Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(22)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Курбатов С.Н., Гузенина С.В. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 2(22). URL: https://sibac.info/journal/student/22/96041 (дата обращения: 20.12.2024).

К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Курбатов Сергей Николаевич

студент, факультет истории, мировой политики и социологии ТГУ им. Державина,

РФ, г. Тамбов

Гузенина Светлана Валерьевна

канд. социол. наук, доц. ТГУ им. Державина,

РФ, г. Тамбов

В категориальный аппарат современного обществознания общества, совсем недавно и постепенно вошла новая категория - социальная ответственность, пытающаяся вместить в себя моральные ориентиры отдельных индивидов коллективов, и целых государств в современном мире, обусловленном процессами глобализации, интеграции и стандартизации.

Как поясняет Арендт X., ответственностью является совершение действия, которое прямо или косвенно направлено на сохранение чего-либо иного в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий [1, с. 215]. К объекту рассматриваемого понятия относятся другие люди (как их составляющие - поколения, настоящие и будущие, общности), окружающая нас среда (в том числе и животные), духовности материальные и социальные и прочее. В правовом поле объектом ответственности принято считать закон.

Ответственность чаще всего бывает вызвана: ненамеренно (естественно или случайно) обретенным статусом человеком (к этому относится, например, ответственность родителей); принятым им сознательно социальным статусом (например, ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (например, ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника) [2, с. 324].

Проблематика социальной ответственности вошла в предмет изучения и обсуждения в социальных науках не так давно, произошло это на рубеже XIX-XX вв., впрочем, некоторые аспекты, так или иначе связанные с анализом общественных последствий волеизъявления человека и условий, при которых эти последствия вменялись ему в вину, рассматривались еще в античности [3, с. 12]. Причём, данный контекст понимал лишь ответственность определенного индивида перед собственными согражданами этого общества. Намного позднее проблема ответственности стала занимать все более значимые позиции в различных областях человеческой деятельности и является предметом тщательного анализа, таких парадигм, как юриспруденция, экономика, социология и других.

Смысл термина «социальная ответственность» состоит в способности субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам. Она обозначает собой сложный характер взаимоотношений личности как с обществом, так и с государством, а также с коллективом и прочими социальными группами и образованиями. То есть, индивидуальной личности со всеми окружающими ее людьми [4, с. 214]. Если рассмотреть широкий смысл, то социальная ответственность рассматривается как определенные ожидания окружающей социальной среды по отношению к лицам, общественным организациям с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидами с другой [5, с. 158].

С развитием процессов капитализма и частной собственности, явление социальной ответственности начало проявлять себя в странах Запада. Это, в первую очередь, относится к корпорациям, в частности в Америке. Именно они становятся «путеводной звездой» становления института социальной ответственности.

К концу двадцатого столетия в области социальной ответственности американских корпораций стали отмечаться три следующие тенденции: первая состоит в децентрализации отношений с национальными сообществами. Крупнейшие корпорации настаивают на том, чтобы менеджеры их фирм и филиалов взяли на себя ответственность за отношения с общинами; вторая тенденция - рассмотрение отношений с сообществами, как фактора социальной ответственности корпораций. Это стало происходить из-за растущей децентрализации государственного управления. По этому принципу, местные органы власти «взвалили на себя» решение многих вопросов, связанных как с деятельностью, так и с регулированием, которые раньше относились к компетенции федерального правительства. Поэтому корпорации более тесно сотрудничают с местными органами власти и участвуют в их программах; третья тенденция касается социальной ответственности корпораций в связи с их деятельностью, приводящей к социальным расходам. В итоге, функционирование корпораций приводит к социальным расходам, и эти расходы следует компенсировать опять-таки социальной ответственностью корпораций [6].

Тема ответственности, в том числе и социальной, приобретает широкое общественное обсуждение и в СМИ. И это не смотря на то, что это явление ещё довольно мало изучено и исследовано профессиональными экспертами, всё чаще в сфере социальной политики, экономики и государства уклон происходит именно на понятие социальной ответственности. Например, в программе «В круге света» на радиостанции «Эхо Москвы» в том числе тема ответственности была поднята в контексте обсуждения становления России как социального государства. Наталья Зубаревич, директор региональной программы независимого института социальной политики, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии полагает, что под социальным государством, а значит и под социально ответственным стоит понимать такое, которое декларирует ответственность за те группы населения, которые по тем или иным причинам не способны обеспечить себя сами, причём государство делает всё возможное для того, чтобы их поддержать теми или иными способами [7]. А Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития, также участвовавший в этой дискуссии, обращает внимание на социальную ответственность как незаменимую часть ответственности перед самим собой, собственной инициативы как члена семьи и конкретного человека. Например, ответственность самого себя за распоряжение собственного благосостояния, имущества и семьи. Однако при последнем, а точнее в семьях, у безработных, у тех, у кого есть дети, часто наступают такие моменты, когда они сами перед собой ответить не могут. В таком случае, к данному человеку или семье помощь приходит от общества через государство. Тем не менее, упор стоит делать именно на общественный уклон, помощь общества, хотя и поддержка государства здесь никогда не будет лишней [7: там же].

Не обошла стороной социальная ответственность и такое явление, как благотворительность. Понятие "благотворительности" в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. К нему относятся и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом [8]. Благотворительная деятельность может расцениваться как форма сохранения для потомков доброго имени и славы. Например, перед предпринимателем, стоящим перед вопросом наследства и его значения для потомков исходит из двух предпосылок. Либо распорядиться им по сугубо корыстным целям, либо оставить наследство в пользу общества (благотворительность) и, в том числе осуществляя благотворительные поступки, он способствует улучшению отношений между собой и теми людьми, для которых он делает добро, а, предпринимая крупные благотворительные акции, он попросту достигает бессмертия, поскольку будет жить вечно в тех памятниках искусства и культуры, которым он предоставил свою помощь [8: там же].

Таким образом, социальная ответственность - это новый уровень ответственности индивида, группы людей, организации отвечать за поставленные себе обещания перед самим собой, либо перед группой субъектов (людей). Это понятие обширно: оно затрагивает как непосредственно человека, так и институты права, семьи. Отдельно в этом контексте рассматриваются корпорации и их политика социальной ответственности, явление благотворительности отдельных людей, бизнесменов и меценатства.

 

Список литературы:

  1. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. - СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.,
  2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. – В кн.: Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989,
  3. Апология Сократа // Платон. Диалоги. М. : ACT, 2001. 30 с.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. - 245с.,
  5. Социологический словарь. М., 2004. 341 с.,
  6. «Устойчивый бизнес» - деловой журнал в области КСО и Устойчивого развития». - URL: http://csrjournal.com/razvitie-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti. Дата обращения: 27.10.2017,
  7. Эхо Москвы. «В круге света. Сто лет социальных экспериментов». URL: https://echo.msk.ru/programs/sorokina/2083246-echo/. Дата обращения: 05.11.2017,
  8. Социальная ответственность: благотворительность как форма социальной ответственности. Лекция № 17, РГГУ. URL: https://studfiles.net/preview/4348610/page:3/. Дата обращения: 05.11.2017.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.