Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(198)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Ганзина О.Ю. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КРЫМУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 28(198). URL: https://sibac.info/journal/student/198/262669 (дата обращения: 21.12.2024).

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КРЫМУ

Ганзина Ольга Юрьевна

магистрант, кафедра «Вокального искусства и дирижирования», Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CHORAL PERFORMANCE IN CRIMEA

 

Olga Ganzina

Master student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical Fevzi Yakubov University,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлена информация о становлении и развитии культурно–просветительских и национально–культурных обществ, основные цели и роль их исполнительской деятельности в хоровой культуре Крыма.

ABSTRACT

The article provides information about the formation and development of cultural-educational and national-cultural societies, the main goals and the role of their performing activities in the choral culture of the Crimea.

 

Ключевые слова: хоровая музыка, образование, искусство, хоровое пение, вокально-хоровой, коллектив, культура.

Keywords: choral music, education, art, choral singing, vocal and choral, collective, culture.

 

Хоровая музыка, как наиболее показательная область творчества, уходящая своими корнями в глубокую языческую древность, наименее изучена с точки зрения культурологии. Сопровождая развитие культуры Крыма, является показателем духовной жизни общества.

Развивалось хоровое искусство параллельно с другими регионами Российской империи. Еще до создания ступеней предпрофессионального и профессионального образования в музыкальной жизни Тавриды складывалось особое отношение к хоровому пению, звучавшее в церковно - приходских и начальных школах, гимназиях и училищах.

Следует учесть, что до середины XIX века музыка и пение чаще всего изучались по желанию, не являясь обязательными предметами в системе общего образования. Но со второй половины столетия взгляд на эти предметы и к эстетическому воспитанию в целом начал перерождаться. Стали издаваться приказы на законодательном уровне о введении уроков музыки в образовательные программы, о чем свидетельствует Анафиева Э.Р.: «Кроме того, на музыкальное образование отводилось достаточно большое количество часов, что позволяло разнообразить формы и содержание музыкального образования. При этом программы по обучению музыке учитывали местный национальный компонент» [1, с. 37].

С течением времени вокально-хоровая работа в Крыму преображалась и реорганизовывалась, что связано с экономическими и политическими изменениями в стране. Это в значительной степени влияло на качество преподавания вокала, хорового класса и в целом на уровень вокально - хоровых коллективов.

В первых музыкальных классах, курсах, школах, как они называются в периодике и документальных источниках того времени, одним из обязательных ракурсов их деятельности была организация и воспитание, создание и взращивание хоровых коллективов.

И бесспорно, хоровое и вокальное искусство, «одно из действенных средств нравственного возвышения человека и вместе с тем интегративный и эффективный метод эстетического воспитания подрастающего поколения», приобрело еще большую популярность в связи с его доступностью для каждого человека. [3, с. 3].

Этническое многообразие Крыма является важным внутренним механизмом её современного состояния и проектных форм. К проектным формам относим интенсивно развивающиеся национально–культурные общества Крыма. Вокально–хоровой аспект их деятельности, совместные фестивали, смотры художественной самодеятельности, на наш взгляд, очень ярко представляют толерантную атмосферу межнационального культурного взаимодействия, важную для будущего данной региональной музыкальной культуры [5, c.54].

На современном этапе развития существуют различные типы учреждений культуры, осуществляющие культурно-досуговую деятельность, на базе которых действуют самодеятельные хоровые коллективы общее количество которых составляет 1002 (9663 участника). Из них имеют звание «народный» – 23 вокальных коллектива, 19 хоров и 2 ансамбля песни и танца; звание «образцовый» имеют 77 вокальных коллективов и 11 хоров.

Необходимо отметить стабильно высокий уровень творческой самореализации художественных любительских коллективов и отдельных исполнителей [4, c.163].

