Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(234)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Ефанова Е.О. СОЛОМЕННАЯ ГОСТИНАЯ В ОСОБНЯКЕ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 22(234). URL: https://sibac.info/journal/student/234/295005 (дата обращения: 25.11.2024).

СОЛОМЕННАЯ ГОСТИНАЯ В ОСОБНЯКЕ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ

Ефанова Екатерина Олеговна

студент, бакалавриат, свободные искусства и науки, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению интерьера Соломенной гостиной в особняке Г.Р. Державина и выявлению его связи с эпохой Просвещения.

 

Ключевые слова: Державин, Екатерина II, соломенная гостиная, просвещение, классицизм, интерьер.

 

Особняка Державина является одной из достопримечательностей 18 века, в которой собраны сведения о жизненном пути поэта. Нас знакомят с биографией Державина, с его карьерой, творчеством, а также с личной жизнью через бытовой контекст. Каждая из комнат особняка имеет свое определенное назначение, но помимо функции – каждая комната является отражением самого поэта, его окружения, истории и культуры. Комнаты – носители знания и это знание кроется в интерьере, мебели, предметах (артефактах), дошедших до наших дней. Помимо знания, комнаты передают особую атмосферу того времени, с его просветительскими идеями и культом разума. В интерьере, обстановке комнаты - воплощен сам дух 18 века.

Одной из таких комнат является Соломенная гостиная. Она находится на первом этаже, в центральной части дома. Эта комната пользовалась популярностью среди гостей. «Принимали гостей не только в святая святых – кабинете поэта. Наибольшей известностью пользовались две гостиные: «Диванчик» во втором этаже (над парадной гостиной нижнего этажа) и «Соломенная» гостиная в центре дома на первом этаже» [1, с. 16]. В этой гостиной часто собирался львовско-державинский кружок - объединение художников, композиторов и поэтов. Такие кружки способствовали формированию общественного вкуса, а также влияли на развитие искусства и литературы. Члены кружка не только обсуждали развитие художественной жизни в России, но и читали свои новые произведения. Другими словами, этот кружок отвечал одной из главных идей эпохи 18 века – идее прогресса. Львовско-державинский кружок способствовал развитию художественной культуры, а также распространению знаний среди общества.

Но даже без знания событий, происходящих в этой комнате, дух просвещения можно увидеть в самом интерьере гостиной. Сама комната была очень известна именно благодаря своему необычному интерьеру, выполненному в стиле классицизм. Этот стиль появился в 18 веке. Основными чертами классицизма в архитектуре и интерьере стало: обращение к античным традициям, сдержанная роскошь, строгая гармония пропорций, симметрия. Можно сказать, что классицизм – это строгий стиль, который своей рациональностью и стремлением к упорядочиванию, несет идеи самой эпохи Просвещения.

Первым, что бросается в глаза при входе– обои гостиной. Они были выполнены из соломенных обоев (именно из-за этого гостиную назвали Соломенной) а поверх обоев была вышивка из шерсти. Главный мотив – природа (пейзажи, цветы, птицы). Над обоями трудилась Мария Алексеевна Львова (жена архитектора), и Екатерина Яковлевна (первая жена Державина). В одном из стихотворных посланий Державин даже упоминает этот процесс: «По соломе разной шерстью / Луга, цветы, пруды и рощи / Градской своей подруге шьет» [2, с. 17]. Работа была кропотливой и заняла явно больше одного года. На данный момент, в усадьбе не сохранилось подлинной работы. Перед нами приближенный к реальности аналог. «Соломенные панно для овальной гостиной изготовлены сегодня по аналогам 18 века в соответствии с описаниями мемуаристов, посещающих державинский дом» [2, с. 17].

Если анализировать современные обои, то мы можем увидеть в их рисунке определенный, строгий порядок, хоть с первого взгляда многочисленные природные узоры кажутся немного хаотичными. На деле же видно, что в рисунке преобладает овальный мотив. Овал как иконка, в которую помещают изображение пейзажа. Обрамляют же овал цветочные гирлянды, которые также повторяя овальную форму. В верхней части обоев виден ярко выраженный орнамент из красного цветка. Здесь также есть изображение птицы – это удод. Удод считается птицей мудрости (в арабской мифологии удод считается просвещенной птицей). В обоях чувствуется роскошь, но явно не вычурность, которая свойственна барокко. Важно также отметить, что для стиля классицизма характерна тема природы, окружающий мир, что мы как раз можем наблюдать здесь. Природа также является источником знания.

