Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Абдульменова А.Р. ВКЛАД ЭДИЕ ТОПЧИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЕ НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ И ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/256637 (дата обращения: 11.08.2022).

ВКЛАД ЭДИЕ ТОПЧИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЕ НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ И ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО

Абдульменова Айше Рифатовна

студент, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

EDIE TOPCHI’S CONTRIBUTION TO THE CRIMEAN TATAR FOLK POETRY AND SONG ART

 

Aishe Abdulmenova

Student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрен и очерчен значимый вклад Эдие Топчи в крымскотатарское народно-поэтическое и песенное искусство. Раскрыто крымскотатарское народно-поэтическое и песенное искусство и его влияние на развитие творчества певицы. Акцентировано внимание на особенностях интерпретации крымскотатарской народной пени в исполнительской деятельности Эдие Топчи.

ABSTRACT

This article discusses and outlines the significant contribution of Edie Topci to the Crimean Tatar folk poetic and song art. The Crimean Tatar folk poetic and song art and its influence on the development of the singer's creativity are revealed. The attention is focused on the peculiarities of the interpretation of the Crimean Tatar folk song in the performing activity of Edie Topci.

 

Ключевые слова: Музыкальная культура, крымскотатарское народно-поэтическое и песенное искусство, жанры, крымскотатарская музыка, вокал, Эдие Топчи.

Keywords: Musical culture, Crimean Tatar folk-poetic and song art, genres, Crimean Tatar music, vocals, Eddie Topchi.

 

Значимый вклад в развитие и становление музыкальной культуры крымскотатарского народа внесла выдающаяся крымскотатарская певица Эдие Топчи. Она является символом, негласным голосом крымскотатарского народа. Данная исполнительница положила свою жизнь на культурном поприще, прилагая все усилия для развития и становления не только лишь музыкальной культуры, но и развития и «поднятия с колен» всего крымскотатарского народа. Обладательница прекрасного голоса, является символом свободы, чистоты и патриотизма. Как преданная дочь своего народа она верила и не опускала руки. Ее голос, вокал, как крик души всего народа, спустя многие годы отголоском доносится в сердцах ее поклонников и почитателей. На сегодняшний день Эдие Топчи является ярким примером безудержной энергии, таланта и целеустремленности. Она является эталоном исполнительской деятельности, мастером вокала, человеком компетентным, высокопрофессиональным, вложившим неоценим вклад не только в музыкальной, но и национально-социальной сфере развития и становления крымскотатрского народа. Главной позицией Эдие Топчи являлось не только развитие своего творческого пути, но и сбор теоретических материалов касаемо крымсотатарского народно-поэтического и песенного искусства, для более детального изучения и передачи следующим поколениям. Собранный материал, был нами проанализирован и представлен ниже.

В основе своей любое народно-поэтическое, песенное произведение крымскотатарской музыкальной культуры имеет подструктурное деление, во-первых зачин, музыкальный зачин знаменует начало произведение, точку его отправления, во-вторых следует сюжетное раскрытие песенного текста, в-третьих существует припев, повторение складного связующего текста (причитания, слова радости или грусти и т.д.), в-четвертых кульминация музыкального произведения [1].

Крымскотатарской музыки свойственна импровизация, которая не чуть не уменьшает ее музыкальные достоинства, а наоборот подчеркивает ее профессионализм и уникальность. Также данные музыкальные народно-поэтические, песенные импровизации были упомянуты в работах Г. Головинского «…. Импровизация конек народно-поэтических, песенных произведений….. Крымскотатарское музыкальное искусство – это особый самородок, требующий изучения и огранки…» [4].

Обращение Эдие Топчи к жанрам крымскотатарского песенного фольклора является закономерным явлением. Ведь крымскотатарский мелос несет в себе неисчерпаемый арсенал выразительных средств и конструктивных элементов, отображаемых в оригинальных художественных композициях. К тому же функционирование жанров крымскотатарского песенного фольклора в музыкально-исполнительской практике подчеркивает интонационное, ритмическое и ладовое своеобразие народной музыки. Любимым жанром исполнительской деятельности Эдие Топчи по праву считалась лирическая песня, которая в свою очередь являлась наиболее насыщенной областью музыкального наследия крымскотатарского народа. Зачастую крымскотатарское музыкальное искусство находило самовыражение в лирике. Крымскотатарской музыкальной лирике характерно свобода и широта мелодической линии, эластичность метра и ритма, ладовая особая роскошь. На ряду с непосредственным мажором и минором в крымскотатарской музыкальной культуре частым явлением является наличие лады с увеличенной секундой. В исполнении Эдие Топчи зачастую использовались натуральный мажор и минор, но так же она виртуозно исполняла дорийский и фригийский минорные лады, а также из мажорных так называемый миксолидийский. Исполнительской деятельности Эдие Топчи нередко было свойственно монодийное изложение, с очевидными элементами гетерофонности, сформированными на выраженном, развитом орнаментальном варьировании напева. Так называемая гетерофонность выражалась в разных формах симбиоза исполнительской деятельности с музыкальным сопровождением, то есть одновременное исполнение певицей и музыкантами-инструменталистами.  Почему же так были любимы лирические песни Эдие Топчи, ответ прост они отражали реалии жизни обычного человека, мотивы тяжелой судьбы, той, что постигла Эдие.  Богатство и бедность народа, его наследие. Основное место в лирике Эдие Топчи занимают песни о родных, любви между противоположном полом в ботанической форме, о тяжелой доле и ноше женщине, и конечно же о тоске по Родине. Данные произведения Эдие Топчи наполняла особой печалью. Красотой человеческих чувств торжественностью. Зачастую в исполняемых песнях Эдие Топчи была символика, так в ее песнях наблюдается сравнительная параллель между обыденной жизнью человека сравниваемой с растительным миром и живой природой так же лирические песни и особенность вокала Эдие передавала особенности духовного мира крымскотатарского народа, раскрывала разнообразие и колорит крымскотатарской культуры, его религиозные ориентиры [3].

Таким образом, крымскотатарское народно-поэтическое и песенное искусство характеризуется богатством жанров, тем, образов, интонационных, ритмических, ладовых и колористических характеристик. Большое влияние на процесс утверждения национального музыкального языка и образности крымскотатарского вокального искусства имела творческая позиция гениальной певицы ХХ века Эдие Топчи. Рассматривая исполнительскую деятельность Эдие Топчи, а именно репертуар, мы знакомимся с многогранным, разносторонним но в тоже время гармоничным миром ее исполнительской деятельности, а именно творческим портретом. Творческий портрет Эдие ханым, это симбиоз череды жизненных событий, препятствий, испытаний и стремление Эдие Топчи заниматься исполнительской деятельностью, вопреки всем преградам. Ведь её высококачественная профессиональная интерпретация музыки с ярким национальным характером демонстрирует глубинное проникновение в особенности народно-песенного творчества, ставшее неисчерпаемым источником художественно-технических и исполнительских средств. Важной составляющей уникального исполнительского стиля Эдие Топчи является национальный звукоидеал, определивший музыкальный язык и спектр средств выразительности в процессе создания высокохудожественных интерпретаций [4].

Жизнедеятельность певицы базировалось на мировоззренческих принципах мусульманской религии, а также на общественно-этических и художественно-эстетических принципах крымскотатарской песенной традиции. Исполняемые произведения Эдие Топчи собственно манера исполнения имела ладовые звукоряды, которую можно очертить в виде определённой системы: стабильные монодические лады; лады мажоро-минорной системы; симметричные лады, звукоряды которых состоят из ладовых ячеек, делящих октаву на равные части; гибридные лады, совмещающие элементы выше перечисленных ладов [6].

Яркая художественная палитра крымскотатарского народно-песенного фольклора и присущие ей средства выразительности стали главным художественным импульсом для Эдие Топчи в процессе создания рельефных музыкальных интерпретаций в её вокальной деятельности [5].

 

Список литературы:

  1. Ильяс Бахшиш – история моего народа: [95 – летию композитора посвящается. Биография]// Голос Крыма. – 2008. – 28 марта. С.1.
  2. Ильяс Бахшиш Сайлама вокаль эсерлер – Симферополь 2008г.
  3. Къырым бульбули кучюк къафесте йырламады, лякин буюкчесинде меджбур олды // Къырым. – 2002. – 2 августа.
  4. Музыкально-исполнительское мастерство: теория, практика, методика / Монография. Под общей ред. Чергеева А.А., Алиевой З. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2017. – 220 с.
  5. Эмирусеинова З. Классики крымскотатарской музыкальной культуры: Асан Рефатов, Яя Шерфединов, Ильяс Бахшыш / З. Эмирусеинова // Очерки истории и культуры крымских татар / под ред Э. Чубарова. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. – С. 158–161.
  6. Эмирусеинова З. Музыка и песни крымских татар / З. Эмирусеинова // Очерки истории и культуры крымских татар / под ред. Э. Чубарова. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. – С. 153–156.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом