Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(228)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ТВОРЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ Н. БЕРДЯЕВА
АННОТАЦИЯ
Соотношение свободы и творчества вызывали интерес философов во все времена. Нам близка точка зрения, что и творчество, и свобода независимо от внешних влияний присущи человеку, поэтому вопрос об их значимости становится актуальным для каждого конкретного человека. Целью исследования является изучение творчества Н.А. Бердяева, его философских взглядов и воззрений, в частности его философию свободы и творчества. Научная новизна исследования заключается в том, что творческий акт для Бердяева всегда являлся господством духа над природой и над душой. Творчество немыслимо без свободы, именно поэтому в него всегда входит свобода. Свобода вносит новизну в творчество.
Ключевые слова: Н.А. Бердяев, философия, свобода, творчество, Бог, личность.
Н.А. Бердяев защищает достоинство человека, а также ценность личности и ее свободу. Он согласен, что поиск лучшего социального порядка имеет обоснованное существование, но считает, что это не поможет с проблемами человеческой духовности, деградации и порабощения человека.
В собственной творческой биографии Бердяев говорит: «Я изошел от свободы, она моя родительница. Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. В такой радикальной форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна мира». [3, с. 6]
Человек относится к царству свободы и потому считается существом богоподобным, устремленным к творчеству. Непосредственно в творчестве, исконно свободном, раскрывается истинная натура человека. Поэтому человек – обязательный посыл философского творчества.
Наше философское понимание мира не может возникнуть иначе, чем через творческое сопоставление индивидуальностей и объединение уникальных интерпретаций важных философских проблем. Только через диалог с философской и культурной традицией наше сознание и самосознание становятся более адекватными. В тоже время наш образ мышления становится более гибким и универсальным, а многочисленные предрассудки если и не преодолеваются, то ставятся под сомнение. Возможно, поэтому Бердяев и остается во многом нашим современником, призывая к тому, чтобы все философские проблемы были нацелены на человека и его творчество, поэтому тема данных философских значений никогда не потеряют своей актуальности.
«Фундаментальная, оригинальная проблема – это проблема человека, проблема человеческих знаний, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке лежит тайна знания и тайна бытия. Именно человек является тем таинственным существом в мире, которое необъяснимо и через которое становится возможным прорыв к реальному существованию» – Н.А. Бердяев. [1, с. 54]
Для Николая Александровича личность – это ценность, которая стоит выше государства, нации и человеческого рода. Личность не существует без духовного начала, и это означает уникальную полноту жизни, Личность создается идеей Бога и свободы человека. Человек способен реализовать две возможности это «другое» – более высокая ценность, появляется как духовный, Бог. Тогда путь к нему лежит через преодоление «мира вещей», чтобы достичь именно человеческого, духовного существа. Личность возникает в длительном процессе выбора. Однако возможен и другой путь – такой как путь выбора “другого” как низшей степени ценности, если человек переступает границы духовного и выбирает материальный мир, то в таком случае человек становится рабом бытия, индивидуумом. [2, с. 94]
Для Бердяева истинное, настоящее творчество это есть действие, единое с Богом. Бог сотворил человека из-за тоски по его отсутствию, в то время как человек не может жить истинной жизнью без любви к богу. Такая космическая нужда Бога в человеке, а человека в Боге. По этой причине Бог близок человеку, преимущественно своей человечностью. «К Богу – страшному повелителю, самодержавному хозяину – не может быть интимного отношения. Интимность возможна лишь в отношении к Богу как человеку, т.е. к Христу. Через Христа Бог перестает быть для нас хозяином, господином и повелителем, и промысел Божий перестает быть самодержавием. Начинается внутренняя, совместная, интимная жизнь человека с богом, сознательная причастность человека». [4, с. 74]
Личность является ценностью духовного плана, главной характеристикой которой является свобода. Напротив, индивидуум является натуралистической категорией. Он – поколение такого порядка бытия, в котором свобода, дух и творчество мертвы. В отличие от диалогического характера индивида, его сущностей характеристикой является эгоцентризм, уход в себя. Он – атом.
Личность предполагает обещание и существование других людей. Личность – высшая иерархическая ценность, она никогда не является средством и инструментом.
Но его как ценности не существует, если нет никакого отношения к другим личностям, к личности Бога, к личности другого человека, и к сообществу людей. Личность должна выйти из себя, чтобы преодолеть себя. Это было рукоположено Богом.
По мнению Бердяева, только обращение к Богу, может вырвать человека из метафизической пустоты, возродить его как человека, и помочь обрести духовное единство с природой и человеком.
Творчество и свобода – это две субстанции человеческой жизни. Свобода – это мысль, условие и цель творчества. Чтобы человек смог освободить себя от зла, должно ему освободить себя и собрать силы для творчества своего. «Вход в свободу из рабства, выход из вражды «мира» в космическую любовь, это и есть путь победы над злодеянием, над низшей из сущностей природы».
Для Бердяева творческий акт человека, как и человеческая личность, является частью творческой и богочеловеческой энергии. Он имеет в виду Самого Бога, требующего творческого акта человека, как ответа на творческий акт Божий, для истинного творчества, а также для истинной этики творчества, Бога-человека.
Свобода человека должна быть направлена на сотрудничество с божественной свободой в созидании истинного мира. Интерпретация Н.А. Бердяева природы творческого акта, творчества в целом чрезвычайно сложна. Сам акт творения предполагает появление чего-то нового, чего раньше не было. Тезис о сотворении из ничего небытия понимается им как творчество из свободы, но не из природы. Природа самого творческого акта интерпретируется в экзистенциальном смысле как изменение структуры иррациональной и темной свободы и, следовательно, объективированного мира в целом. Через акт творчества происходит полная трансформация всех норм – интеллектуальных, эстетических, моральных – отчужденного мира. [5, с. 70]
Таким образом, понимание Бердяевым человеческой судьбы является нравственным стержнем его философии. Н.А. Бердяев – блестящий представитель своего времени и истории, живое воплощение русской религиозно-философской мысли. Для Бердяева философия стала образом жизни и судьбой. Природа философии Бердяева выражала его противоречивость, “парадоксальность” и эмоциональность, выражавшуюся в утверждении духовной свободы человека, отказе от государства, всевозможных данных или “овеществлении”. В этом заключалась особенность его философствования и в то же время выражение его экзистенциального опыта. Таким образов, в его философии было переплетение, пересечение философских и культурных традиций через его собственное интеллектуальное понимание, внутренний духовой опыт.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. О цели человека. Опыт парадоксальной этики // Путь к философии. Антология. – М., 2012. С.290.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Философия сопросов, 2002, № 1-2.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: ”Книга” , 2012.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. VOL.I. – М, 2005.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с.
Комментарии (1)
Оставить комментарий