавательной активности. Ведущей функцией среднего школьного возраста является мышление. Ученики начинают анализировать предоставленный материал, обобщают его, связывают информацию между собой, делают выводы и умозаключения. Восприятие в данном возрасте обретает избирательный характер. Также тенденцию к улучшению имеют внимание и память. Внимание становится легче контролировать. Увеличивается объем памяти, благодаря процессу мышления и восприятия. Подросток запоминает материал в результате его непосредственного анализа, а не с помощью заучивания. Со временем мышление становится теоретическим, благодаря чему учащиеся могут рассуждать на определенные темы, приводить аргументы, исходя из имеющихся понятий [3, с. 152].
На фоне усиления теоретичности мышления и склонности к постоянному анализу у подростков потребность в собственном творческом проявлении отходит на второй план. В этот переходный период часто наблюдается отказ от рисования, связанный с понижением творческой воли и ослаблением воображения.
Так, по мнению Б.М. Неменского, если детей не учить изобразительной грамоте, приемам, техникам, основам композиции, то у обучающихся происходит падение интереса к творчеству. И связано это с тем, что подросток не получает удовлетворения от результата собственной изобразительной деятельности. У детей наступает разочарование, пропадает вера в свои силы, и многие совсем перестают рисовать.
Выготский Л.С. отмечал, что есть возможность преодоления кризиса и выход на новый уровень художественной деятельности через создание благоприятных стимулов для развития рисования [2, с. 63].
Таким образом, этот период развития личности является переходным и для формирования творческих способностей: детей не удовлетворяют рисунки, сделанные как-нибудь, и для решения художественных задач необходимо приобретение специальных профессиональных навыков и умений. Задача учителя в этом случае – развивать творческое воображение и находить способы воплощения образов, создаваемых творчеством.
Создание декоративной композиции отражает в себе решение данных задач. Занятия декоративной композицией углубляют понимание детьми искусства, развивают навыки оценки произведений искусства, способствуют становлению художественного вкуса, развитию эстетического отношения к окружающему миру. А также они способствуют четкому пониманию связи композиционного замысла со способами его реализации, особенностями формообразования в декоративной композиции. Занятия декоративной композицией благоприятствуют формированию внутренней мотивации обучения, активизации самостоятельного творческого поиска в решении задач и творческому их применению.
Даглдиян К. Т. пишет, что при создании декоративной композиции чаще используется метод стилизации, который подразумевает создание настоящего объекта в виде художественного символа, т.е. происходит творческое переосмысление и замена автором реально существующих объектов природы и окружающего мира. Главной задачей в данном процессе является создание совершенно нового художественного образа, имеющего увеличенную выразительность и декоративность. Конечным результатом процесса становится нечто иное, т.е. то, чего нет в окружающем мире.
Стилизация, как прием формирования декоративной композиции, известна с древнейших времён. Стилизация – это процесс работы, представляющий собой декоративное изображение объектов с помощью ряда условных приемов [7, с. 10].
На уроках по изобразительному искусству, работая над декоративными композициями, обучающиеся учатся анализировать, обобщать и преобразовывать формы предметов. Обобщение играет важную роль в познании окружающего мира человека. Через него он составляет общую картину мира. В изобразительном искусстве данный процесс является основой мыслительной деятельности через отбор, выделение, концентрацию и подбор материала, который подойдет для работы по реализации его художественной мысли, идеи.
На занятиях по декоративному рисованию обучающиеся значительно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают технические приемы работы. Это происходит благодаря стилизации природных форм - вполне доступной для школьников среднего возраста изобразительной основы. Элементы природы это простая и понятная детям форма отражения окружающего мира. Совокупность простого замысла и элементарной пространственной композиции дает возможность детям создавать декоративные рисунки. Владея некоторыми приемами, обучающиеся могут создавать достаточно много различных узоров, своеобразных по форме, цвету и мотивам. Декоративное рисование не требует абсолютно точной передачи формы объекта, которая обязательна при выполнении рисунка с натуры. Сочиняя узоры и преобразуя объекты природы, учащиеся оперируют простейшими элементами и формами.
При обучении рисованию подростков необходимо сохранить у них интерес к изобразительной деятельности как к увлекательному занятию, позволяющему воплощать самые разнообразные фантазии в данной области. И так как в подростковом возрасте любая критика воспринимается остро, все замечания сильно сказываются на эмоциональном состоянии. Оценка изобразительной деятельности в данном случае должна быть индивидуальной.
Важно показывать, что ребенок достиг определенных результатов, и отмечать положительные стороны его работы. Следует объяснять причины недостатков работы и показывать возможности для их устранения.
Для детей 11-15 лет – самое подходящее время для изучения изобразительного искусства и понимания основ изобразительного языка. Особое внимание уделяется развитию воображения и фантазии, так как творческое развитие личности ребенка является одной из главных задач. На каждом уроке детям должна быть предоставлена возможность пофантазировать, оторваться от шаблона, должно поощряться привнесение в каждое произведение своих собственных образов. Важно высвободить и "открыть" творческую энергию детей.
Таким образом, рассмотрев психологические и педагогические особенности детей среднего школьного возраста при создании природной декоративной композиции, можно выделить, что подростковый период отличается своей противоречивостью, нестабильностью самооценки и сменой интересов. Данный этап развития отличается сложностью в обучении, поскольку подросток теряет в большей степени интерес к рисованию. Индивидуальность случаев совместно с нестабильным поведением школьников среднего возраста создают сложные условия для педагога, требуя от него индивидуального подхода к каждому и поддержание интереса в процессе обучения для всех.
Проблемы, требующие внимания в этот непростой период для подростков, касающиеся развития творческого воображения и сохранения интереса к изобразительной деятельности у школьников среднего возраста, находят решение в занятиях декоративной композицией. Благодаря стилизации природных форм, обучающиеся значительно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают приемы работы с изобразительными материалами, сохраняя при этом мотивацию к творческой деятельности.
Список литературы:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: "Психология", "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и психология" / Г. С. Абрамова. - 2. изд. – М.: Акад. Проект, 2003. – 698 c.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Психология развития: учебник [Электронный ресурс]/ Л. Ц. Кагермазова. – Нальчик: ДПО КБГУ – Режим доступа: http://avkrasn.ru/article-1435.html (дата обращения: 15.05.2023)
- Овсепян А. Л. Психологические особенности развития учебной мотивации в средней школе [Электронный ресурс] // Научный журнал. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-v-sredney-shkole (дата обращения: 17.05.2022).
- Сушкова Ю. А. Психолого-педагогические особенности развития подростков / Ю. А. Сушкова // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 3(10). – С. 81-83.
- Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого педагогические проблемы новой школы / Д. И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал, 2010. – С. 6-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenyayuschiysya-rebenok-v-izmenyayuschemsya-mire-psihologo-pedagogicheskie-problemy-novoy-shkoly (дата обращения: 16.06.2023).
- Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 74 с. URL: https://urait.ru/bcode/515495 (дата обращения: 20.05.2023)
Оставить комментарий