Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Мальсагов М.А. МЫСЛИ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЦА: «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ М. ГОРЬКОГО И.И. БУНИНА» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 20(190). URL: https://sibac.info/journal/student/190/254953 (дата обращения: 14.01.2025).

МЫСЛИ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЦА: «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ М. ГОРЬКОГО И.И. БУНИНА»

Мальсагов Мухаммад Амирханович

магистрант второго курса, Русская литература, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Горчханова Танзила Хасултановна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. кафедры русской и зарубежной литературы,  Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «дневниковые записи», а также историко-литературное отношение писателей к революционной модели мира прошедшего столетия. Каждый писатель в своём творческом начале пытался найти нечто, что могло бы охарактеризовать его, как личность, а не посредственность. Максим Горький и Иван Бунин – являясь яркими представителями своего времени: тяжелого, буйного, богатого на события добились этого результата.

ABSTRACT

The article discusses the concept of "diary entries", as well as the historical and literary attitude of writers to the revolutionary model of the world of the past century.

Every writer in his creative beginning tried to find something that could characterize him as a person, not mediocrity. Maxim Gorky and Ivan Bunin – being bright representatives of their time: heavy, violent, eventful achieved this result.

 

Ключевые слова: И. Бунин, революция, газета, М. Горький, окопные дни, несвоевременные мысли.

Keywords: I. Bunin,revolution, newspaper, M. Gorky, okoyannye days, untimely thoughts.

 

Дневник - древнейшая форма литературного творчества, своеобразный «диалог с самим собой». [1] История дневниковой формы повествования есть история её изменения в авторском и читательском сознании - от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

К дневниковым записям обращались многие писатели реформаторы- это и А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой (хотя, последнего вряд ли можно назвать реформатором, скорее социал-демократ). Однако, перечисленные писатели,хоть и имели некое восприятие реальности, но на писателей конца XIX начала XX веков обрушился шквал исторических событий, которые в дальнейшем нашли своё место в системе публицистической деятельности.

Книга «Окаянные дни» Ивана Бунина так же построена на дневниковых записях, но опубликована она намного позднее событий затронутых в произведении. На советском пространстве данное газетное издание было освещено лишь в 90-х годах 20 столетия. Некоторые критики, после прочтения приходили к мысли о том, что автор всеми возможными способами старался оградить себя от ненавистной большевистской власти.

Писатель верил, что книга будет иметь огромное значение для потомков, но предупреждал, что прочувствовать до конца всю трагедию революции и гражданской войны никто не сможет.

«Да, я последний, чувствующий это прошлое,

время наших отцов и дедов…»

(с) Иван Бунин

По поводу ясности и точности книги до сих пор идут споры внутри литературных исследователей. Автор буквально проклинает все то, что привело и связано с Октябрьской революцией. Возможно, это связано с психологическим портретом писателя, отрицая любую форму насилия он не мог относиться к этому беспристрастно.

Сам он по этому поводу писал: «… Настоящей беспристрастности все равно никогда не будет. А главное: наша «пристрастность» будет ведь очень и очень дорога для будущего историка. Разве важны «страсть» только «революционного народа»? А мы-то что ж, не люди, что ли?».[3]

Стоить отметить, что в книге приведены не только мысли, переживания, но и его воспоминания, сны, диалоги с современниками, цитаты из газет, слухи, зарисовки уличных сцен и так далее.

Представление о мире и о политике для И.Бунина всегда было скрыто чернью. Он никогда не был участником политической борьбы и даже не состоял в партиях. Он отвергал большевистский строй не по идеологической причине, ему была отвратительна эта власть с моральной и эстетической точки зрения.

Ведя дневник, автор описывает и некие выходящих из норм нравственности события,к примеру, провинившегося старика полковника живьём зажарили в паровозной топке, а где-то ещё нетрезвые солдаты бросив бомбу убили 60-80 человек и таких примеров куча.

Автор верил, что все что происходит сейчас это лишь проверка от Бога и что ко всему нужно относиться с милостью и понимаем, а всякие бесчинства, это удел слабых духом и сердцем людей. Бунин видит в религии надежду на спасение русского народа. Именно поэтому среди сцен насилия и всеобщего безумия писатель неожиданно выделяет фигуру военного «в великолепной серой шинели, туго перетянутого хорошим ремнем, в серой круглой военной шапке, как носил Александр Третий. Весь крупен, породист, блестящая коричневая борода лопатой, в руке в перчатке держит Евангелие. Совершенно чужой всем, последний могиканин». Эта фигура противопоставляется автором окружающей толпе. Он - символ ушедшей России. Важной деталью в его образе является Евангелие, заключающее в себе святость старой Руси.[2]

«…Все преграды, все заставы божеские и человеческие пали»- пишет Бунин, когда в открытую в газетах «нового» времени стали оскорблять образ сына Божьего. Не терпя такого отношения к людям, к жизни, к вере Бунин решает, что лучшим решением будет бежать и может, благодаря этому решению мы имеем исторические понятия о революционностью периоде.

Так же, как и Бунин властью был недоволен и Максим Горький. Он смело выступал в печати против власти большевиков, он бросал вызов новому режиму. Его книга была под запретом вплоть до “перестройки”.

А между тем она без посредников представляет позицию художника в канун и во время Октябрьской революции. Она является одним из самых ярких документов периода Великой Октябрьской революции, ее последствий и установления новой большевистской власти.

«Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Изучая его тексты, мы пришли к тому, что в начале революционных движений он питал великие надежды на изменения в мире. Он считал, что народ станет более сознательно относиться к созданию своей национальной истории и возродит духовные ценности. Но вскоре после октябрьских событий уже предчувствуя иной, чем он предполагал, ход революции, Горький с тревогой вопрошает: “Что же нового даст революция, как изменит она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?”. Эти вопросы были адресованы победившему пролетариату, который официально встал у власти и “получил возможность свободного творчества”.[5]

Основной целью революции является социальная эволюция, где раб становится свободной личностью. Но и тут мечтателя ждал провал. В скором времени, инволюция перешла в хаос. Хаос стал разрастаться и становиться все больше и неуправляемее. Горький пишет: «Атмосфера безнаказанных преступлений”, снимающая различия “между звериной психологией монархии” и психологией “взбунтовавшихся” масс, не способствует воспитанию гражданина» [4]

«За каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии»”. -пишет в дневниковых записях автор и не зря, ведь дальше он даёт понятие, что всякое стремление мстить перерастает в дикий и необузданный она трусливых животных.

Расхождение между личностью и обществом заключается и в том, что Горький отказывается делать из людей «щенков», которых хочется жалеть. Писатель отмечает, “что он пассивен, но — жесток, когда в его руки попадает власть, что прославленная доброта его души — карамазовский сентиментализм, что он ужасающе невосприимчив к внушениям гуманизма и культуры”.[6]

Он не отрицается, что мир, в котором он жил до и мир, который пришёл после это две стороны одной палки. Он имеет право говорить обидную и горькую правду о народе, и Горький убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о нём скажет он первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят месть и злобу, чтобы... плюнуть злостью в лицо народа.

 В «Несвоевременных мыслях» Максим Горький подвергает резкой критике вождей революции: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Зиновьева, А. В. Луначарского и других. И писатель считает нужным через голову своих всевластных оппонентов непосредственно обратиться к пролетариату с тревожным предупреждением: “Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!”.

Позже многие поймут, что эти слова стали пророческими и автор «Несвоевременных мыслей» не какой-то бесчестный буржуй привыкший жить на шее простого народа, а прорицатель, что лишь пытался докричаться до разума людей.

Исходя из всего вышеперечисленного мы можем прийти к выводу, что период революционных движений для этих писателей-мыслителей был самым сложном, как в моральном, так и в этическом плане. Стремление человека быть свободным – всегда череда разных преград требующих обдуманных решений.

«Окопные дни» и «Несвоевременные мысли» это не просто дневники тех, кто прятался. Это важные доказательства, что любое изменение без должного руководства может быть причиной хаоса, который будут разбирать ещё много, много лет.

 

Список литературы:

  1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  2. https://wir-com-ru.turbopages.org/turbo/wir.com.ru/s/news/svyashennayanenavistbunina
  3. Иван Бунин «Окаянные дни»- М.: Молодая гвардия, 1991
  4. Максим Горький «Несвоевременные мысли»- Ротация, 1990
  5. Там же, Глава IX
  6. https://students-library.com/library/read/46669-analiz-publicisticeskih-tekstov-m-gorkogo-i-i-bunina-nesvoevremennye-mysli-i-okaannye-dni
  7. Золотарев А.А. И.Бунин и М.Горький. Воспоминания/С пред. А.Астафьева//Наш современник.-1965.-№7.-С.101-105.
  8. И.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов/ Сост. Г.П. Климова.-Елец,1995.-186с.
  9. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев.-М.:Скифы, 1991.-216с.
  10. История русской литературы: ХХ век. Серебряный век/Под ред. Жоржа Нева, Виктории Страды и Ефима Эткинда.-М.:Изд.группа Прогресс-«Литера», 1995.-704с.

Оставить комментарий