Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(228)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Федоринина О.С. АНАЛИЗ УРОВНЯ ПОДВЕРЖЕННОСТИ КИБЕРБУЛЛИНГУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 16(228). URL: https://sibac.info/journal/student/228/287576 (дата обращения: 04.05.2024).

АНАЛИЗ УРОВНЯ ПОДВЕРЖЕННОСТИ КИБЕРБУЛЛИНГУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Федоринина Ольга Сергеевна

студент, кафедра психологии, педагогики и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

Шишкина Ксения Игоревна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

ANALYSIS OF THE LEVEL OF EXPOSURE TO CYBERBULLYING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN A MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Olga Fedorinina

student, Department of Psychology, Pedagogy and Subject Methods, South Ural State University of Humanities and Pedagogy,

Russia, Chelyabinsk

Ksenia Shishkina

academic advisor, Candidate of Pedagogy, associate professor, South Ural State University of Humanities and Pedagogy,

Russia, Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие кибербуллинг, которое всё больше входит в жизнь младших школьников. Описаны методики диагностики, с помощью которых мы выявили тех младших школьников, которые предрасположены к кибербуллингу и тех учащихся, которые предраположены к вовлечению в буллинг-структуру в любой из ролей. Кроме того, с помощью созданного опроса для преподавателей были выявлены их знания о понятии «кибербуллинг», а также знания о возможностях его превенции и профилактики.

ABSTRACT

The article discusses the concept of cyberbullying, which is increasingly entering the lives of younger schoolchildren. Diagnostic methods are described, with the help of which we identified those younger schoolchildren who are predisposed to cyberbullying and those students who are predisposed to involvement in the bullying structure in any of the roles. In addition, with the help of a survey created for teachers, their knowledge of the concept of "cyberbullying" was revealed, as well as knowledge about the possibilities of its prevention and prevention.

 

Ключевые слова: кибербуллинг, травля, буллинг-структура.

Keywords: cyberbullying, bullying, bullying structure.

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, проблема кибербуллинга у младших школьников является актуальной, так как доступность сети интернет стала практически всеобщей [2].

Сегодня в мире насчитывается 5,16 миллиарда пользователей интернета. Это значит, что 64,4% мирового населения имеют доступ в интернет. За год количество интернет-пользователей выросло на 1,9%.

На начало 2023 года социальные сети насчитывают 4,76 миллиарда пользователей, что составляет чуть менее 60% от общей численности населения мира. Однако в последние месяцы темпы роста аудитории соцсетей замедлились — прирост новых пользователей за год составил 137 миллионов, то есть всего 3%.

Почти 90% детей от 7 до 11 лет пользуются интернетом, из них 74% выходят в сеть ежедневно. Две трети учеников начальной школы используют интернет в процессе дистанционного обучения, а 79% ищут материалы для школьных занятий.

В первую очередь мы должны будем выявить тех детей, кто подвергается кибербуллингу или же когда-то был подвержен ему. Для этого нам необходимо будет провести соответствующую диагностику для младших школьников на выявление буллинга в сети Интернет.

Цель экспериментальной работы: выявить тех младших школьников, которые предрасположены к кибербуллингу, выявить, знакомы ли преподаватели с данным понятием.

Нами были сформулированы следующие задачи:

1. Подобрать методики диагностики выявления предрасположенности младших школьников кибербуллингу.

2. Разработать анкету для преподавателей на знание о таком явлении, как «кибербуллинг».

3. Проанализировать результаты диагностики учащихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось на базе одной из школ г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 94 ребёнка в возрасте 9-10 лет. Для учеников начальной школы наиболее характерно увлечение компьютерами и интернетом. Поэтому мы встречаемся с такой проблемой как кибербуллинг у младших школьников. А родители, столкнувшись с такими последствиями как кибербуллинг у детей младшего школьного возраста, оказываются неспособными к борьбе с этим явлением.

Для выявления детей, которые подвергаются или когда-либо подвергались кибербуллингу, мы использовали методику – «Многомерная Шкала Взаимной Виктимизации» [8].

Данная методика включает в себя 24 вопроса, на которые ребёнок должен ответить, указав один из вариантов ответа, таких как – 1 – «Один раз», 0 – «Никогда», 2 – «Больше, чем один раз». С помощью данной методики мы сможем выявить тех детей, которые подвергались кибербуллингу [8].

Для того чтобы оценить уровень знаний педагогов о проблеме кибурбуллинга младших школьников, нами была составлена соответствующая анкета для педагогов.

Всего в анкете 15 вопросов, учитель, отвечая на данную анкету, должен обвести в круг нужный вариант ответа или дать развернутый ответ, в зависимости от типа вопроса.

Ещё одной методикой диагностики, которую мы использовали, является выявление «буллинг-структуры» А.Г. Норкиной. На основании предложенной классификации «буллинг-структуры» нами была создана авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых учащимися в кибербуллинге. Данный тест предназначен для младших школьников. Состоит из 25 вопросов, ответы на которые позволят узнать о предрасположенности учащихся к разным ролям «буллинг-структуры» [7].