Сами стены овальной комнаты (полуротонды), выкрашены в белый цвет. Белый, в цветовом плане, гармонично сочетается с соломенными обоями, которые отдают золотистым оттенком. Это сочетание выглядит благородно и вносит торжественный тон. Важно отметить, что сам золотой – божественный, царский цвет, что отсылает к образу Екатерины II, запечатленной на картине в этой гостиной. Но к этому перейдем чуть позже. Помимо цвета, гармония достигается за счёт правильных прямоугольных форм самих обоев и стен.

По обе стороны, на фоне белых стен, поставлены печи. Их восстановили по рисункам Львова. Известно, что печи были единственным источником тепла в холода. Они не выбиваются из общей композиции, потому что также выкрашены в белый цвет. Важно отметить, что они симметрично расположены в этой гостиной и также задают идею порядка. Сверху на печах стоят декоративные вазы. Узоры на печах перекликаются с соломенными обоями. В них можно разглядеть природные мотивы: различные завитки и гирлянды в нижней части печи. Здесь же можно увидеть античные мотивы – пилястры дорического ордера. Они выполняют именно декоративную функцию и не несут весовой нагрузки. «Основным элементом декора является ордер. Но за редким исключением ордер в интерьере утрачивает свою конструктивную роль и лишь декорирует интерьер» [4, с. 260]. Обращение к античности является одной из важнейших черт классицизма.

Пространство между потолком и стеной украшены различными декоративными элементами с небольшой позолотой. Элемент дублируется и по форме, и по размеру, и по расстоянию, благодаря чему в интерьере более явно прослеживается строгость ритма. Сам потолок комнаты выкрашен в белый цвет и с него свисает роскошная люстра.

Не менее интересна нижняя часть гостиной – пол и другие предметы мебели. Пол, выполненный из различных пород дерева, создает интересный геометрический орнамент, в котором также преобладает идея правильности форм. Стол и стулья также выполнены из дерева, чем перекликаются с полом. В стульях используется красная дорогая обивка для сидений. На столе лежат литературные произведения, которые отсылают к деятельности львовско-державинского кружка. Также сама мебель отсылает к той эпохе. Важно обратить внимание на ножки стульев - они сужаются к низу (это было характерной чертой мебели классицизма). В самих очертаниях стульев мы видим преобладание строгих правильных форм. «Ножки мебели классицизма прямые, сужающиеся книзу, каннелированые… Как и ножки, все детали мебели классицизма подчеркивают конструкцию изделия» [4, с. 266]. В спинке стула запечатлен образ двух лебедей в виде лиры. Лиру можно трактовать как образ искусства, творчества, а образ лебедя – как любовную тематику.

Любовная тематика также встречается в часах. Они размещены на небольших столиках около двух проемов комнаты. На одном столе стоят часы с образом амуров, а на другом - с образом Ганимеда («Ганимед, управляющий колесницей с орлами»). Всего существует 4 экземпляра этих часов и один из них находится в Версале. В образе Ганимеда воплощен политик Платон Зубов, последний фаворит Екатерины II. Он пытался взять бразды правления в свои руки. Сам Державин в своих стихах сравнивал Зубова с Ганимедом.

Напротив портрета Екатерины II, располагается выход в сад. Раньше именно соломенная гостиная была главным входом в особняк. Здесь можно наблюдать интересное соотношение реальной природы и декоративной, которая воплощена в интерьере гостиной. Также сама гостиная имеет более природную форму (полуротонда). Благодаря этому архитектура как бы сливается с природой. «Ее отличает полуциркульный выступ центральной части фасада дома – четырехколонная полуротонда, обращенная в сад, благодаря чему создавался эффект максимального слияния архитектуры с природой» [1, с. 17]. Важна также и роль солнечного света, который проникает в помещение через большие окна. Свет создает не только особую атмосферу (помещение становится более божественным за счет золотистого цвета), но и освещает портрет, на котором запечатлена Екатерина II. Можно провести метафору, что Екатерина II – как луч надежды. Ее правление должно дать процветание стране и создать то самое просвещенное, правильное государство. Но перед тем, как перейти к описанию портрета Екатерины II, важно сказать про значение этого образа в жизни самого Державина.

До того, как встать на творческий путь, Державин долгие годы вел военную службу. В годы крестьянской войны, Державин служил на Волге и расследовал дела сообщников Емельяна Пугачева. В этот период его материальное положение было особенно шатким и вскоре он написал письмо Екатерине II. В этом письме Державин перечислил все свои заслуги перед Отечеством. Императрица сделала его коллежским советником и пожаловала ему 300 душ. Это позволило будущему поэту снова встать на ноги.

