Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Габбасова К.Р., Иванова А.А. КРУЖЕВНАЯ ИСТОРИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 1(213). URL: https://sibac.info/journal/student/213/276317 (дата обращения: 19.12.2024).

КРУЖЕВНАЯ ИСТОРИЯ

Габбасова Карина Руслановна

студент, Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Иванова Арина Александровна

студент, Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Шкотова Ольга Владимировна

научный руководитель,

доц. кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Эпоха Возрождения (итал. Renaissance) зачиналась в Италии и оказала огромное влияние на искусство, культуру и быт других стран. Высокий Ренессанс — это конец 1490-х годов, до первой четверти XVI века.

В то время как в других странах во всю ещё наслаждались готикой, в Италии постепенно складывалась новые культурные и эстетические принципы. Они основывались на образах и формах античности. Идеи Возрождения означали не просто смену стилевого направления и художественного вкуса, но и обусловили глубокие перемены во всех областях жизни общества. Многое стремительно менялось в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, социально-культурные условия, эстетические потребности, а с ними и мир вещей.

Развитие архитектуры Ренессанса привело к смене системы иррационального пропорционирования зданий к приёмам ордерных построений колонн, пилястр, арок, ордерных аркад.

Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Главная цель — создание гармоничного образа, связанного с образами эпохи. В силуэте костюма преобладали горизонтальные линии; исчезали слишком длинные шлейфы, острые длинные носы обуви и свисающие рукава. Появлялись заметные черты античности: простота и мягкая плавность и ниспадающие складки.

 

Рисунок 1. Костюмы эпохи Возрождения

 

Как и в любое другое время, особое внимание общество уделяло именно одежде. Детали костюма не удлиняли фигуру, а широкий, приземистый силуэт и устойчивые пропорции создавали эстетический идеал красоты человека эпохи Возраждения. Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных цветочными орнаментами. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.

Главной мужской одеждой считались рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без или с рукавами. Мужская одежда была однотонной, но яркой.

А вот женский костюм был намного разнообразнее мужского. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих тканей. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой. Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду. Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты, что привело к тому, что рукавам, особенно в женском костюме, стали уделять много внимания). Нужно было как-то по-особому акцентировать эту часть, поэтому итальянцы стали думать над новыми деталями в одежде: роскошные рукава, воротники, броши, вышивки, тесьмы и, конечно, кружево.

Кружево — это декоративное текстильное изделие, которое, как считается, развилось из ажурной вышивки. Оно не имеет тканевой основы и образуется за счёт переплетения нитей.

Переходным периодом между тканью и вышивкой была тесьма — ретичелла (итал. Reticella).

 

Рисунок 2. Вышитое кружево

 

Рисунок 3. Игольчатое кружево

 

На изготовление квадратного сантиметра такого кружева у мастера уходит до 5 часов!

 

275264198_10161696577428625_701573158444322283_n

Рисунок 5. Ритичелла

 

Кружевными полотнами отделывались большие воротники, бывшие в то время в моде, края манжет-раструбов, передники, носовые платки. Сами воротники, как правило, вышивались швом по прорези. В начале были простые орнаменты, связанные с растительными мотивами, со временем орнаменты кружева усложнялись и в композицию узора включались сложные элементы в виде фигур людей и животных. Чтобы изделия держали форму, их крахмалили.

А вот первым настоящим кружевом, то есть не имевшим полотняной основы, стало кружево «стежок в воздух» (итал. punio in aria). Оно шилось петельным швом. Вышивальщица выкладывала толстую нитку по контурным линиям узора, нанесенным на пергамент с подложенным под него полотном. Нитка прикреплялась наметкой к пергаменту и полотну. Контур заполнялся петельным швом, элементы узора соединялись нитями, обработанными этим же швом. Когда узор был готов, сметочные нити разрезались ножницами между полотном и пергаментом, кружево снималось с пергамента.

Первые кружева, изготовленные в Милане, относятся к 1493 г. Тогда преимущественно производились шелковые кружева с золотой и серебряной ниткой, пользовавшиеся огромной популярность как по всей Италии, так и в других европейских странах.

Существует несколько видов кружева: бобинное, игольчатое, плетеное, ленточное, сетчатое, вышитое кружево и т. д. Игольчатое кружево делается с помощью одной иглы и нити, а бобинное кружево плетется из многих нитей.

По словам историков первое кружево было настолько дорогим, что его хранили в шкатулках, как драгоценности и надевали в исключительных случаях.

Основными центрами выработки кружева для всей Европы в XV—XVI веках были итальянские города, в том числе Венеция, Генуя и Милан.

А первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. И появилась версия — почему нитяное плетёное украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления по краям украшались узорной вышивкой и плетением — «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево».

По легенде, Петр Первый, желая, чтобы русская знать носила одежду с кружевами, выписал венецианских кружевниц в город Кадом, чтобы они обучали местных женщин своему искусству. На основе венецианского кружева кадомские рукодельницы создали свой вариант, получивший название «вениз».

Кадомский вениз — это вариант тонкой вышивки. Кадомский — по названию поселка Кадом в Рязанской области, где он появился. Вениз — от слова «Венеция». Это не совсем кружево, потому что оно выполняется иголкой с ниткой и имеет основу в виде ткани.

 

Рисунок 6. Кадомский вениз.

 

Вместе с Кадомским в России также развивается Елецкое, Вологодское и Вятское кружева.

Оно продолжает существовать до сих пор. Кружево такое изысканное, что женщинам хочется украшать себя им и в обыденной жизни. Поэтому они носят кружевное белье, свадебные платья, школьную форму. В быту мы можем встретить гардины, напоминающих кружевные полотна.

Многие модные дома всё так же активно используют его в коллекциях для своих изделий, органично сочетая современный вид одежды с этим декоративным элементом. Так, например, кружево находит свой отклик у Alexander McQueen, Gucci, Пьерпаоло Пиччолли для Valentino и Джамбатиста Валли для своего одноименного бренда.

Так же и отечественные бренды используют кружево в своих работах. Российский дизайнер Ульяна Сергеенко стала знаменита своими нарядами, в которых она использует кружево ручного плетения, например вологодское.

 

Кружево модно?, изображение №2

Рисунок 7. Платье Ульяны Сергеенко с Вологодским кружевом

 

https://rs-m.ru/wp-content/uploads/2020/03/eb5f49b9-5fa7-4026-9c9d-ef76ed117948.jpghttps://rs-m.ru/wp-content/uploads/2020/03/eb5f49b9-5fa7-4026-9c9d-ef76ed117948.jpg

Рисунок 8. Дизайнер Сергей Сысоев и его костюмы.

 

Рисунок 9. Работы Alexander McQueen

 

Обзор Buro 24/7: Gucci, resort 2016 | Связаные крючком платья, Модные  стили, Шитье платья

Рисунок 10. Показ Гуччи

 

Вся эта кружевная история, которая началась еще в эпоху Возрождения и длилась целые века, и продолжается по сей день.

 

Список литературы:

  1. Легендарное кружево французских королей [Электронный ресурс] —https://dzen.ru/media/eregwen/legendarnoe-krujevo-francuzskih-korolei-60891fb7a893d812c11e63a9
  2. История венецианского кружева [Электронный ресурс] — https://li-ga2014.livejournal.com/473528.html
  3. Ранние формы кружева [Электронный ресурс] — https://culture.wikireading.ru/91825
  4. Кружево [Электронный ресурс] — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE
  5. Рождения кружева [Электронный ресурс]— https://pailish.livejournal.com/1188858.html

 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.