Первым направлением исследования была оценка виктимизации учащихся по методике «Многомерная шкала виктимизации сверстников» Стивена Джозефа (Multidimensional Peer– Victimization Scalе: H. Mynard, S. Joseph).

Методика позволяет выявить следующие формы виктимизирующих действий: физическая и вербальная виктимизация, социальная манипуляция, социальное отвержение, нападение на собственность и электронная виктимизация [8].

Проанализировав результаты третьих классов, полученные в ходе проведенного исследования, мы получили следующие данные: физическая агрессия чаще проявляется в толкании; вербальная чаще проявляется в прозвищах и практически не проявляется в запугиваниях; социальное манипулирование чаще проявляется в препятствии общения; нападение на собственность чаще проявляется во взятии вещей без разрешения, реже в отбирании вещей; электронная виктимизация чаще проявляется в написании гадостей в чатах, практически не проявляется в написании писем в социальных сетях и СМС; социальное отвержение чаще проявляется в отказах посвящать в тайны и реже в том, что не позволяют присоединиться к играм.

Вторым направление диагностики было изучение буллинг позиций с помощью методики А. Г. Норкиной. Как отмечает О. Л. Глазман для того, чтобы лучше понять индивидуально-психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют, т.е. определить «буллинг-структуру» [6].

Проанализировав результаты данной диагностики школьников, полученные в ходе проведенного исследования, мы получили следующие данные: чаще всего наблюдается буллинг-позиция наблюдателя, вторая по частоте буллинг-позиция защитника, третья по частоте буллинг-позиция инициатора, четвертая по частоте буллинг-позиция жертвы и реже всего аблюдается позиция помощника. Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Буллинг-структура группы учащихся третьих классов

 

Изучение «Буллинг-позиции» показало, что чаще всего наблюдается буллинг-позиция защитника, в первой группе реже всего позиция наблюдателя. На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента установлено, что школьники эксперементальной группы сталкивались с буллингом, кибербуллингом, а также виктимизацией, что свидетельствует о недостаточности работы педагогического коллектива по превенции и профилактике булинга.

Далее, нами был проведён опрос педагогического состава школы г.Челябинска в количестве 12 человек. Все они педагоги начальной школы. Опрос проведён на тему проводится ли работниками школы работа по превенции и профилактики кибербуллинга в той или иной форме. Для учителей был предложен опросник, состоящий из 15 вопросов.

По результатам опроса было установлено, что ранняя профилактика и превенция кибербуллинга в гимназии отсутствует, программы по предупреждению травли и насилия в школе, либо каких-то программ, имеющих элементы превенции кибербуллинга нет. По результатам беседы с педагогами школы установлено, что работа по профилактики буллинга ведется не системно, а постфактум, в форме индивидуальных бесед со школьниками и их родителями. А по превенции и профилактики кибербуллинга не ведётся совсем, поскольку зачастую до педагогов не доходит информация о наличии такой проблемы.

ВЫВОДЫ

По результатам исследования все учащиеся третьих классов хотя бы один раз подвергались физической, вербальной виктимизации, социальному манипулированию, нападению на собственность, электронной виктимизации или социальному отвержению в школьном коллективе.

Среди педагогического коллектива данная тема вызывает резонанс, поскольку на реализацию программы профилактики нужны кадровые, материальные технические и временные ресурсы, а педагоги имеют большую загруженность по основному направлению.

Таким образом, можно сделать вывод, что для изменения текущей ситуации в гимназии необходимо разработать программу для педагогов по превенции кибербуллинга. Только знания точных действий и выделенные на это ресурсы смогут минимизировать кибербуллинг среди младших школьников.

 

Список литературы:

  1. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий [Текст] / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 3. – С. 177-191.
  2. Волчегорская Е. Ю. Социально-психологические факторы и условия превенции буллинга в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, К.И. Шишкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: «Педагогика. Психология». — 2021. — № 4(164). — С. 218–231.
  3. Воронцова, Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации [Текст] / Т. А. Воронцова // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. - 2016 - Т. 26, Вып. 2. – С. 109-116.
  4. Козубовский, Р. В. Социальные детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] / Р.В. Козубовский // Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 1. - С. 27-31.
  5. Макарова, Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления [Текст] / Е. А. Макарова, Е. Л. Макарова, Е. А. Махрина // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 3. – С. 18-21.
  6. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика [Текст] : учебное пособие / Ю. Б. Можгинский. Москва: КогитоЦентр. - 2008. – 254с.
  7. Норкина, Е. Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» [Текст] / Е. Г. Норкина // Таврический научный обозреватель, 2016. №3. С. 170-174.
  8. Тарасова, Л. Е. Основы виктимологии [Текст] / Л. Е. Тарасова // Учебно-методическое пособие. – Саратов : 2014. – 7 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.