Важно отметить, что также именно образ Екатерины II поспособствовал творческому росту поэта. В 1783 году он пишет оду «Фелица», благодаря которой становится известен в литературных кругах. Он также был награжден самой императрицей золотой табакеркой, усыпанной бриллиантами. Внутри же табакерки лежало 500 червонцев. После написанной оды, Державин не только стал популярен в литературных кругах, но и стал занимать высокие должности, связанные с управлением страной. Он также был личным секретарем самой императрицы. Можно сказать, что Екатерина II поменяла жизнь Державина на «до» и «после», поэтому ее образ в гостиной очень важен не только как метафорический образ, который передает дух и идеи 18 века, но и служит важным звеном в самой жизни писателя.

Ода «Фелица» посвящена восхвалению Екатерины II. Он сопоставляет Екатерине вельмож, которые погрязли в своих пороках, которые не исполняют должно своей государственной службы. Сама же Екатерина предстает как человек, который в первую очередь думает о благе своей страны, ей не чужды чужие жизни. Державин рисует перед нами не просто «богоподобную царевну», но и реального живого человека. «Почасту ходишь ты пешком, / И пища самая простая / Бывает за твоим столом» [3, с. 41].  Сам Державин видел в императрице достойного правителя, идеал просвещенного монарха. «Подай, Фелица, наставленье: / Как пышно и правдиво жить, / Как укрощать страстей волненье / И счастливым на свете быть?» [4, с. 260]. «Ода Фелица – своеобразный поэтический манифест теории Просвещенного абсолютизма» [2, с. 17].

Именно эту идею и попытался воплотить Левицкий в своем портрете. Создавая портрет Екатерины II, он опирался именно на оду Державина. «Д.Г. Левицкий принял это предложение и создал аллегорический портрет, столь ему не свойственный, популяризирующий близкую для многих представителей русского дворянского общества этого периода идею о просвещенном монархе» [2, с. 18]. Важно, что портрет именно аллегорический. Именно такой язык был особенно популярен в 18 веке. Художник помещает Екатерину II в храм Фемиды, богини правосудия. Он также изображает саму богиню в скульптурном портрете. Левицкий проводит параллель между Фемидой и Екатериной II. Императрица также справедлива, как и богиня. Императрица на картине сжигает маки на алтаре. Маки являются сонным цветком. Таким образом Екатерина отказывается от сна ради государства, она всегда бодрствует. Знаки Св. Владимира на плече и груди – как символ заслуг перед отечеством. Книги у ног – это знание, образ просвещенческой эпохи, а орел у ног – это сам Зевс, который покровительствует самой императрице. На заднем плане бушует море и изображены корабли – это образ побед российского флота. От картины веет силой и ощущением устойчивости. Когда смотришь на Екатерину – веришь, что она сильный монарх, который может создать то самое идеальное государство, в котором будут в полной мере воплощены идеалы Просвещенческой эпохи. «Левицкий! начертав российско божество, / Которым седьм морей покоятся в отраде, / Твоею кистью ты явил в Петровом граде. / Бессмертных красоту и смертных торжество» [2, с. 18].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Соломенная гостиная своим интерьером, мебелью и артефактами не только воплощает дух 18 века, но и задают некоторую программу, идею того, какой должна быть эпоха и какой результат она должна дать. Само помещение как каркас государства – прочное и сильное. Строгий классический интерьер – это образ порядка, который должен быть в государстве. Мотив книг – это знание, просвещение. В просвещенном государстве должен быть культ разума и постоянное стремление к развитию. Ну и сам портрет Екатерины II – это образ монарха, который может создать идеальное просвещенное государство. И именно картина является главным связующим звеном во всей этой композиции, ведь именно от ее правления зависит результат. именно она является главной надеждой всего государства.

 

Список литературы:

  1. Татаринов. А.В. Дом Г.Р. Державина в Петербурге. К истории строительства и перестроек// Державинские чтения: сборник научных докладов/ Под ред. В. П. Старка. СПб.: Дорн, 1997. С. 9-19.
  2. Некрасов. С.М. На брегу реки Фонтанки. Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. СПб.: Серебряные ряды, 2003.
  3. Державин. Г.Р. Сочинения. М.: Правда, 1985. 576 с.
  4. Матюнина Д.С. История интерьера. М.: Парадигма, 2012. 552 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.