Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(221)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Дзыгало М.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 9(221). URL: https://sibac.info/journal/student/221/282166 (дата обращения: 27.11.2024).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Дзыгало Марина Александровна

магистрант 2 курс, кафедра Педагогики и Психологии, Костанайский Региональный Университет им. А. Байтурсынова,

РК, г. Костанай

CONCEPTUAL PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE CREATIVE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

 

Marina Dzygalo

Master's student 2nd year, Department of Pedagogy and Psychology, A. Baitursynov Kostanay Regional University,

RK, Kostanay

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены концептуальные вопросы формирования творческого потенциала будущего преподавателя. Проанализирован процесс развития творческого потенциала и методологических принципов его актуализации. Рассмотрены зарубежные методики формирования креативного потенциала будущих педагогов.

ABSTRACT

The article discusses the conceptual issues of the formation of the creative potential of the future teacher. The process of development of creative potential and methodological principles of its actualization is analyzed. Foreign methods of forming the creative potential of future teachers are considered.

 

Ключевые слова: творческий педагогический потенциал; формирование; преподаватель; высшее образование; развитие педагогического потенциала; взаимодействие; инновация.

Keywords: creative pedagogical potential; formation; teacher; higher education; development of pedagogical potential; interaction; innovation

 

Главным признаком творческой личности считают ее креативные качества, то есть индивидуальные психологические особенности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения [1, с. 2]. Преподаватель становится творчески сформированным благодаря овладению категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист. Ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается в изменении организации всего процесса обучения.

Творческий характер предопределяется способностью педагога критически оценивать результаты своего труда, корректировать и совершенствовать разработанную модель урока. На основе методологических исследований современной креасофии и креалогии (О.Н. Капиренкова, Н.Ф. Вишнякова, Л.А. Балановская и др.), можно утверждать, что не может считаться творческой педагогическая деятельность, которая включает лишь репродуктивные действия и преимущественно традиционные, стереотипные приемы и средства учебы. Творческим является такой труд, в котором личность сознательно изменяет ее программу, применяет или создает оригинальные приемы и средства, которые обеспечивают получение нового продукта. Заслуживают внимания советы для преподавателей ВУЗов, способствующие актуализации творческого педагогического потенциала будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки, систематизированные Л.Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов [2, с. 304]: Внимательно относиться ко всем проявлениям творческой активности студентов. Поощрение проявления специальных способностей будущих педагогов может способствовать формированию в них индивидуального, креативного стиля деятельности. Будущий педагог должен научиться развивать свою креативность. Чтобы в будущем развивать творческие способности учеников, он сам должен быть творческой личностью. Подобных трактовок принципов и факторов, на основе которых должно основываться формирование креативности будущего педагога, в научной литературе существует достаточно. В то же время, рассмотрим некоторые из методик формирования креативного потенциала учащихся. Одна из первых методик развития креативного мышления была разработана R.S. Crutchfield [3, с. 171, 4, с. 177]. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих заданий. Своим ученикам он предлагал небольшие книги, где рассказывалось о приключениях двух подростков, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Книги были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше, чем ее герои. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления. E.P. Tоrrаnсе предложил собственную поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задание и анаграммы, он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, которое ведет к разгадке проблемы. Потом испытуемому предлагаются изображения. Он должен назвать разные невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия. На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, которые имеют определенное значение, и необходимо назвать разные способы их применения. По результатам исследования проводятся анализ и делаются выводы относительно уровня развития творческого мышления человека [5, с. 114]. В наше время учеными предлагаются различные методики развития креативности. В соответствии с этим, разрабатываются методы учебы. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, больше всего подходят для актуализации творческого педагогического потенциала:

· метод проблемного обучения, целью которого является усвоение студентами наглядного материала путем решения специальных познавательных заданий - проблем и моделирования сложных ситуаций;

· развивающее обучение, которое акцентировано на учебной деятельности, содействует развитию теоретического мышления и личности каждого студента;

· педагогическое проектирование, которое сместило акценты из передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции;

· эвристическое обучение, которое, в отличие от предыдущих методик, исключило из процесса учебы элементы репродуктивной деятельности.

В итоге, по нашему мнению, на основе анализа методологических принципов актуализации творческого потенциала будущих педагогов можно заключить следующее:

· процессом развития креативности личности можно управлять, поскольку существует взаимосвязь между творчеством и развитием личности;

· творческая деятельность индивида влияет одновременно на внешний и внутренний мир, выполняя функцию эффективного средства развития креативности;

· одним из сенситивных периодов для формирования творческого потенциала личности есть временной промежуток между 18 и 25 годами, когда человек получает профессиональное образование;

· эффективное развитие креативности в процессе обучения в ВУЗе возможно при сочетании благоприятных внешних и внутренних факторов креативной среды и ослаблении действия анти-стимуляторов творчества.

В то же время, следует сказать, что подготовка будущего педагога в системе вузовского обучения должна основываться на следующих принципах: ориентация на систему общечеловеческих ценностей, учитывая современные тенденции развития образования, ориентация на реализацию субъект-субъектного взаимодействия в воспитании, формирование готовности обучать на принципах свободы, творчества, толерантности.

 

Список литературы:

  1. Особов И.П. Педагогическая креативность и компетентность как факторы профессионального развития студентов // Гуманитарные научные исследования. - 2011. - №3(3). - С. 2.
  2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект. - 304 с.
  3. Crutchfield R.S. Social psychology and group processes // Ann. Rev. Psychol. – 1954. – Vol. 5. – P. 171-202.
  4. Helson R., Crutchfield R.S. Creative types in mathematics. // Jour. Pers. – 1970. – Vol. 38. – N 2. – P. 177-197.
  5. Tоrrаnсе E.P. Can we teach children to think creatively? // Journal of Creative Behavior. – 1972. – N6. – P. 114-143.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.