Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(211)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Бартецкий П.В., Яруллов Э.И. СТРАХ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 41(211). URL: https://sibac.info/journal/student/211/274287 (дата обращения: 27.11.2024).

СТРАХ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Бартецкий Павел Витальевич

студент 2 курса, факультет информационных систем и технологий, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Яруллов Эмиль Ирикович

студент 2 курса, факультет информационных систем и технологий, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Емелеева Лилия Фаридовна

научный руководитель,

ассистент кафедры «Философия», Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

В современной науке, в сфере изучения эмоций и чувств во многом опирающейся на достижения философской мысли, понятия тревоги и страха имеют множество различных определений, обладающих как сходством, так и различием, что нередко затрудняет поиск единственно верной дефиниции. Начиная с первых своих шагов, философская мысль рассматривает страх как один из важнейших феноменов человеческого и социального бытия. Уже в античной философии мы встречаем стремление показать многообразие форм страха и осмыслить страх с позиций того или иного философского направления (Платон, Аристотель, стоики). Рационализм в трактовке страха у античных мыслителей проявляется не только в противопоставлении страху разума, но и в стремлении рассмотреть разные формы проявления страха, описать их и классифицировать. Средневековая философская мысль, прежде всего, в лице представителей патристики, связывала проблему страха с душеполезностью, трактуемой теологически. Мировоззренческая трансформация эпохи Возрождения, сопровождавшаяся секуляризацией, сместила акценты исследования страха в сторону его утилитарного значения (Н. Макиавелли). В философии Нового времени сложилось несколько подходов к изучению страха, с одной стороны, продолжающих развивать проблематику, поставленную античными мыслителями, а с другой, отражающих специфику философского развития этого периода. Философы этого периода исследовали проблему соотношения страха и знания. Мыслители рассматривали страх как фактор, порождающий предрассудки, ложные и фантастические представления о действительности.

В привычном понимании страх является отрицательным феноменом, потому что чувство страха вызывает в человеке неприятные ощущения. С точки зрения науки страх принадлежит к отрицательным чувствам.

В античной философии страх рассматривался в качестве одной из ключевых проблем, требующих решения. В эпоху Средневековья страх трактовался на основе Священного писания. Предполагалось, что страх тревожит телесную оболочку. В Библии выделяется страх за внутреннее душевное состояние, чувство познания истины. [4, с. 60-71]

Философия Возрождения представляла страх как выдуманное чувство, удостаивавшееся осуждения. Гуманистический взгляд М. Монтея побуждал к переосмыслению накапливаемых страхов общества. В Новое время мыслители рекомендовали преодолевать страх посредством познания истины и связи с Богом.

В XIX веке страх считался одним из видов ощущений, ориентированных на защиту человека. В XX веке страх как философское понятие обрел популярность в экзистенциализме.

Были выделены такие проявления страха как боязнь, тревога, ужас, при этом ужас, в отличие от страха, разрушает индивидуальность человека.

Страх был рассмотрен в двух аспектах: невротический страх – вызван фантазиями или душевными принципами человека; экзистенциальный – вызван реальной опасной ситуацией.

В современности страх можно рассмотреть в трех аспектах: страх экзистенциальный – реальная опасная ситуация, социальный страх – существование людей, страх смерти – переживание о кончине.

Экзистенциальный страх способствует расширению скрытых особенностей человека. Во время разрешения опасной ситуации страх дает человеку возможность открыть для себя что-либо с новой стороны. [5, с. 628-629]

Страх укрепляет общественные отношения человека, вынуждая его прибегать к помощи других. Благодаря этому человек саморазвивается и обретает определенный круг общения (друзья, близкие).

Человек всегда стремится к развитию и расширению своих благ, иногда это причиняет ущерб другим людям. Данные действия останавливают с помощью устрашения за определенные проступки. Страх быть наказанным сдерживает недопустимое поведение человека. Платон заявлял, что закон обязан порождать «справедливый страх». Так, за счет ощущения угрозы, получается избежать распада общества.

