Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(194)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Лысеня Н.А. ХРОНОТОП В «ПОВЕСТИ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ» (ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 24(194). URL: https://sibac.info/journal/student/194/260666 (дата обращения: 23.04.2024).

ХРОНОТОП В «ПОВЕСТИ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ» (ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ)

Лысеня Никита Александрович

студент, кафедра русского языка и русской литературы Белгородский государственный университет (НИУ «БелГУ»),

РФ, г. Белгород

CHRONOTOPE IN THE "TALE OF SAVVA GRUDTSYN" (LINGUISTIC MEANS EMBODIMENT)

 

Nikita Lysenya

student, Russian Russian Language and Literature Belgorod State University (NRU "BelSU"),

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется понятие хронотоп, рассматриваются особенности его выражения в прозаическом тексте. На примере беллетристической «Повести о Савве Грудцыне» показано, с помощью каких языковых средств создаётся художественное время и пространство в произведении.

ABSTRACT

The article analyzes the concept of chronotope, discusses the features of its expression in a prose text. Using the example of the fictional "The Tale of Savva Grudtsyn", it is shown with the help of which linguistic means artistic time and space are created in the work.

 

Ключевые слова: хронотоп, фольклорный хронотоп, хронологические пометы, топонимы, имена исторических деятелей.

Keywords: chronotope, folklore chronotope, chronological marks, toponyms, names of historical figures.

 

Одним из ключевых понятий литературоведения является хронотоп, поскольку он наравне с другими художественными средствами считается одним из главных средств выражения художественного образа. Исходя из этого, актуальность изучения художественного времени и пространства заключается в том, что смысл хронотопа представляется универсальной формой восприятия действительности. Древнерусская литература является интересным материалом для наблюдения, изобилующим языковыми средствами, с помощью которых и создаётся художественное пространство и время в произведении. Необходимо отметить некоторые отличительные черты древнерусской беллетристики XVII века: во-первых, она носит нормативный риторический характер, во-вторых, ориентирована на «нового читателя XVII столетия», то есть человека, знакомого с библейскими сюжетами, и, в-третьих, в ней появляется «новый герой», который готов вырваться из под опеки родительских заветов и наставлений. В рассматриваемой беллетристической «Повести о Савве Грудцыне» нормативный характер текста воплощает особый тип пространства, характеризуемого как необъятное и неизмеримое.

Традиционно под хронотопом понимают «изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Хронотоп воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не явно, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ» [1, с. 259]. Хронотоп выполняет в тексте особые функции: обеспечивает единство произведения, структурирует, организует время и пространство в произведении.

Впервые о хронотопе как о литературоведческом понятии заговорил М.М. Бахтин. Он же и выделил его основные виды: фольклорный, авантюрный, авантюрно-бытовой, автобиографический, средневековый, идиллический. В данной статье мы обратимся к фольклорной разновидности хронотопа, рассмотрим его на примере памятника древнерусской литературы – «Повести о Савве Грудцыне».

Фольклорный хронотоп характеризуется глубокой пространственностью, конкретностью, ощутимостью, цикличностью времени, единством таких явлений, как еда и питье, новая жизнь и смерть [2, с. 58].

В художественном языке сформировалась определенная система средств выражения и организации хронотопа. Этими средствами являются: система видовременных форм глагола; лексические единицы с темпоральной семантикой; падежные формы со значением времени; хронологические пометы; синтаксические конструкции, воссоздающие определенный временной план (номинативные предложения); имена исторических деятелей, мифологических героев; номинации исторических событий.

Также лингвистами выделяются синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречения места, топонимы, пространственные метафоры и другие, позволяющие определить пространственные границы художественного произведения [3, с. 329].

