Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(228)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Мортазина Э.А. ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 16(228). URL: https://sibac.info/journal/student/228/286066 (дата обращения: 20.01.2025).

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Мортазина Эльвина Айдаровна

студент, кафедра Психолого-педагогическое образование, Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университет,

РФ, г. Елабуга

Рябов Оскар Раифович

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц., отделение психологии и педагогики, кафедра психологии развития и образования, Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университет,

РФ, г. Елабуга

PROSOCIAL BEHAVIOR OF A MODERN TEENAGER

 

Elvina Mortazina

student, Department of Psychological and Pedagogical Education, Elabuga Institute (branch) of Kazan Federal University,

Russia, Yelabuga

Oskar Ryabov

scientific supervisor, Ph.D. psychol. Sciences, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Education, Elabuga Institute (branch) of Kazan Federal University,

Russia, Yelabuga

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья носит обзорный характер. В ней рассматривается литература, касающаяся просоциального поведения в подростковом возрасте. Статья начинается с определения просоциального поведения, описываются предпосылки просоциального поведения подростков с акцентом на два основных фактора: социализацию и культурные ориентации.

ABSTRACT

This article is of an overview nature. It examines the literature concerning prosocial behavior in adolescence. The article begins with the definition of prosocial behavior, describes the prerequisites of prosocial behavior of adolescents with an emphasis on two main factors: socialization and cultural orientations.

 

Ключевые слова: просоциальное поведение, исследование, волонтерская деятельность, ресурс, альтруистические мотивы, помощь.

Keywords: prosocial behavior, research, volunteer activity, resource, altruistic motives, help.

 

В настоящее время важно вовлекать молодежь в социальную практику для развития необходимых личностных качеств для их социальной и психологической адаптации.

Просоциальное поведение определяется как «добровольное поведение, направленное на благо другого» [2]. Она характеризуется проявлениями доброты, сострадания и помогающего поведения, которые многие считают одним из лучших качеств человеческой натуры.

Типичные примеры просоциального поведения включают волонтерство, обмен игрушками, угощениями или едой с друзьями, инструментальную помощь (например, помощь сверстнику со школьными заданиями), дорогостоящую помощь (например, рисковать собственной жизнью, чтобы спасти других) и эмоциональную поддержку других в беде (например, утешать сверстника после разочаровывающего опыта или забота о человеке, плохо себя чувствующем).

Согласно теории Хоффмана [2], так и многочисленным эмпирическим данным, просоциальное поведение и эмпатия зарождаются в раннем возрасте и развиваются, по крайней мере, до ранней взрослости. В самом начале предполагается, что просоциальность в первую очередь ориентирована на себя.

От детства к подростковому возрасту еще больше возрастает потребность в совместном использовании и в меньшей степени в оказании помощи или эмоциональной поддержки. Усиление просоциального поведения с возрастом объясняется развитием когнитивных способностей, связанных с выявлением потребностей других и определением способов оказания помощи, в реагировании, связанном с эмпатией, и в моральном понимании важности помощи другим (Айзенберг и др., 2006).

Просоциальное поведение может включать в себя множество наблюдаемых форм поведения (например, помощь, дележ, утешение, сотрудничество и проявление сострадания), которые могут быть обусловлены довольно разными мотивами (например, желанием принести пользу другому, личными интересами или практическими соображениями); они могут сопровождаться различными эмоциями (например, эмпатия, сочувствие или дистресс) и основанные на различных когнитивных способностях (т.е. на различных интерпретациях ситуационных сигналов). Эти различные мотивации и проявления могут отражать важные различия для понимания просоциального поведения и его развития, но относительно мало исследований по социализации посвящено этому вопросу.

Существуют различные указания на то, что даже в рамках культуры измерение просоциального поведения и развития регулируется такими факторами, как возраст, пол и связанные с этим конкретные операции. Например, при изучении развития готовности детей делать дорогостоящий просоциальный выбор имеет значение, происходит ли наблюдаемая детская популяция из среды с высоким или низким социальным уровнем. Готовность делиться или сотрудничать варьируется в зависимости от возраста и пола человека, нуждающегося в этом. Просоциальное поведение часто включает в себя альтруистические мотивы (побуждения помогать другим и заботиться о них). Альтруистический мотив проявляется в сочувствии, удовлетворении потребностей беспомощных, в желании заботиться, утешать, защищать тех, кто в этом нуждается. Собственные убеждения и желания подростка помогают проявлять альтруизм независимо от любого давления извне и основаны на моральных нормах общества.

По мнению Г. Карло просоциальное поведение – это сложно организованное явление, имеющее особенности проявления в зависимости от контекста. Им выделено шесть типов такого поведения:

-  уступчивый тип (оказание помощи, если попросят);

- публичный тип (показать другим, что помогает);

- негласный тип (помогает без оглашения на публику);

- экстренный тип (оказание помощи при ЧС);

-эмоциональный тип (помогает от чистого сердца);

- альтруистический тип (помогает без ожидания ответных реакций) [1].

Помощь как основа помогающего поведения – это часть межличностного взаимодействия посредством социального познания, коммуникации и совместнораспределенной деятельности. Помощь предполагает возникновение субъектсубъектных отношений, когда воздействие на другого неминуемо сопровождается рядом изменений в личности помогающего субъекта. Е.П. Ильин подчеркивает, что помощь может носить как альтруистический, так и корыстный характер [6].

Также к просоциальному поведению относят эмпатийное поведение, связанное с сопереживанием, сочувствием, состраданием, разделением и принятием чувств и переживаний другого [4]. Истоки просоциального поведения исследователи видят в дошкольном детстве, а его становление связывают с воспитанием посредством заботы, дружеского отношения, социального понимания. Рядом исследователей подчеркивается значительная роль когнитивных процессов в становлении просоциального поведения. Прежде чем принять решение о просоциальном поступке, человек осуществляет всесторонний анализ ситуации, личной ответственности, собственных возможностей.

Помимо когнитивного компонента, ряд авторов (Т.В. Казанцева, Л.В. Марарица, К.Ю. Ерицян и др.) в просоциальном поведении выделяют также биологический, мотивационный и социальный компоненты. По мнению авторов, знание каждого из них необходимо для поиска путей стимулирования просоциального поведения. Исходя из результатов теоретического анализа научной литературы, можно выделить несколько путей активизации просоциального поведения личности. Рассмотрим их подробнее:

1) научение посредством формирования навыков помощи и соответствующих диспозиций;

2) опора на социальные и личные нормы и стандарты (поддержание позитивного имиджа, возможность самореализовываться, взаимность и социальная ответственность);

3) стимуляция эмоциональной сферы (страх, вина, эмпатия, сочувствие);

4) просоциальное поведение тем более вероятно, чем больше позитивных последствий оно предполагает для самого человека и того, кому оказывается помощь;

5) принимающая сторона (личность, группа или общество) готова демонстрировать высокую оценку, признательность, а также открыта к помощи извне.

Существует ряд норм, выступающих фактором, активизирующим просоциальное поведение: нормы взаимности, социальной ответственности и справедливости. Норма взаимности предполагает отвечать помощью на помощь. Таким образом, просоциальное поведение одного человека выступает катализатором последующей просоциальной активности другого.

Опытно-экспериментальная работа по изучению установок подростка на просоциальное поведение осуществлялась на базе МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №6» Арского муниципального района Республики Татарстан.

В данном исследовании участвовали учащиеся 8 классов – 8 А – экспериментальная группа 25 подростков, 8 Б – контрольная группа 25 подростков. Общее количество 50.

Для изучения уровня сформированности просоциального поведения подростков нами был подобран и использован диагностический инструментарий:

- Методика «Измерение просоциальных тенденций» выявляет уступчивый, публичный, анонимный, экстренный, эмоциональный, альтруистический типы просоциального поведения (Г. Карло и Б.А. Рэндалл, в адаптации Н.В. Кухтовой).

- Шкала альтруизма из Опросника интерперсонального диагноза. Авторы: Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек.

По первой методике мы получили следующие результаты отраженные на рис.1.

 

Рисунок 1. Уровень сформированности просоциальных тенденций на констатирующем этапе исследования (%)

 

 Таким образом, высокий уровень сформированности просоциальных тенденций в экспериментальной группе наблюдается у 20% подростков. Дети данной категории самостоятельны, настойчивы, инициативны в оказании помощи. Они характеризуются высокой выдержкой, организованностью.

На среднем уровне 14 человек (47%) – почти половина испытуемых детей. Дети активно стремятся к самостоятельности, но им всегда требуются подсказки взрослых.

Средний уровень просоциальных тенденций имеют 40% подростков и в экспериментальной группе, и в контрольной группе, данные дети не всегда стремляться оказать помочь, чаще это носит показательный характер или в ожидании вознаграждения. Диагностическое обследование показало, что в данных группах испытуемых преобладает средний и низкий уровень просоциальных тенденций.