Платон считал, что «вера в богов» порождает «справедливый страх». Божественный страх – способ против отваги (справедливость и стыд). Религия поддерживает порядок. Если даже человек убежден в том, что Бога не существует, то перед совершением незаконного деяния его терзает страх быть наказанным. Религия позволяет управлять поведением каждого и основана на страхе наказания. [2, с. 656]

Привлекательность многих религий заключается в том, что тем, кто верит в Бога, «обещают» бессмертие. Поэтому, одним из способов борьбы со страхом смерти является убеждение в бессмертности человеческой души.

Проблема страха смерти необъяснима. Именно страх смерти на земле побуждает к размышлению о смысле жизни и предопределении. Пытаясь преодолеть этот страх, человек ищет себя, ставит цели, ценит время и силы. Страх смерти мотивирует к активной жизненной деятельности. Когда человек боится умереть, он приложит все усилия, чтобы остаться живым. Если бы жизнь была бесконечной, то действия были бы противоположными.

Современные исследователи выделяют различные формы и виды страха человека. Человек испытывает биологические страхи, связанные с угрозой жизни и здоровья (высота, вода, бессонница), экзистенциальные страхи – необоснованная боязнь, которая не несет реальной опасности (жизнь, смерть, утрата), социальные страхи, которые возникают при взаимодействии с другими людьми (насилие, увольнение, неудача, ответственность). Помимо основных видов выделяют природные, личностные, детские страхи и другие.

Вопрос о том, почему именно в период развития современной культуры появилась мысль, что страх – это способ существования человека, остается открытым. Вероятно, результат отражается в неких особенностях социальной реальности, устанавливающих индивидуальность атмосферы человеческой жизни.

Одной из главных частей процесса усовершенствования личности является переход от представителя коллективного существа к представителю индивидуального. При становлении индивидуализма большое влияние на трансформацию социальных процессов оказали преобразования привычных традиций и ценностей, разрушение шаблонных моделей поведения, вывод людей из зоны комфорта. Развитие современного индивидуализма являлось сложным и трудоемким, поэтому процесс включал в себя страх и переживания. [1, с. 352]

Различают два типа причин возникновения страхов: причины первого типа, относящиеся к страху свободы, одиночества и неоднозначности, являются «базовым страхом», у которого нет четкой причины, кроме чувства опасности бытия; причины второго типа относятся к реальным жизненным ситуациям, но они лишь скрывают более серьёзные страхи.

Различные виды страхов присутствуют на каждом из этапов развития человека, но «базовый страх» является фундаментальным во всех его проявлениях; постоянное сопутствующее беспокойство, дающее начало как неопределенного, так и реального страха.

В качестве социального явления страх следует отличать не только от его психологических аспектов, но и от страха биологического. Биологический страх – это инстинктивная реакция на опасность, обусловленная особенностями индивида как биологического организма Страх как биологическое явление присутствует у человека и животных в качестве рефлекторной, врожденной способности различать опасность. У животных это признаки хищника, сигналы тревоги, указывающие на угрозу жизни и т.п. Той же природой обладают биологические страхи у человека. Инстинктивная реакция страха в ответ на внезапную опасность (гром, неожиданно открывшаяся дверь, странные звуки в темноте и т.п.) или угрозу жизни при столкновении с угрожающим объектом (наводнение, ураган, лесной зверь), порождающая стремление убежать, спрятаться, означает появление биологического в своей основе страха. Такой страх нельзя отнести к социальным явлениям. С подобным пониманием сущности биологического страха соглашаются и некоторые исследователи (А. Кемпинский, Ю. Щербатых).

Чем шире круг социального общения индивидов и групп, их вовлеченности в различные аспекты общественной жизни и различные виды деятельности, тем шире диапазон страхов. Поэтому можно говорить о следующих типах страхов: 1. Повседневные страхи. 2. Страхи, вызванные проблемами конкретного общества. 3. Страхи, связанные с глобальными явлениями, мировыми проблемами.

 

Список литературы:

  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.
  2. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2002. 656 с.
  3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. Академический проект, 2002. 880 с.
  4. Руденко А.М., Киреева Л.Е. Генезис страха человека в современной культуре // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2018. – №2. – С.60-71.
  5. Фаизова Г.И. Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия// Вестник Башкирского университета. – 2008. – №3. – С.628-629.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.