Обращаясь к анализу языковых средств создания художественного времени и пространства в «Повести о Савве Грудцыне», мы выяснили, что хронотоп в данном произведении создаётся с помощью средств стилистического уровня и имплицитно выражает идею о стремлении молодого поколения сбросить гнёт вековых традиций и жить в полную меру своих молодецких сил. Хронотоп в анализируемой повести неоднороден: время идёт своим чередом и всё происходящее начинается в 1606 году, а заканчивается, вероятно, в 1613-1614 гг., во время правления царя Михаила Фёдоровича. Пространство представляет собой бесконечный остров, который не очерченный никакими границами. Главные персонажи, а именно Савва и бес, постоянно находятся в разных частях Российского государства.

Главным языковым средством выражения времени в тексте «Повести...» являются хронологические пометы. Важной особенностью данного произведения является то, что здесь указаны точные даты, которые во многих древнерусских ппамятниках не всегда отмечаются. Так, например, реализуют категорию времени в «Повести о Савве Грудцыне» следующие даты: в 1606 году; 1-го июля Савва был измучен бесом необычайно;8 июля праздник Казанской Пресвятой Богородицы. Помимо точных дат, в тексте представлено и абстрактное время: через много времени…; тому времени Фома Грудцын возвратился…; этой ночью еще спал у нас, а на утро куда-то пошел; в то время на Москве…; …жили в нем три дня, ни кем не замечанные; на четвертый день/на второй день/на третий день; на другой день [4, с. 329, 333, 341]. Данные формы времени указывают на его цикличность.

Необходимо отметить, что для фольклорного хронотопа характерна конкретность и определённость. Именно поэтому еще одним языковым средством выражения временных отношений в повести являются имена исторических деятелей: …дом стрелецкого капитана Якова Шилова; …среди иерархов неусыпающего града нашего Москвы митрополит Петр; …лежат мощи святителя Божия митрополита Алексея; …до правления благочестивого Царя и Великого князя Михаила Федоровича; …был царский шурин боярин Семен Лукьянович Стрешнев [4, с. 328, 339, 342, 345]. Данные примеры свидетельствуют о том, что в тексте описан реальный промежуток времени, начиная с 1606 года и заканчивая, возможно 1613-1614 гг., поскольку в нём представлены реальные исторические лица, которые жили в тот период времени.

Стилистическим средством создания художественного пространства в анализируемом памятнике являются топонимы. В «Повести о Савве Грудцыне» они указывают на конкретность событий, изображаемых в произведении: …в Великом Устюге проживал…; …в славном и царственном городе Казани…; …по своим делам в Персию; …велел плыть в Соликамск; …до города Орла Усольского уезда…; В Козмодемьянске они пробыли…; …в селе Павлов Перевоз; …из тех мест в город Шуйск; …перевели в Москву; …в Земляной город на Сретенку; …в Смоленск и жили в нем три дня [4, с. 329, 335, 337, 338, 346]. Частое обращение к одним и тем же названиям городов указывает на неравномерность границ художественного пространства повести, что помогает убедиться в длительности странствований и мучений главного героя Саввы Грудцына.

Таким образом, хронотоп является важным структурообразующим компонентом художественного образа, проявляясь в его объективном, субъективном и непосредственном содержании, а также в его эстетическом значении, тем самым пронизывая всё его строение. Он охватывает всю композиционную канву «Повести», и имплицитно выражает идею о стремлении молодого поколения сбросить груз вековых традиций и «жить своей жизнью». Лингвистический анализ произведения показал, что основными средствами выражения хронотопа служат хронологические пометы, имена исторических деятелей и топонимы. Художественное время и пространство в повести, организованные небольшим набором языковых средств, способствуют образованию повествовательной канвы повести, отражению психологического состояния героя, его внутреннего мира, сломленного с нужного пути проделками тёмных сил.

 

Список литературы:

  1. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2006. – 316 с.
  2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. – Москва, 1975. – С. 17-167.
  3. Рудомазина Т.Б.  Анализ «Повести о Савве Грудцыне»: об изучении Древнерусской литературы студентами-журналистами // Известия ТГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1. – С. 326-330.
  4. Изборник: Повести Древней Руси // Л. Дмитриева, Н. Понырко, Д.  Лихачев. – М.: Художественная литература, 1987. – 447 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.