Поздравляем с Днем Российской науки!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(195)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сосновская В.А. «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» КАК РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 25(195). URL: https://sibac.info/journal/student/195/261301 (дата обращения: 08.02.2023).

«ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» КАК РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ

Сосновская Валерия Алексеевна

студент, кафедра экономики и менеджмента Институт экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе,

РФ, г. Севастополь

«LORD OF THE FLIES» AS AN ALLEGORICAL NOVEL

 

Valeria Sosnovskaya

student, Department of Economics and Management Institute of Economics and Law (branch) «Academy of Labor and Social Relations» in Russia, Sevastopol

Russia, Sevastopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается роман американского писателя У. Голдинга «Повелитель мух» в качестве романа-аллегории, проводится анализ его религиозных, политических и психоаналитических аспектов.

ABSTRACT

The novel of American writer W. Golding «Lord of the Flies» as an allegorical novel is considered. The article analyzes religious, political, and psychoanalytical aspects of the novel.

 

Ключевые слова: роман-аллегория; «Повелитель мух»; У. Голдинг; английская литература.

Keywords: allegorical novel; «Lord of the Flies»; W. Golding; English literature.

 

«Повелитель мух» представляет собой пародию на знаменитую приключенческую историю о мальчиках на Коралловом острове Р. Баллантайна (1857), где трое потерпевших кораблекрушение героев лелеют тёплые воспоминания о счастливых днях, которые они там провели. В противовес Р. Баллантайну в «Повелителе мух» У. Голдинг изображает мрачную картину жизни. Писатель отмечает, что его роман вовсе не о приключениях или радости: «Остров Р. Баллантайна был островом 19-го века, населённым английскими мальчиками; мой должен был стать островом 20-го века, населённым английскими мальчиками». [2, c.5]

На протяжении многих десятилетий после издания книги литературоведы спорят о жанре данного романа: кто-то определяет его как философскую притчу, робинзонаду, другие как антиутопию, психологический реализм. «Повелитель мух» – прекрасный пример аллегории. Аллегорический аспект достигается с точки зрения изображения персонажей, метода повествования, событий и тем. Аллегория (от греч. allegoria – иносказание) – изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. [5]

Чаще всего исследователи выделяют 3 типа аллегории в произведении – религиозную, политическую и психологическую. Рассмотрим роман с ракурса религиозной аллегории, принимающей данную форму через героя Саймона (Христос дал Своему апостолу Симону имя Пётр). Ни один из персонажей, кроме него, не функционирует исключительно как часть аллегории. Название романа восходит к еврейской иерархии демонов, где Вельзевул упоминается как «Владыка мух». Сначала остров, живописный и изобилующий вкусной едой, напоминает Эдемский сад, в котором когда-то счастливо жили Адам и Ева. Однако Джек, метафорический змей, соблазняет других мальчиков свининой и настраивает их против Ральфа, олицетворяющего человеческую природу – он и справедливый, и жестокий, и снедаемый внутренними противоречиями персонаж. Джек – уменьшенная фигура Гитлера; узурпатор и правит как самодержавный вождь. [4, c. 100]

В конце произведения рай превращается в ад. Однако искупитель приходит в образе Симона. Симон символизирует веру – веру в значимость человеческого опыта в этом мире отражена в ярком, образном стиле У. Голдинга. Саймон идёт на гору (как Христос шёл на Голгофу), чтобы удостовериться, что никакого Зверя нет (поиск истины). Так и вышло – мальчик повстречал там лишь скелет лётчика (символ погибшей цивилизации). Герой пытается донести своё открытие до товарищей, которые в зловещем первобытном танце убивают его, словно животное.

Любопытно, что раковина, которую Ральф и Хрюша находят в лагуне и используют, чтобы созывать детей на собрания, – не только образ порядка и парламентаризма. Тот, у кого есть раковина, является единственным человеком, допущенным к разговору в то время. Хрюша, , олицетворяющий прагматика, техническую интеллигенцию, рациональность, кричит старшим мальчикам: «Дайте ему раковину». Хрюша придерживается идеологии демократии, и для него «тревожно», что это имеет такое же значение, как и для старших мальчиков. [2, c.5]

С самого начала писатель уделяет внимание диковинности раковины – её тонкий рельефный рисунок,  глубокие и резкие звуки, эхом отражающиеся от розового гранита горы. К концу рассказа раковина разбивается, и мы испытываем ту печаль, которая овладевает нами, когда приходит в негодность всякий изысканный предмет. Раковина, «защищающая» Ральфа, противопоставляется голове убитой Джеком свиньи, «Повелителю мух», символа тьмы, смерти, хаоса и грехопадения.