Далее мы перешли к диагностике групп по второй методике: рис.2.

 

Рисунок 2. Исследование особенностей альтруизма на констатирующем этапе исследования (%)

 

Высокий уровень альтруизма не выявлено ни у одного участника исследования ни в одной, ни в другой группе. С высоким уровнем альтруизма характеризуются в экспериментальной группе всего 10% подростков, в контрольной группе 20%. Данные учащиеся характеризуются высоким уровнем заботой об окружающих, активностью. Со средним (умеренным) уровнем в экспериментальной группе 20% подростков, в контрольной группе 10% подростков. Данные подростки не всегда активны, не всегда стремятся взять ответственность на себя о заботе других. Низкий уровень альтруизма присущ большинствам подростков экспериментальной группы (70%) и контрольной группы (70%).

Диагностическое обследование показало, что в группах более, чем половина испытуемых находится на низком уровне сформированности просоциальных установок.

Учитывая условия формирования установок на просоциальное поведение подростков, нами разработана система работы, способствующая формированию просоциального поведения подростков. В работе использовались: классный час, дискуссия, обсуждение, работа в парах, рисунок, индивидуальные и групповые игры.

После апробации данной программы нам было необходимо проверить эффективность примененных форм и заданий по формированию установок на просоциальное поведение подростков. В связи с этим мы перешли к следующему этапу эксперимента – к контрольному.

Первая методика, по которой мы диагностировали группы, так же как и на констатирующем этапе исследования - «Измерение просоциальных тенденций» выявляет уступчивый, публичный, анонимный, экстренный, эмоциональный, альтруистический типы просоциального поведения: рис.3.

 

Рисунок 3. Уровень сформированности просоциальных тенденций на контрольном этапе (%)

 

Высокий уровень сформированности просоциальных тенденций в экспериментальной группе наблюдается уже у 40% подростков. На среднем уровне 50% подростков в экспериментальной группе – половина испытуемых детей. Низкий уровень просоциальных тенденций имеют всего 10% подростков в экспериментальной группе. В контрольной группе в результатах изменений нет.

Далее мы перешли к диагностике групп по второй методике Рис.4.

 

Рисунок 4. Динамика уровня сформированности просоциальных тенденций у подростков экспериментальной группы

 

Очень высокий уровень альтруизма в экспериментальной группе уже присущ 20% подросткам. С высоким уровнем альтруизма характеризуются в экспериментальной группе уже 40% подростков. Со средним (умеренным) уровнем в экспериментальной группе 20% подростков. Низкий уровень альтруизма присущ 20% подростков экспериментальной группы. В контрольной группе в результатах изменений нет.

Таким образом, полученные нами результаты контрольной диагностики показывают, что внедрение разработанной системы позволяет достичь высоких результатов формирования установок на просоциальное поведение подростков, они умеют договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, способны адекватно воспринимать суть того или иного взаимодействия, умеют найти тему и спланировать предстоящее общение друг с другом, ответственны, инициативны, быстро понимают цель заданий, если допускают ошибки, быстро их исправляют. Эффективность опытно-экспериментальной работы подтверждается положительной динамикой контрольного исследования, что позволяет утверждать, о том, что наша разработанная программа является эффективным для установок на просоциальное поведение подростков.

 

Список литературы:

  1. Carlo, G. Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents / G. Carlo, A. Hausmann, S. Christiansen, B. A. Randall // The journal of early adolescence. – 2003. – V. 23. – P. 107–134
  2. Hoffman M. Developmental synthesis of affect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology, 1975. Vol. 11. № 5. P. 607–622.
  3. Айзенберг, И. Механизмы возбуждения ядра / И. Айзенберг, В. Грайнер. - М.: Атомиздат, 2009. - 348 c
  4. Брессо, Т. И. Основные подходы к проблеме мотивации просоциального поведения личности / Т. И. Брессо. – Текст : непосредственный // Инициативы XXI века. – 2012. – № 3. – С. 83–86.
  5. Гриценко, В. В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов / В. В. Гриценко, Ю. В. Ковалева. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 56–67.
  6. Ильин, Е. П. Психология помощи / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – Текст : непосредственный. Казанцева, Т. В. Теоретические модели просоциального поведения в сфере здоровья / Т. В. Казанцева, Л. В. Марарица, К. Ю. Ерицян. – Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 187. – С. 146–159.

Оставить комментарий