Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(234)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Бекмухамбетова Р.Р. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 22(234). URL: https://sibac.info/journal/student/234/295091 (дата обращения: 12.07.2024).

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бекмухамбетова Рамиля Руфатовна

студент, факультет дошкольного и начального образования, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Острикова Ирина Николаевна

научный руководитель,

ст. преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам работы над развитием детского голоса и над пением с детьми дошкольного возраста через целенаправленную деятельность по налаживанию у детей координации между слухом и голосом.

 

Ключевые слова: музыка, дошкольный возраст, пение, слух, голос, урок пения, урок музыки.

 

В дошкольном возрасте наблюдается наиболее быстрое развитие певческого голоса. В этот период происходит его развитие и формирование. Если дошкольники начинают обучение пению, то отмечается развитие правильного дыхания, артикуляции, выпрямление осанки и появление навыков пения в унисон. В современных реалиях общество перестало петь в сравнении с предыдущими поколениями, таким образом, перед педагогом ставится довольно трудная и сложная задача. Можно наблюдать в непоющем обществе такие проблемы как неумение у дошколят управлять своим голосом, невозможность соотносить правильно звуки пения с мышечными ощущениями своего собственного голосового аппарата.

Одним из ярких примеров работы с непояющими дошкольниками является пособие «Ушки на макушке» Т.Э. Тютюнниковой, в котором педагог показывает возможность решения проблем через пропедевтику пения, то есть через разработанный подготовительный вводный курс в практику детского пения. В пособии предложен целый комплекс различных графических карт, которые позволяют работать с голосом – в них отражены и высокие звуки, и низкие, и средние, глиссандирующие, а также подразделение на громкие и тихие звуки, на отрывистые и протяжные. Предлагаются различные примеры игрового использования представленных карт. Опираясь на них педагоги могут придумывать свои варианты импровизации с голосом.

Немаловажной составляющей развития пения является укрепление артикуляционного аппарата и его развитие. Это можно осуществлять с помощью выполнения различных упражнений по артикуляционной гимнастике. Следует отметить, что и гимнастика проводится в форме игры, тогда она легче усваивается детьми. нёба, то необходимо для правильности произношения звуков. Артикуляционная гимнастика подробно описывается у М. Картушиной в пособии «Вокально-хоровая работа в детском саду» [2], у Т.Э. Тютюнниковой – в пособии «Ушки на макушке»[3].

Дыхание также является одним из самых значительных и важных элементов воспитания речевого и певческого голоса. Правильное дыхание защищает голос от переутомления, преждевременного изнашивания и надолго сохраняет его качества [1]. Существует три основных правила певческого дыхания:

- вдох делается быстро, легко, незаметно, плечи не поднимаются, вдох делается бесшумно;

- на короткое время после вдоха задерживается дыхание перед пением;

- выдох ровный, постепенный – как будто происходит задувание свечки.

Также существует дыхательная гимнастика, которая способствует развитию певческого голоса.

Очень важен вопрос обеспечения содержанием, по которому проводится систематическая работа по пению. Для детского дошкольного пения необходимо использовать детские потешки и песенки с ограниченным диапазоном в 2–5 звуков. Детский фольклор народов мира должен стать основой репертуара, так как он доступен ребенку, соответствует его психоэмоциональному развитию. Потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, календарные песни – огромный детский фольклорный репертуар собран Т. Тютюнниковой в её пособиях к авторской программе «Элементарное музицирование с дошкольниками». Актуальным остается песенный репертуар, созданный Е. Тиличеевой, М. Раухвергором, В. Витлиным, Т. Потапенко, А. Филиппенко, П. Вейсом, Е. Ветлугиной.

Таким образом, приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка, какими выразительными средствами достигается эмоциональное состояние ребёнка, способностью сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим.

 

Список литературы:

  1. Григорьева В. Б. Музыкальное занятие в детском саду для детей младшего дошкольного возраста «Как зайчонок храбрости учился» / В. Б. Григорьева. – Текст : электронный. – URL: https://infourok.ru/muzykalnoe-zanyatie-v-detskom-sadu-dlya-detej-mladshego-doshkolnogovozrasta-kak-zajchonok-hrabrosti-uchilsya-k-4129188.html (дата обращения: 10.05.2023).
  2. Постановка голоса. Система практических упражнений: методические рекомендации / составитель Л. В. Назарова; под ред. Л. П. Шестеркиной. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2018. – 29 с. – Текст : непосредственный.
  3. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т. Э. Тютюнникова. – Текст : непосредственный // Музыкальная палитра. – 2019. – № 5 (50). – С. 3–10.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.