На сегодняшний день самыми известными и высокопрофессиональными являются такие вокально-хоровые коллективы как:

Хор «Гармония» (рук. Кваст К.В.), крымскотатарский фольклорный ансамбль «Крым» (рук. заслуженный деятель искусств Украины и Республики Татарстан С. Какура), вокальный ансамбль «Джаз-Рандеву» (худ. рук. Заслуженный артист АРК А. Журавлёв), крымскотатарский ансамбль «Хайтарма» (рук. Заслуженная артистка АРК, Заслуженная артистка Украины, Лауреат премии АРК Э. Налбантова), вокальное трио «Славяночка» (худ. рук. Заслуженная артистка Республики Крым Н. Прокопенко), хор ветеранов «Сударушка» (рук. В. Данилов), вокальный ансамбль «Евпатория» (рук. В.Г. Кендзерский), вокальная студия «Элегия» им. T.T. Копыленко и хор «Школьные годы» г. Феодосия (рук. Лауреат Государственной премии РК, заслуженный работник культуры Украины, лауреат международных конкурсов В.А. Заславский), государственный вокально-хореографический ансамбль «Таврия» им. Л.Д. Чернышёвой (худ. рук. Заслуженный деятель искусств Украины и Крыма И. Михайлевский), камерный хор «Таврический Благовест» (худ. рук. Заслуженный деятель искусств Крыма В. Николенко), вокальный ансамбль болгарской песни «Извор» (рук. В.В. и И.В. Янковы), творческие коллективы немецкого населения вокальные ансамбли «Нахтигаль», «Эдельштайн» и танцевальный ансамбль «Югенд», вокальная студия «Занчак» Крымского армянского общества в Симферополе (рук. К. Петросян), украино – белорусское общество "Полесье", чешский фольклорный ансамбль «Студанка» Александровского СДК Красногвардейского района (рук. О.В. Главатая), народный театр фольклора «Селяне» Калиновского сельского Дома культуры (рук. Е.Л. Белоконь), вокальный ансамбль народной песни «Радуница» Куйбышевского Дома Культуры (рук. Махова Л.) [4], Хоровой коллектив «Русская песня» дома культуры Бахчисарайского района, основанный в 1965 году, (рук. Заслуженный работник АР Крым Е. Морозова), вокальный ансамбль «Эфсане» на базе Зареченской ДМШ (рук. Э. Бекирова) и др.

Репертуарный список обширен, подобран со вкусом, разнообразен и содержателен, в его числе много сложных произведений, требующих от коллективов высокого исполнительского мастерства.

Коллективы выступают не только на отечественной сцене, но и за рубежом, участвуют в большинстве правительственных мероприятий, приуроченных к торжественным датам, проводят благотворительные выступления.

Основная цель заключается в содействии развитию хорового искусства на полуострове, сохранению национальных традиций народов Крыма, организации участия в различных международных фестивалях хорового искусства. [2, c.14].

Таким образом, крымский регион славится проведением разнообразных фестивалей хорового искусства, потенциал которого уникален и несравним с другими видами музыкальной деятельности, поэтому важность для эстетического воспитания участников и слушателей трудно переоценить.  Выделяется своей необычайно разной и широко развитой музыкальной культурой, яркой колоритностью и самобытностью народов, проживающих на территории полуострова, что подкрепляется системой музыкального образования.

Такое разнообразие культур и религий только способствует активному и разностороннему развитию творческой деятельности, в том числе и хорового исполнительства, которое несомненно является зеркалом традиций и обычаев народов, населяющих Крым.

 

Список литературы:

  1. Анафиева Э.Р. Развитие частных учебных заведений в Крыму в XIX веке // Среднее профессиональное образование. М., 2019. № 12. С. 35–38.
  2. Белый Л. Культурный процесс в Крыму: диалог культур на рубеже тысячелетий. – Симферополь: ООО ТД «Палитра», 2007. – С. 75.
  3. Булгаков В.Д. Хоровая культура России: история, теория, практика и современные тенденции // Материалы II Всероссийской заочной научно- практической конференции, Казань, 9 апреля 2016 года // Министерство культуры РФ, Казанский государственный институт культуры, Факультет музыкального искусства, Кафедра хорового и этнохудожественного творчества, Отделение вокально-хорового творчества. Казань: КазГИК, 2016. С. 107.
  4. Парамонова Л.А.ˎ Качествоˎ современногоˎ дошкольногоˎ образования: старшегоˎ воспитателяˎ дошкольногоˎ учрежденияˎ/. –ˎ М.:ˎ МЦФЭР,ˎ 2011.ˎ–ˎ 340ˎ с.
  5. Яцков А. В. Музыкальная культура Крыма 1900–1980-х годов в аспекте регионики: автореф. дис. на соискание учен.степени. канд. искусствоведения: специальность 17.00.01. «Музыкальное искусство»/ А.В. Яцков; Национальная гос. академия Украины им. П.И. Чайковского.– Киев, 2012. – С. 16.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.