Если рассматривать данное произведение как политическую аллегорию, то это аллегория биополитического или постполитического общества, возводящего  «безопасность» в ранг самого священного принципа организации [3, c.16]. После Второй мировой войны мир был разделен на два лагеря – свободный мир и Советский Союз, очень похожие на «кланы» Ральфа и Джека. Кроме того, в послевоенном периоде мир стоял на пороге ядерной войны. Так и У. Голдинг в «Повелителе мух» изображает мир на грани атомного уничтожения. Любопытным символом является огонь, который в начале романа выступает как символ спасения, а в конце как символ разрушения: «Огонь, будто он живой и дикий, пополз, как ползет на брюхе ягуар, к молодой, похожей на березовую поросли, опушившей розоватую наготу скал. Он набросился на первое попавшееся дерево, мгновенно изукрасил его пылающей листвой. Потом проворно прыгнул на следующее и тотчас заполыхал, качая их уже строем». [1, c. 235]

«Кланы», возглавляемые Ральфом и Джеком, раскрывают две стороны общества. Та, которую возглавляет Ральф, выступает за институционализированную часть общества, где люди соблюдают правила и поддерживается порядок. В то время как другая часть показывает тёмную сторону того же общества, в котором имеют место фантазии о преступлениях и извращениях. [4, c.101]

Ральф, справедливый лидер, взывает к разуму и порядку, однако Джек, точная копия или уменьшенный образ фашистских лидеров, пытается сплотить мальчиков вокруг общего воображаемого врага. Он создаёт своё тоталитарное государство и военный режим. Ребята, принявшие его сторону, раскрашиваются, словно индейцы. После этого они начинают творить зверства. Говоря словами ведьм из «Макбета» У. Шекспира: «Грань меж добром и злом, сотрись!». Джек вскоре уничтожает  своих друзей, Хрюшу и Саймона,  что в целом напоминает читателю о холокосте. Писатель, как раньше, уже не противопоставляет раковину свиной голове, а сближает их: Ральф смотрит на череп, блестающий, словно белый рог.

В «Повелителе мух» существует также аллегорическая связь с холодной войной. Зверь, в поиски которого отправились мальчишки, олицетворяет коммунизм. Во время холодной войны одним из основных страхов людей было распространение коммунизма. Политические лидеры использовали этот страх как инструмент прихода к власти.

Особый интерес данное произведение представляет собой с психоаналитической точки зрения. Данная история содержит в себе несколько столкновений – на уровне коллектива (цивилизация и варварство) и на индивидуальном уровне (оно – Джек как принцип удовольствия, эго – Ральф как принцип реальности, суперэго – принцип морали). Ребята находятся под сильнейшим влиянием эмоций; они в то же время напуганы и очарованы естеством человека и окружающей их природой. Джек – воплощение импульсивности и жестокости, Хрюша – холодной прагматичности, в Саймоне проявляются религиозные стороны. Ральф – наиболее комплексный персонаж, воплощающий в себе целостное человеческое существо. [4, c. 103]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что «Повелитель мух» – одно из величайших литературных произведений о человеческой природе, его тёмных и светлых сторонах; оно может рассматриваться в качестве романа-предупреждения для современного общества.

 

Список литературы:

  1. Голдинг У. «Повелитель мух». – Москва: Астрель, 2011. – 260 с.
  2. Темирбулатова К. М. Философская притча Вильяма Джеральда Голдинга «Повелитель мух» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. –  2010. –  №1 [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-pritcha-vilyama-dzheralda-goldinga-povelitel-muh (дата обращения: 05.07.2022).
  3. Diken, Bulent & Bagge Laustsen, Carsten. (2006). From War to War: Lord of the Flies as the Sociology of Spite. Alternatives: Global, Local, Political. 31. 10.1177/030437540603100404.
  4. Sathyaseelan, S. (2016) 'Lord of the Flies' as an allegory. Veda’s Journal of English Language and Literature. – JOELL. 3(2). 99-103.
  5. Определение аллегории // Академик: словари и энциклопедии  [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/52086 (дата обращения: 28.06.2022).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом